5 мин.

В пользу бедных. Альтернативный чемпионат Formula One

В минувшее воскресенье, когда мы с женой за завтраком в очередной раз наблюдали за тем, как некогда великая команда «Формулы 1» Williams не находит в себе сил даже на то, чтобы наскрести жалкое очко в зачет чемпионата мира, я подумал о том, что «Формуле» хорошо было бы иметь две разных таблицы результатов. Одну для топ-команд, имеющих «своих» мотористов, богатых спонсоров, лучших инженеров и пилотов. И вторую для «бедняков», аутсайдеров с рента-драйверами, прошлогодними моторами и владельцами из числа русских бизнесменов.

Отчасти эта странная идея родилась из-за обиды за «Уильямс», команду, к которой я неравнодушен с тех пор, как за нее выступал Найджел Мэнселл с неизменной красной «пятеркой» на носу. Под таким углом это выглядит, разумеется, как совершеннейшая чепуха, вроде предложения исключить из NBA Lakers и Knicks, потому что они, сволочи, богатые и скупают всех звезд. Но было в этом замысле и рациональное зерно: дело в том, что однажды в истории королевских автогонок уже был чемпионат для бедных. Пилоты и команды, соревновавшиеся в нем, участвовали в тех же гонках, что и «Феррари» с «МакЛакренами», но имели свою систему зачета для личного первенства и Кубка Конструкторов. И там даже был свой чемпион, имя которого вы, почти наверняка, никогда не слышали.

* * * * * * * * * * *

...К началу второй половины восьмидесятых годов прошлого века в «Формуле 1» безоговорочно доминировали турбо-моторы. Революция, сбросившая с трона атмосферные двигатели, в том числе короля Cosworth DVF, правившего безраздельно почти двадцать лет, произошла очень быстро. В 1977-м все дружно смеялись над первым «Рено» с турбо-мотором, называя его «желтым чайником», а уже через два года Жан-Пьер Жабуй выиграл для команды и для двигателей с турбо-наддувом первый поул и первую гонку. Еще несколько сезонов спустя турбо-моторами обзавелись все топ-команды, и с 1983 по 1988 все до единой гонки выигрывали болиды, оснащенные именно такими силовыми установками. Мощность росла астрономическими темпами – от 600 лошадиных сил у «Рено» в 1977 до тысячи трехсот «лошадей» в квалификационной версии BMW в 1986-м. Примерно с такой же скоростью росла цена разработки и содержания двигателя, и, как следствие, бюджеты команд.

Жан-Пьер Жабуй ("Рено") - первый в истории Formula One победитель Гран-при на автомобиле оснащенным двигателем с турбонаддувом. Дижон, Франция, 1979-й год.

Желая как-то приостановить гонку вооружений и сражение кошельков, FIA (Международная Ассоциация Автоспорта) разными способами пыталась уравнять турбо-монстров с обычными атмосферными двигателями. На «турбо» было наложено дополнительное требование по максимальному объему топлива на одну гонку, плюс ряд технических ограничений, но это не сильно повлияло на расстановку сил среди мотористов. На каждый запрет в регламенте находится своя грамотная команда инженеров, придумывающая что-нибудь новенькое. Причем не обязательно головоломное и дорогостоящее: в той же BMW механики закаляли цилиндры для «формульных» двигателей весьма оригинальным способом – справляя на них малую нужду.

Отчаявшись победить технический гений и мочевые пузыри мотористов, FIA в конце 1986-го года объявила о том, что с 1989-го на турбо-двигатели будет наложен полный запрет. Одновременно был сделан еще один, беспрецедентный в истории «Формулы 1» шаг – создание специального первенства для команд и пилотов, использующих болиды с атмосферными двигателями. Очки в этой «Формуле для бедных» должны были начисляться по тому же принципу, что и в нормальной «Формуле»: доехав до финиша, допустим, шестым, пилот зарабатывал одно очко в общем зачете Formula One, и, параллельно, девять очков в зачете «Кубка Джима Кларка». Кубок Конструкторов для нищих тоже получил благородное название – «Первенство Колина Чэмпена».

Первым победителем гонки в альтернативной «Формуле 1» стал англичанин Джонатан Палмер (справа), выступавший за «Тайрелл» с двигателем «Форд». В «правильном» общем зачете «Гран-При Бразилии» он был всего лишь десятым, но зато оказался первым среди пилотов на болидах с безнаддувными двигателями. Он же и стал чемпионом по итогам всего 1987-го года с семью победами в зачете «Кубка Кларка» – при всего семи набранных очках в полноценном первенстве. Вторым в чемпионате бедных стал его напарник по команде Филипп Штрайф, и «Тайрелл», соответственно, выиграл «Первенство Чэпмена». Победами так же отметились Филипп Альо на «Лярусс» и Иван Капелли, выступавший за «Марч».

…Мне не удалось найти никакой информации о том, какие почести оказывались победителям и призерам гонок в зачете «Кубка Кларка». Бурная фантазия рисует мне особые подиумы, сделанные на скорую руку из некрашеной фанеры и установленные где-то на дальнем конце парковки, а также пилотов команд-аутсайдеров, обливающих друг друга газировкой. Я представляю, как корреспонденты-стажеры из французских газет берут интервью у Паскаля Фабре и спрашивают его, доволен ли он своим седьмым подиумом подряд. Ну и что, что в официальной статистике Formula One у этого гонщика навсегда останется ноль очков – в начале 1987-го он был одним из лидеров чемпионата для бедных. Но, подозреваю, ничего такого не было.

Информации, повторюсь, нет никакой. Не осталось никаких свидетельств того, существовал ли Кубок Кларка в каком-либо физическом воплощении; неизвестно, гордился ли Джонатан Палмер тем, что стал его первым и единственным обладателем. Да, увы, единственным – после 1987-го альтернативный чемпионат прекратил свое существование. Почему я сожалею о кончине этого второсортного первенства? Потому что имей оно место сейчас, в век информации и интернета, ручаюсь, мы бы имели тысячу сайтов, освещающих интригу в Кубке Кларка и технические новинки, представленные за копейки командами, сражающимися за Трофей Чэпмена. Не все болеют за чемпионов, некоторым по душе аутсайдеры. Я вот все еще переживаю за «Уильямс»…

* * * * * * * * * *

Бонус – как выглядел бы зачет Кубка Кларка в сезоне 2013-го года.

Ди Реста бы лидировал, но Сутиль и Хюлькенберг наступали бы ему на пятки. В Кубке Чэпмена у Force India не было бы конкурентов, «Заубер» и «Торо Россо» боролись бы за второе место.

Как видите, эта таблица куда интереснее официальной, согласно которой у большинства гонщиков из команд-аутсайдером по нулю очков. Видно, что Бьянки быстрее Чилтона, но последний стабильнее, и что Боттас намного полезнее Малдонадо. Ну и так далее. Но, увы, все эти вычисления, как говорится, в пользу бедных.