13 мин.

Их нравы. Поможет ли заграница руководителям «Торпедо»?

С приходом скучного и грустного межсезонья (или, делая поправку на отечественный перевернутый с ног на голову календарь, межкружья) количество тем для обсуждения резко сокращается (ну, если только наше родное и горячо любимое руководство снова чего-нибудь по хардкору не отмочит). Право дело, не писать же о том, как легионеры разъезжаются на Рождество по домам, наши доморощенные футболисты - по теплым странам, а болельщики, кутаясь в клетчатый плед и попивая горячий чай, - вяло дискутируют по поводу того, купят ли этой зимой хоть кого-то, способного реально усилить команду. Поэтому, дабы внести некоторое разнообразие, коллективный разум авторов данного блога решил внести свежую и немного нестандартную струю в его наполнение (за что лично я этому самому коллективному разуму премного благодарен).

Так получилось, что ваш покорный слуга волею судеб оказался заброшен на несколько ближайших лет в самое сердце Туманного Альбиона и по совместительству - один из оплотов западного империализма. Да-да, именно туда, в город Лондон, в центре которого от представителей этнических меньшинств рябит в глазах. Здешние цены на недвижимость дают такую фору московским, что шаблон сразу начинает трещать по швам, метро представляет собой самый страшный сон клаустрофоба, а белки в местных парках норовят вероломно залезть по штанине, дабы засунуть свой нос в пакет с орехами, который беспечный турист имел неосторожность купить для небольшого перекуса на ходу. Город контрастов, как сказала бы одна из героинь известной советской комедии. Но при всем при этом Лондон - столица страны, чей футбол и организация футбольного дела с некоторых пор считаются у нас дома если не эталоном, то продуктом, весьма близким к нему.

Данной статьей я хотел бы начать цикл небольших "заметок на полях шляпы" - наблюдений за английским ногомячом с точки зрения простого нейтрального болельщика (ибо, несмотря на мою горячую любовь к одной команде из Манчестера, ходить на игры, учитывая рабочий график, семейную жизнь и прочую движуху, удобнее все же в столице), время от времени посещающего здешние стадионы, дабы получить очередную дозу футбольного наркотика (надеюсь, ФСКН и Роскомнадзор отнесутся к такому сравнению "на грани" со снисхождением и пониманием), на который я имел неосторожность подсесть в возрасте лет пяти. Но - заметок с проекцией на нашу родную реальность, а точнее - положение дел в любимом клубе с Восточной улицы. И вот с этого места немного поподробнее...

Дело в том, что я имел неосторожность некоторое время назад вбить себе в голову одну глупую идею - футбол должен существовать для болельщиков. Ну то есть, чтобы абстрактный Вася, болеющий за абстрактный московский "Москвич" (или герр Шульц, поклонник берлинского "Унтер ден Линден", или простой работник паба Джон, с детства топящий за ФК "Лондон Юнайтед", неважно) мог в выходной прийти на стадион, купить себе что-нибудь из атрибутики, съесть горячую сосиску, выплеснуть эмоции, наблюдая за игрой любимой команды, и все это - с максимально возможным комфортом. Желательно без унижения человеческого достоинства перед, во время и после матча (по этому пункту, конечно, есть ряд оговорок применительно к России, но это проблема более глобальная и выходящая к тому же за рамки одного лишь футбола - думаю, все всё поняли). В принципе, по хорошему так и должно быть. Однако телодвижения руководства одного черно-белого московского клуба (не только его, конечно, но наш случай, к сожалению, уж очень бросается в глаза) заставляют задуматься об обратном, по крайней мере, в локальном масштабе. К слову, тема уже затрагивалась в данном блоге, и не раз.

Российский Футбол Против Людей

Дерби для тех, кто "в теме"

Во многом начать писать на эту тему сподвигли две вещи: полтора часа на гостевом секторе после матча со "Спартаком" на новенькой "Открытие-Арене" (после чего я подхватил жуткую простуду) и ряд комментариев на самом известном и посещаемом месте общения торпедовских болельщиков - форуме сайта www.torpedo.ru. Процитирую только некоторые:

"Увеличение численности болельщиков напрямую не зависит от отсутствия очереди на вход на трибуны или наличия буфета"

"Кто-то и 1000 рублей отдаст просто за возможность увидеть их игру с трибуны без буфетов и прочего. Что есть мерило нормальности предоставления услуг?"

"Так я и не отрицаю вину руководства в отдельных моментах организации матча (хреновое поле и отсутствие буфетов меня очень беспокоит, с остальным как-то не сталкивался)"

Думаю, всем все стало понятно.

Уфф, чего-то преамбула затянулась. Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, начнем. С чего? Конечно же, с темы организации матча (действия полиции, проход на стадион/выход с него и прочие подобные моменты не берем, во-первых, здесь есть фактор правоохранительных органов, во-вторых, этот вопрос болезненный не только для "Торпедо"). А сравнивать будем... с командой "Куинс Парк Рейнджерс". Причин несколько. Первая - столичные и (будем откровенными) не самые популярные клубы. Вторая - "КПР", и "Торпедо" в настоящий момент ведут борьбу за выживание в высших лигах своих стран. Третья - стадионы "КПР" и "Торпедо" примерно сравнимы по вместимости ("Лофтус Роад" - примерно 18000 человек, стадион "Торпедо" на Восточке - примерно 13000 человек, временное пристанище в Раменском - 14000 человек). Берем, естественно, идеальные условия сферического коня в вакууме.

1) Покупка билетов

Оптимальный способ покупки билета в Англии - Интернет. Если говорить о топ-клубах - вообще по сути единственный, ибо в свободной продаже заветные квитки, скажем, на домашки "Челси" или "Арсенала" из-за многоступенчатой системы их распределения (сначала выкупают свои места обладатели абонементов, потом право на приобретение билетов получают члены официального фан-клуба, и лишь после этого доступ к оставшемуся (если таковое имеется, хе-хе!) получают все остальные). Что не отменяет работы спекулянтов, коих до хрена, но это другой вопрос.

Так вот, применительно к "КПР" на официальном сайте действует очень удобная и простая система. Сначала надо пройти процедуру регистрации (стандартна и проста). Затем, кликнув на понравившийся матч в соответствующем разделе, пользователь получает доступ к интерактивному плану стадиона. При этом сектора обозначены разными цветами: красный - билетов нет, желтый - билетов немного, зеленый - билетов достаточно.

После клика на понравившийся сектор открывается вкладка с рассадкой, где показано, какие места заняты, а какие - свободны. При выборе понравившегося места в отдельной вкладке можно посмотреть дополнительную информацию о нем (возможный ограниченный обзор, отсутствие крыши и т.д.). Есть опция демонстрации примерного обзора поля с этой точки на стадионе. Оформление и оплата билета осуществляется как в любом интернет-магазине. Опция оплаты одна - банковской картой. При этом можно получить билет в электронном виде на электронную же почту, а можно заказать обычный бумажный по почте (доставка в течение 2-3 рабочих дней - это не Почта России).

Да, комиссия составляет 3,50 местных британских рублей. Цены - в диапазоне от 25 до 50 фунтов. В случае доставки билета по почте приходит он в картонном конверте с изображением схемы проезда и плана стадиона. В день матча на подходах к стадиону дежурят специально обученные стюарды, которые в случае необходимости вежливо объяснят, куда надо идти и где что найти.

А здесь можно прочитать, как обстоят дела с билетной и абонементной программой у ФК "Торпедо".

2) Атрибутика

В здании стадиона (рядом с проходом в вип-ложу) находится клубный фан-шоп. Не такой большой, конечно, как двухэтажные монстры у "Челси", "Арсенала" или "МЮ", но все же. Ассортимент разнообразный. Помимо официальных трех комплектов формы (от производителя - технического спонсора) с опцией нанесения тут же за отдельную денежку номеров и фамилий в продаже имеются:

- шарфы (видов 10-15);

- кружки (видов 10);

- тренировочные костюмы (тоже от техспонсора, фирменные);

- повседневная одежда (носки, кепки, майки, джемперы, куртки, ветровки, банные халаты, нижнее белье), естественно, с символикой клуба;

- вещи из серии "все для дома" (посуда, различная кухонная утварь, полотенца, гели для душа, дезодоранты), само собой, с символикой клуба;

- товары для детей и канцелярско-школьные принадлежности (про символику уже устал);- значки, часы, авторучки, заколки для галстука, запонки для рубашек;

- шоколадки, конфеты и прочие мармеладки;

- еще очень много.

Кроме того, палатки с шарфами и лотки с программками расположены вокруг всего стадиона. То есть уйти совсем без покупки ну очень тяжело. Сравните это с тем, что происходит у нас - если на лотке представлено больше трех видов клубных шарфов - это самый настоящий "продуктовый" рай и коммунизм. Собственно, наш блог уже писал  об этом:

в жалкой развалке, представляющей из себя походный стол и табуретку, весь представленный ассортимент был изучен и приобретен лет десять назад. А президент "Торпедо" Тукманов седьмой год "продолжает" кормить обещаниями о производстве атрибутики и запуске интернет-магазина по ее продаже. К сожалению, организаторы матча и бенефициары возможной прибыли не способны подать и продать свой товар не то, что красиво, а хотя бы на приемлемом уровне. Впрочем, на страницах нашего блога данная тема поднималась не раз. Только воз и ныне там. Видимо, именно мат и "плохое поведение" трибун не позволяют годами организовать нормальную продажу продуктов питания и сувернирной продукции на стадионе.

3) Проход на трибуну

В Англии все стадионы оборудованы турникетами, принцип действия которых известен. С той лишь разницей, что на некоторых (типа "Стэмфорд Бридж") зритель сует билет штрихкодом в турникет сам, а на некоторых ("Лофтус Роад" к таким и относится) билет сканируется стюардом в будке. Выглядит это примерно так (проход очень узкий, человек протискивается с трудом):

Другое дело, что будок таких реально много, что дает возможность запускать людей быстро и безболезненно. Порядок на стадионе обеспечивают в основном специально обученные стюарды, подчеркнуто вежливые, но одним своим внешним видом отбивающие желание бузить (здоровенные негры или арабы ростом метра под два со свирепым видом). Сравните это с проходом на стадион "Сатурн", где проходило, например, ожесточенное дерби между столичными "Торпедо" и "Локомотивом" )идет 20-я минута матча):

4) Еда, напитки и прочие удобства

В России многие обыватели, наслушавшись сказок про английских страшных и ужасных фулюганов, думают, что посетителей там держат в ежовых рукавицах и не дают чихнуть без спроса. Фигушки! Начнем с самого главного - на стадионах продается пиво. В любых количествах, запрещено только проходить с ним на трибуну, а так - покупайте и пейте, гости дорогие! В российских реалиях пока, к сожалению, неосуществимо (и, видимо, не скоро будет) из-за наших дорогих законодателей, считающих на полном серьезе, что только рестриктивными мерами можно построить светлое будущее (но это опять скатывание в политоту и дебаты). А вот со всей остальной кормежкой интереснее...

Итак, в меню стадиона "Лофтус Роад" были замечены:

- хот-доги (нет, не раменские, а нормально прожаренные и горячие);

- нечто называемое "sausage wrap" (не пробовал, насколько я понял из увиденного, типа шаурмы с сосиской);

- гамбургер;

- картошка фри (с опциональной возможностью обильной поливки кетчупом);

- пирожок с мясом (по форме похож на маффин, только из слоеного теста, внутри - мясной фарш, штука, честно говоря, так себе, на любителя, но нажористая).

Цены в районе 2-3 фунтов.

Все это великолепие дожидается своей очереди в агрегате типа духовки. То есть при заказе сотрудник киоска просто открывает дверку и вытаскивает заказанную штуку, которая уже горячая. То есть не надо ничего разогревать в микроволновке, как это было в Лужниках и что занимало туеву хучу времени в перерыве.

Из напитков, кроме пива 3-4 сортов, также предоставляется на выбор: газировка типа пепси-колы (холодная), минералка (холодная), чай (пакетиковый) / кофе (котловой из термоса) / горячий шоколад (быстрорастворимый). Горячие напитки подаются в картонных стаканчиках (типа как в Макдаке или Стабаксе, размер - примерно как средний макдаковский капуччино), а не в плавящихся в руках пластиковых бело-серых изделиях из ближайшего "Перекрестка". Для особо голодных - комбинированные предложения (гамбургер с пивом, сосиска с газировкой и т.д.).

Всего ларьков с едой перед трибуной я насчитал штук шесть, в каждом - по 7-8 продавцов, вертящихся как белки в колесе, а не одна ленивая тетя Маша советского вида с выражением лица "а что это я здесь забыла". Плюс в непосредственной близости от стадиона (за его пределами) расставлены ларьки с теми же гамбургерами и хот-догами.

В чью пользу сравнение? Думаю, комментарии излишни. Можно ли сделать в Москве или Раменском что-то похожее? Спокойно. Было бы желание.

Да, есть фактор того, что у Торпедо стадиона в собственности нет. Есть иные сложности. Но кто мешает для начала не переезжать с арены на арену, а залкючить долгосрочное соглашение об аренде? Кто мешает договориться об установке пары палаток (именно палаток, а не лотков!) перед входом на стадион для торговли атрибутикой и к тому же использовать для этих целей часть немалых в принципе помещений на Западной трибуне (хрен с вами, пусть не каждый день работает, пусть только в день матча, но чтобы это выглядело по-человечески)? Кто мешает продавать пусть даже через клуб болельщиков игровую форму текущего сезона, не заставляя болельщиков доставать ее окольными путями через знакомых, благо спрос вот на эти вот вещи будет постоянным? Кто мешает разнообразить ассортимент атрибутики с маркировкой "официальная продукция клуба" и заказать для начала партию простеньких шарфиков штук по 100 2-3 видов (скажем, с надписями "Торпедо Москва" на русском и английском и банальный полосатый с эмблемой по торцам), несколько десятков кружек, магнитики какие-нибудь, календари, постеры для начала (это будет расходиться и продаваться, что уже доказывали сами торпедовские болельщики, без какой-либо помощи от клуба реализовывавшие достаточно интересные идеи)? Кто мешает организовать нормальную систему питания хотя бы с помощью кэйтеринговых компаний, которых в городе Москве расплодилось во множестве? Кто мешает договориться с сетевыми кафе и привлечь их к обслуживанию игр? Кто мешает договориться с каким-нибудь kassir.ru или ticketland.ru о продаже билетов на игры через интернет (с возможностью оформления в т.ч. электронных билетов), чтобы собирающийся на матч (особенно в будний день) поклонник команды не закладывал дополнительно как минимум полчаса-час на топтание в очереди перед единственным работающим окошком в кассе? Кто мешает нормально договориться со стадионом, чтобы этих работающих окошек было как минимум 8-10? Кто мешает?...

В том-то и дело, что никто. Вопрос - в желании клубного менеджмента заморачиваться хотя бы по некоторым из обозначенных моментов и хотя бы почесаться в нужном направлении. Хрен с вами, я готов понять и простить ссылки на тяжелую финансовую ситуацию в клубе, если буду видеть, что руководство клуба предпринимает пусть небольшие, но реальные и при этом постоянные шаги к тому, чтобы сделать поход на футбол для простого среднестатистического обывателя более комфортным. И не получится такими темпами привлекать новых болельщиков с улицы, изначально нейтральных (слова про "главное - игра" - старая отмазка на идиота, времена меняются, и футбол уже - давно составная и не самая плохая часть индустрии развлечений).

Что самое характерное, остальные участники РФПЛ либо уже пришли к такому пониманию, либо активно приходят, в то время как в мыслях руководства Торпедо - мрачное и дикое средневековье, которое, похоже, это самое руководство более чем устраивает.

Ради чего все это писалось? Ибо со стороны может быть похоже на крик души в стиле "как у нас все хреново!". Отчасти так. Но отчасти и из-за того, чтобы показать - добротный уровень организации футбольного матча, где во главе угла не вороватое руководство клуба, а простые люди, которые, собственно, создают атмосферу на трибуне, - это вопрос желания и организации рабочего процесса, а никак не отсылок на пресловутые российские реалии. Ибо (опять - ключевое слово "желание") даже при нынешних скудных ресурсах московского Торпедо сделать посещение игр болельщиками команды приятным времяпрепровождением - задача вполне себе выполнимая. Кто виноват в том, что за последние лет 5-7 движения в этом направлении как не было так и нет? Ответ по-моему очевиден...

Сергей Ф. из Лондона - специально для блога