8 мин.

Клубики-рубики

Конечная станция северной ветки метро, оттуда 5 остановок на автобусе и пара километров пешком – разыскать по скромному описанию на сайте футбольного клуба «Уйпешт» один из многочисленных стадионов Будапешта оказалось гораздо сложнее, чем решиться поехать в Венгрию на футбол. Этого государства не было в планах «Клуба путешественников» даже на черный день, но обстоятельства подкорректировали календарь в одной из футбольных стран-карликов (мы туда еще попробуем доехать) и вслед за вечерним пятничным «а давай-ка в Будапешт!» последовал утренний субботний поезд.

Весенняя Венгрия на удивление мила и притягательна. Хотя страна уже 5 месяцев является полноценно открытой для Евросоюза, ничего очень европейского в нее, к счастью, завозить не торопятся. Кажущиеся беспримерно огромными цены в форинтах, чудовищно непонятный язык и мытищинские вагоны в самом старом континентальном метро в мире – весьма привлекательные обстоятельства для экзотического вояжа. Даже переизбыток перца в местной кухне не способен поджечь веру во впечатляющую венгерскую самобытность.

Той же загадочно остренькой закваски на поверку оказывается и местный футбол. Малоизвестные клубы, светящиеся в квалификационных раундах еврокубков, сомнительная сборная, практически полностью состоящая из легионеров и умудряющаяся проиграть 0:3 Мальте, но переигрывающая 3:1 итальянцев, и бесконечное наследие Ференца Пушкаша, которого наверняка хватит еще лет на 100, – все общедоступные знания о венграх-футболистах. Любознательные могут вспомнить, что Йожеф Сабо тоже венгр.

Составить чуть более полноценное впечатление призвана одна отдельно взятая игра чемпионата страны. Встречаются 2 будапештских клуба – «Уйпешт» и РЕАЦ. Де-юре эту игру можно назвать столичным дерби, де-факто – это, скорее, дерби двух северных районов столицы. «Уйпешт» сейчас идет на втором месте, РЕАЦ на двенадцатом.

У будапештских болельщиков есть неплохой выбор из 5 команд в высшей Сопрони-лиге и множества более мелких в дивизионах низших, среди которых внимательный глаз зацепится за знакомое слово «Ференцварош». Пожалуй, самый известный венгерский клуб в 2006-м впервые за 104 года отправился во вторую лигу, поимев проблемы финансового характера и многочисленные разбирательства в суде. Спасение прилетело в Будапешт из Англии – владельцы «Шеффилд Юнайтед» в феврале 2008 года подписали соглашение, по которому согласились вытащить команду из ямы, заодно построив клубу новый стадион.

Отсутствие самой титулованной команды, впрочем, не убавляет остроты из внутрибудапештских разборок. В этом сезоне, к слову, начавшемся еще в июле 2007 года и прерывавшемся на зимние каникулы с ноября по февраль, выше всех запрыгнул МТК, сейчас занимающий первое место в лиге. Хотя это мало беспокоит другие столичные клубы.

– Да ну его, этот МТК, – возмущенно бубнит пресс-атташе «Уйпешта» Кароли. – Всего 2 очка разницы. За чемпионство все равно будем мы с «Дебреценом» биться. К тому же «Уйпешт» старше МТК – их в 1888-м основали, а нас в 1885-м.

В силу последнего аргумента верится особенно.

За разговором над расположившимся в полном таун-хаусов районе Уйпешт стадионом «Жужа Ференц» начинается гроза, неожиданно помогающая окунуться вглубь предматчевых событий. До игры еще 2 часа, трибуны еще закрыты, поэтому пресс-атташе приглашает в клубное кафе. Поднимаемся и попадаем на трансляцию самых интересных моментов хоккейной игры Венгрия – Украина, оказывающейся какой-то исключительно позорной для последних.

– Да, сегодня у нас большой день. Венгры в дивизион А вышли. Будут с вами, канадцами и финнами играть!

Не желая расстраивать пресс-атташе перспективой встречи венгерских любителей с Ковальчуком и компанией, приходится тактично улыбаться. Куда большее удивление, чем хоккейные успехи, вызывает офис «Уйпешта», сверкающий клубными фиолетовыми цветами и стильным ремонтом.

В кафе начинают собираться игроки. В углу стоит большая чашка с булочками – каждый тянет себе по штуке, несмотря на очевидный режим. За соседним столом начинается предматчевая установка для легионера из Камеруна Денису Дуранди, красующегося на афишах предстоящего матча. Предыгровое внушение проводит ветеран команды Ковач Урбани.

– Максимум концентрации, понимаешь! Я хочу, чтобы ты был на острие! Иначе поменяем!

В это время ко мне подсаживается мужчина в годах и начинает говорить по-русски. 67-летний Янош Петери сам раньше играл за «Уйпешт», потом 12 лет «был в командировке» инженером в СССР, а сейчас работает в клубе администратором. Сегодня у него ответственная миссия – провести первый в истории онлайн матча в Интернете. Русский язык, на котором Янош, по его признанию, не говорил 30 лет, вспоминается с заметным трудом. Ничего о футболе – только воспоминания о том, как летал на вертолетах «в закрытые города под Новосибирском».

На русскую речь отзывается и закончивший наставления Ковач, вспоминающий пионерское детство и советско-венгерские школы.

– Скоро лето пролетело, быстро школьникам за дело! – с завидной военной четкостью тараторит футболист. Кажется, он лет 20 ждал живого русского, чтобы выпалить советскую мантру.

Через пару минут за столик подсаживается президент клуба Джо Борац. Обладатель сверкающей улыбки и нескромного БМВ на именной парковке перед клубным офисом выглядит влюбленным в свой клуб по уши. С ним говорим уже по-английски и исключительно о настоящем и будущем «Уйпешта».

– На прошлой неделе я был в Лондоне, имел беседу с шефами «Мидлсбро». Будут опытом делиться. Мы раньше сотрудничали с «Фейеноордом», тренеры их к нам приезжали, а потом они все пропали в один момент. Звоним им – отвечают, что с ними из Донецка связались, больше денег предложили. Ну, они все туда и уехали.

Проблема «Уйпешта», как выясняется, не требует особых пояснений. Бюджет в 5 миллионов долларов позволяет иметь неплохую клубную базу, амбиции внутри страны, но не более.

– Видишь, «Мидлсбро» получает за трансляции за сезон 80 миллионов фунтов, а я 60 тысяч долларов. Поэтому у нас сейчас одна задача – первое или второе место, кубок УЕФА и поиск спонсоров. Ну и менеджмент, конечно. Нам нужны специалисты. Будем учиться у англичан.

До игры остается полчаса – время традиционного изучения обстановки вокруг стадиона. «Жужа Ференц», запрятанный в тихих улочках, между тем, оказывается весьма современной ареной – последний раз ее реконструировали 8 лет назад. Стадион принадлежит городским властям, поэтому «Уйпешту» приходится делить его с национальной сборной. Среди пары киосков с булочками и орешками две бабули продают клубные атрибуты. Магазин «Уйпешта» в день игры закрыт – нет не занятых матчем сотрудников клуба.

На одной из трибун за воротами собирается едва ли не самая известная в стране фирма – «Бульдоги». Хотя они и болеют за скромный клуб, от европейского фанатского движения, видимо, не отрываются. Свидетельство тому – хотя бы разрисованная при подходе к стадиону стена, на которой среди обычных «ACAB» попадаются «RIP Lazio Fan».

«Бульдогов» на матч набирается тысячи полторы. Под одним из знаменитых венгерских табло, на трибуне за воротами, перед игрой они устраивают небольшое фаер-шоу, на которое сразу сбегаются все фотокорры и телевизионщики. Видимо, такое здесь бывает редко. При всех этих обстоятельствах – о, сладкий сон руководства РФС, – на стадионе практически нет полиции. Глядя на поле же становится понятно, что делать из футбола подобие шоу здесь не стесняются.

Сначала дети из школы «Уйпешта» выстраиваются на поле в какую-то загадочную комбинацию, но сразу убегают. Затем выходят чирлидеры, по всей видимости, обитающие в соседней гимназии. За отведенные им 5 минут они показывают, кажется, всю свою программу. Футболисты от такого искусства начинают активно подпрыгивать на месте. Но даже когда черед доходит до них, сначала на поле выходят мальчики с эмблемой фэйр-плей (а здесь духом честной игры пропитано все без исключения, даже флаг отдельный висит рядом с национальным), а уж потом – команды.

Несмотря на уверенные предыгровые прогнозы победы «Уйпешта» всех, с кем я говорил, игра получается на редкость веселой. Погоду делают африканские легионеры хозяев – они умеют играть в касание и удачно пользуются тем, что защитники РЕАЦа в 80 процентах случаев не знают, куда именно бежать. Уже в первом тайме команды соображают на двоих 5 голов, болельщики вокруг предынфарктно подскакивают с кресел при каждом удобном случае, а «Бульдоги» после любого гола запевают песню с незамысловатыми словами «ой-ля-ля-ля». Что это значит по-венгерски ни у кого выяснить не удается.

Перерыв в матче посвящен единению команды с трибунами. На растерзание отдан второй вратарь «Уйпешта». Ему предстоит неравное сражение с пятью болельщиками – они бьют пенальти, а он, соответственно, пытается отбить. Победитель 3 раза уверенно раскладывает удары по девяткам, профессионализм капитулирует, а победителю достается игровой мяч.

К 80-й минуте «Уйпешт» проигрывает 3:4. РЕАЦ и его 15 фанатов, видимо, с трудом преодолевшие 20 минут пешком из своего района до «Жужы», сходят с ума. Жару добавляет боковой, то и дело фиксирующий офсайд у нападающих хозяев. С трибуны, подписанной баннером «Алкоголики», к нему раз за разом подбегает десяток добровольцев, вызвавшихся напомнить правила. И все же «Уйпешт» спасает игру. На какой-то из последних добавленных минут очередная атака наконец доведена до гола. 4:4 и, кажется, все скорее довольны, чем разочарованы.

После матча, впечатленный всем увиденным и услышанным, отправляюсь на пресс-конференцию. Двадцать минут непрерывной венгерской речи возвращают в обычное состояние. «Ну, ты заезжай, если еще в Будапеште будешь», – тянет руку на прощание пресс-атташе. Не обещаю, но задумаюсь – перчика в венгерском футболе еще на пару поездок точно хватит.