8 мин.

В тихой Праге в понедельник

За 4 дня до матча на дверях клубного магазина футбольного клуба «Славия» железная решетка и бумажная табличка – «На матч СЛАВИЯ – спарта все билеты проданы». Именно так и написано – «Славия» прописными, «Спарта» строчными.

Пражское «дерби двух S», существующее с 1896 года, – матч года для всей страны. Хотя и играют в чешской «Гамбринус-Лиге» (для любознательных: «Гамбринус» – это марка пива) 16 команд, в тайне практически каждый чех сочувствует одной из «S». На игру приезжают любители футбола из городов, городков и пригородов, заставляя своих пражских родственников основательно побегать в поисках редких проходок на игру. Историческое разделение чехов банально, но работает до сих пор – интеллигенция болеет за «Славию», рабочий класс выбирает «Спарту».

Таблица чемпионата также стимулирует футболистов к особенной самоотдаче. До конца сезона без учета пражской игры остается 6 матчей. «Славия» впереди «Спарты» на 2 очка, но календарь лидера не в пример напряженней, чем у догоняющих. Невезучая «Славия», в последний раз выигрывавшая чемпионат в 1996-м, каждый год рвется к золоту, но слетает с вершины за несколько туров до финиша. Того же ждут и сейчас.

За 4 часа до игры практически все кафе в радиусе нескольких километров от стадиона «Страхов» закрываются до первого нефутбольного посетителя. Одно из любимых развлечений пражских болельщиков – громить пивные, благо их в городе многие сотни. Редкие жадные до месячной кассы за один день рестораторы все же оставляют заведения открытыми, но, видимо, постоянно держат руку на тревожной кнопке.

Эта игра – последнее пражское дерби для по-своему уникального «Страхова». На вершину огромного холма поднимаюсь минут 15. Вознаграждением оказывается не только панорамный вид на весь город, но и второй по величине стадион в мире, по уверениям чехов вмещающий 220 (!) тысяч зрителей. Увы, в футбол на нем не играют даже по большим праздникам. Для этих целей рядом скромно стоит вмещающий в 10 раз меньше стадион «Славии». К нему и отправляюсь.

Не сказать, что арена как-то очень плоха, но это дерби должны были играть уже в другом месте – на противоположном конце города, где раньше стоял деревянный стадион «Славии». Болельщики уже начинали шить шарфы к дате, пивоварни готовить специальное пиво, когда руководство «Славии» инициировало перенос даты открытия на 27 мая: домашнюю игру сборной Чехии с латышами. Официальным предлогом стала задержка в строительстве, неофициальную знают все – красно-белые просто не захотели начинать новую клубную эпоху со вполне возможного поражения. Шарфы и пиво остались на потом.

– Вот еще лет 5 назад по-настоящему играли. Сейчас все как в театре стало, – согласившийся сопроводить на футбол болельщик «Славии» Петер Шимак начинает вводить в курс дела. – Болельщики не дерутся – полиция все знает наперед, команды не бьются. Скучно, в общем.

За разговором подходим к стадиону. Конфликты между пражскими футбольными лагерями хитро разведены системой подъезда к стадиону. С одной стороны холма красно-белая интеллигенция подъезжает прямо к стадиону на автобусах, с другой пролетариат подкатывает на трамваях и с трудом поднимается в гору. Сталкиваются болельщики только в очереди за сосисками, но на голодный желудок отношения выясняются вяло.

Расписываюсь в скромной предвзятости и покупаю шарф «Славии» – футбол идем смотреть на трибуну хозяев и без атрибутики там появляться чревато. Среди повторяющегося из города в город ассортимента клубных ларьков выделяется уникальное пражское предложение – красно-белая маска для тех, кому есть что скрывать. Через несколько метров себя обнаруживают и потенциальные обладатели.

– Мы собираем деньги на файеры! – у трибуны с десяток парней ищут спонсоров вечера. Сочувствующие находятся. Для усиления эффекта один из пиротехников привязывает к ботинку шарф «Спарты» и подметает им асфальт. Выглядит трогательно, деньги собраны в момент.

На секторе самых рьяных фанатов «Славии» в это время уже идут подготовительные работы. Над нижним ярусом виден значительных размеров баннер, приоткрывающий часть пражского перфоманса. Приглядываюсь – ба, старые знакомые! На баннере красуется один из Симпсонов! Оказывается, жители Спрингфилда – мультипликационный покровитель «Славии».

У «Спарты», не имеющей собственного неформального героя, есть только официальный, придуманный клубом, – плюшевый воин из фильма «300 спартанцев». Естественно, никакой конкуренции с Гомером и компанией он не выдерживает. Вершиной креатива болельщиков «Спарты» была и остается фирма под названием «Драпек з ласички», что значит «коготь лисицы», прекратившая свое существование несколько лет назад.

К началу матча, несмотря на обещание таблички на фаншопе, стадион забитым до отказа не выглядит. Сектор «Спарты» и вовсе наполовину пустой. Во-первых, требования безопасности, во-вторых, матч перенесен с воскресенья на понедельник. Администрация «Страхова» готовит формальным гостям небольшой сюрприз – половину поля, на которой ориентировочно будет играть «Спарта», обильно заливают водой. Половина «Славии» остается едва смоченной. Над стадионом появляется вертолет – начинает работать телевидение.

Первый тайм стартует под оглушительное «Смерть «Спарте»!» от 14 тысяч красно-белых болельщиков. Футбол оказывается очень осторожным, изобилующем техническими неточностями, потому начинаются неофициальные соревнования – между секторами. Сначала дело ограничивается Гомером и Фландерсом, чуть позже «Спарта» отвечает уже серьезнее: в сторону поля летят несколько фаеров. И тут вступают в дело большие друзья московского «Спартака» – пражская полиция. С верхнего яруса они сразу напоминают солдат из «Age of Empires», выстроившихся свиньей. Фирменное средство борьбы с фанатским произволом – связки петард, которые они бросают в толпу. Звучит умопомрачительно громко, даже если взрывы происходят на другом конце стадиона. Сектор после такого внушения просто разбегается как умалишенный.

«Славяне», видимо, не в силах смотреть на избиение соперников, тоже вступают в борьбу с полицейским произволом. За попытками вывести из себя полицейских с одного из баннеров с красноречивым «ACAB» наблюдает Барт. Полицейские входят на сектор – на секторе растягивают огромную Лизу в майке «Славии». Срабатывает – дубинка на девушку у полиции не поднимается.

К перерыву счет не открыт, игра не изобилует ни опасностями, ни подвигами – все очень спокойно. Но для паузы между таймами организаторы припасают настоящий пражский алмаз. Гениальный способ успокоить болельщиков и скоротать 15 минут. На поле выходят… детские команды «Славии» и «Спарты»! На вид футболистам лет по 6, все в клубной форме. На одной из половин поля устанавливают небольшие ворота, игра идет по всем правилам – есть судья, скамейки, тренер и болельщики, а разминающиеся дублеры подают мячи. Кажется, с трибун не уходит никто. Болеют чуть ли не больше, чем за основные клубы.

Детские команды – полное отражение всех удач и неудач сидящих в это время в раздевалке. У «Славии» немного проваливается правый фланг, «Спарта» предпочитает грубый, напористый футбол. Красно-белый нападающий несколько раз выходит 1 на 1, но вратарь действует блестяще. Трибуны аплодируют. Матч заканчивается вничью. После игры, чтобы окончательно добить болельщиков, маленькие футболисты совершают круг почета и раскачивают трибуны, словно выиграли какой-то кубок. Честно говоря, после этого продолжения детской игры хочется гораздо больше, чем основного дерби.

Но полноразмерные игроки уже на поле, время продолжать. Остывшие болельщики снова заводят полицейских, в ход снова идут петарды – перерыва как не было. Из-за беспорядков игру останавливают на несколько минут. В сторону полиции летят кресла, нескольких болельщиков выволакивают на дорожку и начинают бить. Видимо, примером для всех остальных.

На 58-й минуте секунд на сорок героем матча становится нападающий «Славии» Давид Каливода. После прострела он первым оказывается у мяча и забивает гол. Тут же бежит к болельщикам, срывает с себя футболку и… получает вторую желтую. «Славия» остается в меньшинстве. «Спарта» начинает поддавливать – чувствуется рабочая составляющая команды. В одной из пауз на поле со стороны сектора гостей вылетает болельщик, хватает угловой флажок и устраивает погоню четверых стюардов за собой. Ему тоже основательно достается.

Для реализации преимущества «Спарте» требуются 15 минут и огромные усилия, чтобы пробить 37-летнего вратаря «Славии» Мартина Ваника. Его не хватает только на удар головой Михала Кадлеца. Игра засушивается окончательно, команды решают остаться при своих. Болельщики доламывают последние кресла на секторе, полиция лениво домахивает дубинками – пражское дерби получается неожиданно эмоциональным, на 90 минут хватает не всех. Окончание матча украшают впечатляющий закат и круг почета измотавшихся футболистов.

Последний футбольный бонус получаю уже в послематчевом пражском трамвае – оказываюсь в неожиданной компании из полусотни болельщиков «Спарты». Настроение резко ухудшается – способствуют красно-белые футболка и шарф, который мгновенно прячется на самое дно сумки. Под распевы «Умри, «Славия», умри» один из «спартанцев» замечает мое смятение – как это можно не петь и не раскачивать вагон на ходу? Я уже прощаюсь и с Прагой, и с «Клубом путешественников», но мужчина наоборот прикрывает от клубных коллег. Видимо, ощущает масштаб последствий. В центре города вылетаю из трамвая – футбол наконец-то заканчивается. В голове крутится единственная мысль: никогда не носите в Праге клубные цвета в день дерби.