4 мин.

У Фонсеки в центре поля играет Фламинго. Лучший в Европе

Год назад Сарри доживал свой короткий век в Турине, Сассуоло хайпового Де Дзерби находился всего в нескольких очках от зоны вылета, а Ибрагимович только что забил свой первый гол во втором миланском пришествии. В Вечном городе, в Роме, спортдиректором ещё был Джанлука Петраки, чьи попытки усилить капитолини испанцами воспринимались скептически. Если Карлес Перес носил футболку Барселоны и забивал Интеру, то смотрелся перспективнее ноунейма Гонсало Вильяра - "восьмёрки" из второсортного Эльче. Подписание последнего выглядело чуть ли не бзиком скаута, который пытался что-то доказать, осознавая, что изменения в руководстве Ромы наступят скоро и неизбежно.

Сегодня Пирло рулит Синьорой и гордится сложенным паззлом с КриРо, Сассуоло борется за место в Европе, а Ибрагимович доказывает, что возраст не предел, а Милан - вовсе не неудачник, давно потерявший золотой лук со стрелами. Рома пригласила на пост DS амбициозного Тьяго Пинто, с расширенными полномочиями, а Карлес Перес ковыряется в носу, протирая скамейку. В это время ноунейм Вильяр становится главным ньюсмейкером Европы, оставаясь на поле совершенно незаметной фигурой.

В футболе время течет по-другому, но никогда, как в 2020 году, временные концепции ещё не приобретали такого, нового значения. В сезон, разорванный ковидным перерывом, пришлось перезапускаться и играть в бешенном ритме, потом, без должной подготовки, вливаться в другой, меганасыщенный сезон. Развитие Вильяра произошло молниеносно, ведь ещё полгода назад Гонсало получал лишь минуты. На фоне блеска Дзаниоло, над хавбеком из Испании сгущались тучи. Вильяр вышел против Пармы за 7 минут до конца встречи и запорол два шанса, один более невероятный, чем другой. Сегодня это кажется далёким эпизодом, как будто - 6 лет назад, ведь и тремя годами ранее с Гонсало такого не происходило. Осенью 2017 года вундеркинд молодежки Валенсии был единственным, кто вместе с голкипером Кристианом Риверо тренировался с первой командой. Просто Марселино балдел от парня, считая его будущим Парехо, и натаскивал в построении игры в атаке. Жаль, что после случится неприятная история с менеджментом, скандал с контрактом из-за желания играть за другую команду ради игрового времени. Наконец, карательный переход в Эльче, в Сегунду, и только потом - странное предложение и трансфер за 600 тысяч евро.

Сегодня все это - часть быстро забытого прошлого, и быстро прогрессирующая реальность. История, которая идеально описывает талант, который не требует долгого раскрытия, но изобличает слепцов, неспособных управлять временем и его самородками. Игра же Вильяра - это простые вещи: основы, которые в элитном футболе считаются само собой разумеющимися, такие как первый контроль, положение тела при ударе ногой, способность удерживать мяч при движении. При этом Гонсало не быстр, не эластичен, он не прыгает выше соперников и не бьет мощно и точно по воротам. В его репертуаре нет приемов, которые гипнотизируют защитников визави. Вильяр - это простой парень с длинными ногами и высоким центром тяжести. Вильяр даже близко не подходит к идеальному описанию скользского меццалы, как Хави, Иньеста или даже Пирло. Он выглядит как фламинго, бегущий сквозь страшные препятствия. Тем не менее, никто в Серии А не знает, как лучше защищать мяч от нападок более мощных соперников, как противостоять прессингу двоих, а то и троих игроков, как проходить слалом с приклеенным к ноге мячом.

Риторическая гипербола, но Вильяр во всем этом настолько хорош, насколько это незаметно при общекомандном движении. Безусловно, никто и не пытается во время просмотра матча просчитать процент успешного дриблинга хавбека от общего количества попыток. Показатель 14-го номера джаллоросси достигает 90,9%. Это больше, чем у любого другого полузащитника как в Серии А, так и в пяти главных европейских лигах. Среди тех, кто имеет как минимум 2 успешные статистические обводки в течение 90 минут игры (у Вильяра - 2.4) - это Бенассер из Милана, но у опорника россонери процент - всего 71.4. Даже среди тех, кто меньше рискует, ради более высоких показателей успешности, нет никого, кто так хорошо удерживает мяч, как Вильяр. Кесси тащит 86.4%, но средний процент обводок - только 1.5. В Европе Вильяр превосходит первых конкурентов - Марио Лемина и Марко Верратти (84,6% и 78,8% соответственно). 

Наблюдая за его игрой, можно сказать, что он вообще не пытается тащить мяч. В футболе всегда было сложно дать четкую формулировку дриблинга и ведения мяча. Мы часто видим, как полузащитник Ромы разворачивается вокруг своих оппонентов, выкручивая им спины, причем без привычного бразильского багажа уловок и финтов, принятых считать неотъемлемой частью дриблинга. Его талант настолько незаметен на первый взгляд, но подводит к новым значениям и формулировкам постулатов. Кажется, в Коверчано следует подкорректировать словарь Треккани, в котором человеку, далёкому от футбола, разъясняется про "индивидуальный маневр спортсмена, лёгкими касаниями стопы перекатывающего мяч справа налево или наоборот, чтобы обмануть соперника и быстро оставить позади себя". Скорее, это барабанное соло в джазовой пьесе, которое выскакивает без предупреждения из-за плотности нот, но приносит произведению особый вкус и ценность.