12 мин.

Сделайте нам интересно. Что не так с опросом GPDA о будущем «Формулы-1»

Исследование Ассоциации гонщиков Гран-при ставит в тупик многих болельщиков.

Если есть вид спорта, про который можно сказать, что я за ним слежу очень давно, то это, безусловно, «Формула-1». Я начал смотреть гонки в 1992-м и был образцовым, в чем-то даже сумасшедшим болельщиком. Я вставал в пять утра на прямые трансляции. Я записывал комментарий Алексея Попова на магнитофон, чтобы потом разобрать все, что он говорит. У меня была общая тетрадь формата А4, куда я записывал результаты и собирал вырезки из газет и вкладыши из какой-то турецкой жевательной резинки с фотографиями машин и пилотов. Ну и так далее. Маленький штрих, – чтобы вы лучше представляли себе масштаб моего увлечения – в середине девяностых я регулярно, раз в несколько недель, ездил в областной центр за «Спорт-Экспрессом» (час в одну сторону на электричке); нужные номера мне оставляла кассирша в киоске «Союзпечати». С тех пор прошло, страшно подумать, двадцать три года, и я все еще люблю этот вид спорта и все еще регулярно смотрю его. Моя мама все еще спрашивает у меня, как дела у ее любимого Шумахера, поправится ли он; моя жена болеет за Серхио Переса и Пастора Мальдонадо; мой двухлетний сын уже побывал на Гран-при. Я – самый настоящий фанат со стажем.

И я не могу без слез смотреть на нынешнюю «Ф-1».

Возможно, это обычный синдром «раньше трава была зеленее, а девки краше», но я не испытываю подобного по отношению, например, к баскетболу, за которым я тоже слежу бог знает сколько. Или взять футбол – когда я пересматриваю игры NFL времен великих династий, футболистов-небожителей и тренеров-гениев, у меня почему-то не возникает ощущения того, что настоящий футбол был тогда, а то, что сейчас – скучная пустышка. Я приемлю прогресс баскетбола и футбола, да и спорта вообще. Пусть я и не одобряю всех новшеств, я понимаю, что будущее не остановить.

Но если вы сядете смотреть со мной гонку «Ф-1», я прожужжу вам все уши рассказами о том, как все было хорошо раньше, и как все уныло сейчас. Я, может быть даже, посредине трансляции переключу канал с «Большого Приза» на какую-нибудь гонку Indycar, проходящую в какой-нибудь американской деревне. Осознаю ли я, что я предаю этим двадцать с лишним лет боления за «Формулу», спросите вы. Да, отвечу я. И черт с ними. Давай смотреть, как Монтойа катается по кольцу.

Это длинное и несколько сумбурное предисловие требовалось вовсе не для того, чтобы излить душу. Нет. Сегодня я хочу поговорить об опросе болельщиков, проводимом Ассоциацией Гонщиков Гран-При (GPDA). Цель опроса – узнать наше мнение и определить, как сделать «Формулу» интересней. Очень полезное начинание, не так ли? Ниже будут написаны мои ответы на вопросы GPDA, а ваши я хотел бы прочитать в комментариях. Ну и не забудьте заполнить и отправить сам опросник: общественное мнение иногда творит великие дела. Больше ста пятидесяти тысяч фанатов уже высказали все, что они думают, добавьте и ваш голос.

Разбирая вопросы

Вся первая часть опросника не несет какого-либо смысла и нужна только для того, чтобы собрать информацию о нас и наших привычках.

Первый действительно значимый вопрос попадается во второй части и звучит следующим образом: «Какой способ просмотра гонок вы бы предпочли?», с вариантами ответов: «Прямая трансляция по ТВ», «В записи по ТВ», «Нарезка интересных моментов по ТВ», и т.д., и т.п. И лишь где-то в конце попадается, наконец, опция «Онлайн». Вообще говоря, в наше время предлагать что-то иное, нежели «Онлайн» – значит издеваться над фанатами. Более-менее приемлемым вариантом был бы «Прямая трансляция по ТВ без рекламы» – все равно можно записать на DVR и пересмотреть позже, если время неудачное – но это в принципе невозможно. Рекламные паузы на несколько минут, которые вставляют американские каналы, делают просмотр совершенно невыносимым. Я думал, что в Европе на кабельных каналах реклама не настолько назойлива, но на днях посмотрел трансляцию Viasat, и там ничуть не лучше. Дайте мне стрим в интернете, за разумные деньги и без рекламы. Или, хотя бы, дайте мне возможность заплатить и легально скачать повтор гонки без рекламы. Спасибо.

Следующий интересный вопрос попадается в третьей части: «Гран-при в каких странах вы считаете обязательными?» Хотел бы я увидеть человека, который выберет в вариантах ответа Катар, Индию и Азербайджан. Нет, я не против новых стран и новых трасс. Я даже привык к тому, что большая часть новых автодромов неотличима друг от друга. Не всем же быть как Спа, Монца или Сузука. Но, пожалуйста, сохраните историю. И, вот еще, почему забыли замечательную идею проводить Гран-При в одной стране на двух трассах, чередующихся через год? Сильверстоун и, допустим, Доннингтон? Валенсия и Барселона? Было бы здорово.

Реклама 18+

«Из скольких этапов должен состоять календарь чемпионатов?» В интересный год – из тридцати, в такой, как нынешний – из трех. Если серьезно, то 18-20 достаточно. Слишком большое количество гонок приведет к перенасыщению информацией для болельщиков, а для команд – к увеличению расходов и уменьшению времени на то, чтобы поработать над машиной.

В следующем вопросе нам предлагается оценить, сколько мы готовы заплатить за посещение гонки. Это очень коварный пункт, на самом деле. Билет «general admission», для которого нужно выбрать «отличную», «приемлемую», «высокую» и «неподъемную» цены, представляет собой просто пропуск на автодром. Сидеть в этом случае придется на травке. На мой первый и пока единственный «Большой Приз» в Остине я поехал именно с таким билетом. Как оказалось, это был не самый лучший вариант для того, чтобы смотреть гонку вживую. Чтобы что-то увидеть нужно либо занимать место с раннего утра, либо два часа смотреть на кусок трассы в сто метров длиной. В Остине билет «на травку» стоит сотню долларов на воскресенье или 170 долларов на три дня. На трибуну? От 250 долларов за день и выше. Дорого! Для сравнения – на Гран-При Детройта в Indycar билет на самую лучшую трибуну стоит 75 баксов. В моем варианте ответа я оценил приемлемую стоимость билета general admission в 50 долларов, что в два раза меньше текущей цены. Если вам кажется, что я гонюсь за дешевизной, то подождите, пока мы дойдем до следующего вопроса.

Остин, хорошее место на травке – видно две прямые и два поворота. Чтобы сесть здесь, вам придется занять место за шесть часов до гонки.

Остин, обычное место на травке – виден один единственный поворот.

«Какие, кроме собственно просмотра гонки, дополнительные активности были бы интересны вам при посещении Гран-при?» Отличный вопрос и замечательный способ для организаторов заработать лишние доллары с посетителей. Мой ответ – важно все. Может быть не сразу и не для всех, но чем больше возможностей есть, тем лучше. Можно оставить ребенка с другими детьми его возраста и воспитателем? Отлично, плачу. Можно погулять по паддоку? Да, вот кредитка. Автографы? Проехаться по трассе? Посмотреть концерт после гонки? Да, да, да! Может быть не все сразу, может быть не всегда, а только в первый визит. Но чем больше таких возможностей провести время с интересом и потратить деньги с пользой, тем лучше.

В том же Детройте мы заплатили по двадцать пять долларов с человека за право погулять по паддоку. Никаких особенных привилегий, просто можно погулять среди тентов команд и посмотреть на то, как механики копаются в машинах. А потом вдруг – бах! – и мимо тебя с ревом громыхает спорт-прототип, покореженный в аварии на гонке, предшествующей главному заезду. Или техник толкает мимо тележку с дождевой резиной. Вроде бы ерунда,  и, пожалуй, не стоит повторного посещения. Но, все равно, создает нужную атмосферу для болельщика и, одновременно, обогащает организаторов.

Во время гонки «Индикара» болельщики могут за небольшую плату погулять по паддоку...

...посмотреть на то, как механики настраивают машины перед гонкой...

...потрогать официальную машину безопасности...

Реклама 18+

...или просто поприставать к техническому персоналу команд.

Следующие несколько вопросов в списке касаются пилотов «Ф-1». Какими они должны быть, какой пример должны подавать и все такое. Много вкусовщины, плюс преувеличенное значение социальных медиа («подписаны ли вы на твиттер Льюиса Хэмилтона»). Ерунда. Давайте я расскажу еще одну историю из Детройта, которая запала мне в память.

...На шестом круге из семидесяти Тони Канаан попал в аварию и отправился в боксы. Механики посовещались, покачали головами и укатили машину Тони с пит-лейна куда-то в паддок. Все, конец? Как бы ни так. Спустя минут пятнадцать голубую с белым «десятку» Канаана выкатили обратно на пит-лейн, завели и отправили в гонку с отставанием в тринадцать, кажется, кругов. И он откатал остаток заезда до последнего, не борясь уже ни за что, исключительно чтобы порадовать болельщиков, пришедших на него посмотреть. Канаан – чемпион «Индикара»,  победитель «Инди-500» и «Дайтоны-500», один из самых популярных гонщиков в Америке. Ему сорок лет, он уже все всем доказал. И он, тем не менее, по-прежнему любит своих фанатов и думает, что на трассе старается ради них. Канаан еще несколько раз заезжал в Детройте в боксы, в полном одиночестве, вдали от основной группы гонщиков, и каждый раз трибуны у стартовой прямой устраивали ему овацию. Круто, да? Я хочу, чтобы пилоты «Ф-1» были немного такими.

Тони Канаан в очередной раз собирается вернуться в гонку.

Из следующей группы вопросов особенно выделятся один: «Считаете ли вы, что болидами F1 слишком просто управлять?» Я не знаю точно, но думаю, что да. Низкое количество сходов, а так же тот факт, что в 2015-м в некоторых гонках пилоты выстраиваются в квалификациях парами по командам, ну и т.д., и т.п. – уже много раз про это писали. Да, я бы предпочел, чтобы было больше ошибок и меньше предсказуемости.

Определенная часть вопросов из пятой группы звучит немножко издевательски. «Что вам важнее в Формуле – чтобы гонки были интереснее, или чтобы на трибунах были знаменитости и миллиардеры?» Стоп, дайте подумать. Как-то не получается сразу выбрать.

Там же есть вопросы по поводу стандартизации «Ф-1», например: «Поддерживаете ли вы идею об одном производителе шасси и/или двигателя для всех команд?» Сердце говорит «нет, никогда!», но головой я понимаю, что если это сделает гонки интересными, через пару лет мне будет плевать на то, кто делает эти стандартные болиды и насколько они соответствует Самым Высоким Стандартам Автомобильной Индустрии и Экологичности. Если я захочу поддержать «зеленых», я куплю «Приус».

Реклама 18+

Часть вопросника, касающиеся формата квалификации, сформулирована, на мой взгляд, просто безграмотно. «Хочу ли я, чтобы за удачное выступление в квалификации давали зачетные очки, ИЛИ я хочу, чтобы во время квалификации все пилоты были на трассы одновременно». Почему эти опции исключают друг друга? Как насчет того, чтобы вернуть двухдневный формат? Или однодневную квалификацию в том виде, в каком она была с 1996-го по 2002-й? Не то, чтобы я очень по ним скучаю, но могли бы вспомнить варианты, отличные от нынешнего.

Более-менее удачно задан вопрос об асфальтовых зонах безопасности – помогают ли они делать гонку интереснее, т.к. никто не увязает в гравии, или наоборот, делают ошибки «бесплатными» для пилотов. Я целиком и полностью за второй вариант. Верните сходы с трассы.

Много вопросов касается обсуждаемых в последнее время искусственных способов сделать гонки интересными: система балласта (лидеры получают более тяжелые машины), искусственные дожди, двойные очки в некоторых Гран-при. Я, скорее, «против», нежели «за» по всем пунктам. Фальшивый дождь, это как фальшивые желтые флаги. Вроде бы то же самое, но не радует. Кроме того, сидеть на трибуне в ливень – это классное приключение. У меня извращенный вкус, я знаю: любой жаре я предпочту дождь. И еще я могу подсказать GPDA, как сделать так, чтобы настоящих дождей было больше. Смотрите, это очень просто. Нужно уменьшить количество гонок в пустыне.

Один из пунктов опросника неожиданно поставил меня в тупик. «Назовите пять спонсоров, ассоциирующихся у вас с Формулой». «Мартини», «Ред Булл», э-э-э... «Джонни Уокер»? Пришлось погуглить фотографии болидов этого года, чтобы назвать еще две компании. Все-таки, когда было разрешено рекламировать сигареты, с идентификаций спонсоров было куда проще. Это не призыв вернуть табак, просто замечание вслух. Маленький камешек в огород серебристых ливрей, отличающихся лишь оттенками.

На теме спонсорства опрос заканчивается. GPDA дипломатично обошла ряд других тем, например, отсутствует прямой вопрос об отношении к новым Гран-при в странных странах, вытесняющих из календаря традиционные гонки. Можно было бы спросить еще о качестве телетрансляций. Позор ведь, – по большому счету отличий от «картинки» десятилетней давности нет, ну, кроме формата HD. Да и вообще, вопросов, касающихся самых важных тем – как сделать гонки более доступными для болельщиков (в онлайне и вживую) и более интересными, было, на мой взгляд, меньше, чем нужно. Как можно было спрашивать, «вид болидов какого десятилетия вам нравится больше всего?», и не спросить, «почему вы любили ту или иную эпоху»? Я, к примеру, обожал старые добрые времена, когда сход с гонки из-за механических проблем был обычным делом. Из-за некоторых поломок иногда хотелось вырвать все волосы на голове, но, с другой стороны, когда из 26 болидов до финиша доезжали пять, это гарантировало неожиданный результат. Еще я любил, когда борьба пилотов на трассе приводила к столкновению или вылету, и никакие официальные лица никого не наказывал штрафом за «несанкционированный контакт». Все просто пожимали плечами и говорили – ну да, ребята боролись и увлеклись.

Реклама 18+

А какие вопросы задали бы вы, если бы вы составляли подобный опросник? И как бы сами на них ответили? Цель, повторюсь, сделать «Ф-1» интересной.

Топовое фото: Gettyimages.ru/Tom Pennington