6 мин.

Молодежку смотрели?

В понедельник, как и многие, я поспешил домой к восьми вечера, чтобы посмотреть на игру молодежной сборной России. Увидеть целое поколение в действии всегда интересно, даже если отдавать себе отчет в том, что «футбол поколений» штука достаточно ведь частная, придуманная для того, чтобы футболисты росли. В дальнейшем, взрослом футболе, никогда и никто не будет отбирать тебя по возрастному принципу. Просто играют сильнейшие: в клубе – из тех, кого клуб сумел себе позволить; в сборной – из тех, кто уродился.

Поэтому я настраивался на знакомство. Ведь даже если видел игрока молодежной сборной раньше и даже если видел его много раз, все равно в молодежной команде он предстает в ином качестве. В большом футболе он более или менее наглый дебютант. Здесь – возможно, лидер. Во взрослом коллективе ему простится ошибка и рядом десять (может, чуть меньше) человек народу, которые могут подсказать, подбодрить. Здесь он, глядишь, обязан сам вести за собой партнеров.

В общем, настраивался знакомиться.

Два пропущенных гола в первые двадцать минут – это удар, от которого практически невозможно оправиться. Разумеется, нет ничего абсолютно невозможного, но если с тобой случилось такое, а ты продолжаешь верить в собственные силы – значит, с тобой просто случился досадный провал. Но отыграться ты сумеешь либо при большой удаче, либо соперник тоже позволит себе в какой-то момент «поплыть». Сборная России позволила себе непозволительное – приехав на чемпионат Европы, она то ли разволновалась, то ли, наоборот, слишком успокоилась, но в первом тайме выглядела на фоне немцев новичком. Немцы, видимо, просто лучше наших умеют играть в футбол, если иметь в виду уровень мастерства. Две голевые атаки, а вместе с ними и еще парочка в этот неприятный период матча – просто образец. Немцы дважды завели мяч в наши ворота, один раз комбинационно, другой раз на добивании – причем ни бьющий, ни добивающий игроки не встретили на своем пути серьезного сопротивления. Ну, и оба мяча через центральную зону.

Известно при этом, что у сборной России не играл основной защитник Сергей Голяткин, однако мне не кажется, что нам в своих впечатлениях стоит на это закладываться. Ведь, в конце концов, о том, насколько важен Голяткин для этой команды, мы знаем только с чужих слов. Как и об уровне его игры. Здесь просто не нужно торопиться; сборной России предстоит провести на турнире еще как минимум (в него не хочется верить) два матча, и Голяткина мы еще увидим. Хочется личных впечатлений, да и куда нам спешить?

А пока приходится констатировать, что заменившему его в центральной зоне Камболову не откажешь в физической мощи и старательности. Кстати, у него еще и огромной силы удар. Однако вот позиционно Камболов играет очень посредственно. А если ты не умеешь как следует выбрать позицию, то и атлетизмом, какой бы ты ни был атлет, в единоборстве можешь не блеснуть. Мы знаем, конечно, что Руслан номинально левый защитник, однако его завидные физические данные позволяют предполагать, что соблазн использовать его в центре возникнет еще не у одного тренера, дай ему Бог долгой карьеры. Стало быть, этого качества будет не хватать.

Впрочем, пропущенные через центральную зону угрозы нашим воротам никак не могут быть списаны на одного человека. Я высказался о Камболове в первую очередь потому, что его в момент активности немецкой сборной удавалось проще идентифицировать на поле. Но вообще главный источник такого рода угроз, конечно – пассивность полузащиты. Немецкие атаки не удавалось тормозить в центре поля, и на собственно защитников они уже выскакивали, чувствуя себя кавалерией.

А может быть, так проявлялась и неважная функциональная готовность. Скажем так – оставлявшая желать лучшего. Как не успевала полузащита выстроиться стеной для обороны, также не успевали полузащитники и в атаку. Помните (а не помните, я расскажу), как в первом тайме, уже когда проигрывали, слева ворвался в штрафную Салугин? Не можете не помнить – это был очень яркий эпизод. Так вот в той атаке при лежащем вратаре соперника мяч выскочил к линии штрафной – а ударить там было некому. Ударили потом, да момент уже ушел. Между прочим, немцы свой третий гол в аналогичной ситуации забили – с подбора.

Впрочем, тренер команды Равиль Сабитов еще до начала турнира констатировал, что функционально команда готова неважно.

Немцы играли плотнее, компактнее. Они и вели всю игру от начала и до конца.

Я не до конца согласен с формулировкой о множестве голевых моментов у немецких ворот. Факт – что наши атаковали, сумев продолжить борьбу после провального начала. Атаковали неплохо, можно сказать – изобретательно. Но вот сравните любой из немецких голов с нашими моментами. Например, с моментом Дзюбы, когда он перебрасывал мяч через вратаря, а вместе с ним перебросил и ворота. Немцы в своих атаках раскатывали мяч, им не успевали помешать ни пас отдать, ни пробить, полная свобода. Дзюба же получал мяч скачущим, с двумя защитниками на плечах и вратарем, который, страхуя своих, выскочил навстречу. Никакой свободы, да и мяч еще поди укроти. Это не оправдание Дзюбы, кстати, если кто-то захотел это так понять. Я просто хочу сказать, что есть моменты – и моменты. Разные они. Для того чтобы реализовать такой момент, нужно быть очень техничным игроком. В общем, мы знали, что особенно выдающихся персональных талантов в наших молодежных сборных нету. Мы сильны командой. Ничего нового и уж тем более – страшного.

Реклама 18+

А ведь немцы, возвращаясь к вопросу о моментах, еще на исходе первого тайма в штангу попали.

Вот такими же были и атаки в начале второго тайма наши. В этом есть положительный момент: команда перестроилась (тренер в перерыве поработал), это не было навалом – обложили немца, обложили! Но до настоящего прицельного удара дело могло дойти... Ну, пару раз. Немцы защищались потно, трудно, но не теряя головы. Провала с ними не случилось. А вот мы, едва забив, тут же и пропустили. Думаю, это все ровно потому же – команда была не свежа, нагнетание темпа обошлось нам дорого (хотя при этом все равно нагнетали – еще один плюсик), забили – и подсознательно решили передохнуть. Из персональных впечатлений – понравился парень по фамилии Смольников. Разносторонний игрок, действовавший по ходу матча на разных позициях, энергичный, в хорошем смысле слова злой. Поле видит. Понравился вратарь – три гола никого не должны ввести в заблуждение, два из них были забиты в ситуации, когда ни один вратарь не поможет, а третий – теоретически можно было бы упрекнуть голкипера в том, что не достал удар с линии штрафной, но ведь кто-то еще и позволяет бить с этой самой линии беспрепятственно? Нет, и тут не было персональной ошибки. А еще в нескольких случаях наш Бородин выручил. Кстати, понравились в нем спокойствие и умение играть ногами. Это очень ценное качество для современного голкипера.

Но, собственно, что в итоге? Проиграли первую встречу. Сборная Колыванова тоже проигрывала в групповом турнире. Ничего. Турнир выиграет команда, которая сумеет по его ходу прибавлять от матча к матчу. Группа у нас, судя и по нашему поединку, и по стенограмме параллельного – ровная. В другом-то матче сербы, напомню, вели, потом получили большинство, но дрогнули и проиграли. Бог его знает, как, но все указывает на то, что большого превосходства одной команды над другой там не было.

А что наша команда может играть лучше, мы увидели и по ходу матча с немцами. Ничего страшного не произошло. Впоследствии нужно избежать провалов и показать свой футбол. Банально? Ну, а что нестандартного в ситуации-то, кто первый матч не проигрывал в жизни?

Вот Голяткин возвращается. Хоть на него посмотрим.