6 мин.

Моуринью из великого тренера превратился в медийную звезду. И поэтому он не может провалиться в «Роме»

Колонка Вадима Лукомского.

Моуринью-2005 – лучший тренер мира. 

Моуринью-2015 – не лучший тренер мира. 

Моуринью-2021 – не лучший тренер. 

Ранний Моуринью – феномен и один из моих любимых менеджеров (шок – правда?). Именно поэтому так важно проводить грань между его текущим состоянием и версией из нулевых. Любая попытка избежать этого – неуважение к великому наследию Жозе. 

Есть несколько способов описать регресс португальца. Детальнее всего я подошел к задаче в этом материале: внутри подробно сравниваются результаты, методы работы, особенности тренировок и тактики Жозе (раннего и позднего). Старался показать как масштаб фигуры того Моуринью, так и масштаб падения нынешней версии. 

Можно оперировать более простыми категориями. Например, последнее появление португальца в четвертьфинале Лиги чемпионов было 7 лет назад. Из трех последних клубов его увольняли, не дожидаясь окончания сезона. «Челси», «МЮ» и «Тоттенхэм» не останавливали даже 39 млн фунтов в неустойках. 

В последнем случае все было так грустно, что Дэниэл Леви (фанат Жозе, который жаждал его приглашения в клуб с 2003-го) посчитал, что у команды больше шансов зацепить победу в финале Кубка Лиги с 29-летним Райаном Мэйсоном. Так можно оценить только тренера, который не просто больше не помогает, но и начал откровенно вредить.

На выходе получаем неутешительные тенденции его последних работ:

• Цикл сосуществования с командой становится все короче. Старые три сезона сначала стали тремя неполными сезонами, а в «Тоттенхэме» все завершилось за полтора года.

• Даже пиковые успехи не впечатляют относительно ресурса команды. Раньше был четкий пик – супердостижение (победа в ЛЧ или победа на дистанции сезона над великой «Барсой»). Теперь чемпионство при самом дорогом составе в лиге не гарантия, а в скромных достижениях есть нисходящая траектория. До «Тоттенхэма» Жозе мог указывать хоть на какие-то трофеи (пускай они не были такими мощными относительно ресурса клубов) – теперь нет и этого.  

• Жертвы по-прежнему требуются. И стали радикальнее. Раньше стиль Моуринью был эффективным и контратакующим, а стал карикатурно автобусным. 

Обратите внимание на аналитическую модель, которая, оценивая ресурс команд и качество футбола, переводит тренерский перфоманс в рейтинг. Компания Analytics FC продвигает эту модель именно как способ поиска недооцененных и наиболее подходящих клубам тренеров – то есть помощь владельцам в назначениях. 

Рейтинг Моуринью в «Тоттенхэме» – 18 из 100 (после адаптации на уровень лиги). По соотношению ресурс/тренерская работа Жозе был одним из худших в нынешней АПЛ. Такой низкий показатель отчасти связан с высокой тренерской конкуренцией в лиге: общий показатель Жозе до адаптации – 59. Но эта цифра тоже далека от результатов работы топ-тренеров (Нагельсманн в «Лейпциге» – 96, Почеттино в «Тоттенхэме» – 98, Гасперини в «Аталанте» – 98, Гвардиола в «Сити» – 100).

Модель основана на объективных данных и распознает сильный перфоманс от тренеров разных категорий из разных по статусу клубов. Вердикт по Жозе: «Хуже, чем можно было ожидать от среднего тренера в таких же условиях». У португальца больше не осталось сильных сторон, которые можно описать через объективные показатели. Все его преимущества теперь в другой плоскости. 

Совокупность этих факторов заставляет сформулировать вопрос: может ли нынешний Моуринью чисто на тренерских достижениях, которые хоть как-то служат отражением текущего уровня (а не совсем былых заслуг), претендовать на работу в серьезном клубе? Кажется, нет. Но это не значит, что его неразумно назначать.

По-моему, элегантнее всех трансформацию, которую я описываю уже полтекста, сформулировал колумнист The Guardian Джонатан Уилсон. Его теория: прежний Моуринью задавался вопросом: «Какое самое прагматичное решение в данной ситуации?» Вопрос нового Моуринью: «Что в данной ситуации сделал бы Моуринью?». Не величайший прагматик последних 20 лет, а образ, который удобнее всего эксплуатировать.

Уилсон считает, что смена парадигмы навредила карьере Жозе. Это шоу перенеслось и за пределы поля. Теперь Моуринью готовит перфомансы – часто до ужаса наигранные.

Прочувствовать разницу можно на примере самой культовой фразы Жозе: «Я – особенный». Он сказал ее на первой пресс-конференции в «Челси» – и она не была заготовкой, а просто родилась из диалога с журналистами. На самом деле Жозе сказал даже не «I am The Special One», а «I am a special one» – не самопровозглашение, а обычное предложение, которое стало великим из-за ауры Жозе и его успехов. Мемом его сделали журналисты и болельщики, а Жозе – просто тренировал (лучше всех в мире).

Сейчас у Моуринью в арсенале сплошные заготовки и самоповторы, многие из которых придуманы с одной целью – манипулировать фактами так, чтобы переложить вину за любую неудачу на игроков (опасность такого подхода разбиралась в тексте по итогам его работы в «Тоттенхэме»).  

Это все еще зрелищнее, чем у 99% тренеров, но уже не так эффектно. Прежний Моуринью оставлял за собой след из цитат, а не придумывал их заранее, подмигивая журналистам и соответствуя образу. Баланс между тренерством и звездностью сместился в сторону медийных выступлений. 

Здесь он все еще топ. Последние наниматели Жозе – те, кто снимал кино про клуб, и те, кто в принципе в кино понимает больше, чем в футболе. В случае «Ромы» расклад совсем уж явный. Нанимать Моуринью как гарант результатов – нет смысла (он больше с этим не справляется). 

Нанимать как тренера, который особенно подходит этому составу, – тоже. Главная звезда клуба – Генрих Мхитарян (Моуринью – худший тренер в его карьере). Остальная часть состава сильно заточена на схему с тройкой защитников, которую Жозе никогда не использовал в качестве основной. Только Крис Смоллинг (который не устраивал Моуринью в «МЮ») имеет достаточно опыта в паре, остальные центрдефы подобраны явно под тройку и многое теряют в другой формации. 

Есть еще вариант прихода Моуринью под глобальную перестройку. Вот только вряд ли на нее найдутся деньги. В общем, футбольной логики в этом назначении – минимум, даже если оценивать не тренерский уровень Жозе (принять за данность, что он силен), а его предпочтения по стилю и составу. 

И все это совсем неважно. Теперь тренерские успехи для Жозе – лишь приятный бонус, а не мотив приглашения. Если с «Тоттенхэмом» еще были другие трактовки (везде брал минимум один трофей, а клуб давно не мог; рассказывал, что изменился в стилистическом плане и набирает новый штаб; состав намного лучше подходил его футболу), то сейчас даже при желании такого не разглядишь. 

Топовый медийный персонаж едет в огромный город с потенциалом для развития глобального бренда. В недавнем интервью The Times Моуринью все объяснил: «Я хорошо продаюсь. Это факт. Можно по-разному это анализировать и описывать. Со 100-процентной уверенностью могу сказать, что за два года в «Тоттенхэме», ничего не выиграв, я был тренером, про которого писали больше всего новостей». 

Похоже, эти правила игры теперь принимают и клуб, и тренер. Отработав медийные контракты (c The Sun и TalkSport) по освещению Евро, Жозе приступит к работе в «Роме». В этот раз он не может провалиться. С одной стороны, Моуринью гениально переписал правила игры под себя и нашел команду, которой интересно такое сотрудничество. С другой, страх провала – сильнейший мотиватор для тренера.

И мне не хватает Моуринью-тренера.

Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan, Paolo Rattini, Neil Hall; REUTERS/Toby Melville