10 мин.

Пятнадцать лет спустя

«Реал Мадрид» последний раз играл в Финалe четырех Евролиги в мае 1996-го. Cвой последний титул европейского клубного чемпиона выигрывал в 1995-м, когда команду тренировал Желько Обрадович, а в составе играл Арвидас Сабонис. Тогда вряд ли кто-то мог предположить, что 8-кратного клубного чемпиона Европы ждет такая долгая еврокубковая засуха. Основной причиной утраты позиций стал уход от баскетбольных дел Королевского клуба его корифеев, главными из которых были Раймундо Сапорта и Педро Феррандис. Попыток вернуться в элиту за это время было предпринято немало. Приглашались именитые тренеры, покупались звездные игроки. Но все оказывалось тщетным. За эти 15 лет внушительный клубный музей трофеев пополнился «всего» 5-ю кубками: Сапорты в 1997-м, УЛЕБ в 2007-м и тремя чемпионствами Лиги ACB, в 2000-м, 2005-м и 2007-м. Обозреватели видят основную причину неудач в чрезмерном давлении, оказываемом на клуб, которое, в свою очередь порождает недостаток терпения в процессе реализации новых баскетбольных проектов.

Кто бы мог еще год назад представить, что «Мадрид» добьется заветной цели, ведомый тренером-ассистентом с практически девятью игроками в ротации, пяти из которых нет еще и 25-ти лет? Капитан blancos Фелипе Рейес, повидавший многое на своем баскетбольном веку, сказал, что для него выход в Финал четырех показался труднее, чем выход финалы Чемпионата мира и Европы. Радость madridistas, завоевавших путевку в Финал четырех, была такой огромной, что ни в сказке сказать, ни пером описать, лишь ютубом показать: «A Barcelona! Nos vamos a Barcelona!» (В Барселону! Мы едем в Барселону!)

 

После победы в 1/4 журналисты в раздевалке пытали каждого из игроков вопросом «Где был и что делал, когда «Мадрид» в последний раз участвовал в Финале четырех?» Молодым баскетболистам тогда было меньше 10 лет, и они только начинали свой путь в спорте. 30-летние в то время уже определились с выбором и совершенствовали мастерство в колледжах и кантерах клубов. Единственным игроком, имевшим на тот момент статус профессионала, оказался Пабло Приджиони. Теперь аргентинский плеймейкер blancos является не только одним из самых опытных игроков, но и одним из самых титулованных в мире. Но в его внушительной коллекции трофеев недостает одного, того самого, ради которого он перебрался в прошлом году из Витории в Мадрид.

Из нынешнего состава «Мадрида» только Приджони и его компаньон по «Басконии» Сержи Видаль знают не понаслышке, что такое Final Four. К ним может быть причислен в некоторой мере их тренер Леле Молин. Наличие опыта финальных игр часто называют одним из приоритетных козырей в турнирном раскладе. Компенсировать его недостаток придется другими достоинствами. Одним из них может стать достаточно сбалансированная по линиям игра, хотя при этом прослеживается недостаток тренерского доверия в отношении некоторых игроков. Одну из наград Евролиги Королевский клуб уже получил – приз самому прогрессирующему молодому игроку. По результатам опроса тренеров текущего розыгрыша Евролиги им стал Никола Миротич. Примечательно, что этого звания удостоился воспитанник клуба.

 

Со своим соперником по полуфиналу, «Маккаби Тель-Авив», 5-кратным клубным чемпионом Европы, «Реал Мадрид» в рамках розыгрышей главного баскетбольного еврокубка встречался 40 раз с балансом побед 22-18 в пользу blancos. Однако в последние годы (даже десятилетия) перевес в большинстве противостояний был на стороне израильского гранда. Выхода в F4 Евролиги «Мадрид» добился в 4-й раз, и победил в нем однажды, в то время, как для «Маккаби» нынешнее пребывание в квартете сильнейших турнира станет 11-м, трижды клуб был триумфатором соревнования. Барселона – не очень удачный город для blancos в европейских кампаниях. В далеком 1969-м «Мадрид» проиграл финал Кубка европейских чемпионов ЦСКА, активно поддерживаемому местной каталонской публикой, в упорнейшем матче с двумя овертаймами. А вот в  национальном первенстве столица Каталонии является очень даже благоприятным местом для Королевского клуба: 3 из 4-х последних титулов чемпионов Испании были завоеваны именно в логове заклятого оппонента.

Накануне такого знаменательного в жизни клуба события испанская пресса выдала на гора мегабайты информации. Интервью с игроками, тренерами, ветеранами, функционерами клуба. Самым загадочным участником команды «Мадрида» в настоящее время представляется тот, кто руководит ею, главный тренер Эмануэле Молин. Он предпочитает оставаться в тени и уделил общению с прессой совсем немного времени, дал за два месяца своей самостоятельной работы всего 4 интервью. Вот несколько выдержек из них, проливающих свет на вопрос «Who is Sr Molin?»

 

- Вы – итальянец, выросший в 60-70-х годах прошлого века. Почему не футбол, а баскетбол?

– Сам я играл в баскетбол в детстве, в моем родном Местре. Моя первая площадка находилась во дворе местной церкви. Один из тренеров городского клуба, выступавшего тогда в высшем дивизионе, пригасил меня заниматься в их детской секции. Там я играл в детской и юниорской командах в основном разыгрывающим, хотя начинал центровым, потому что был тогда одним из самых высоких ребят в группе. Потом я оставил баскетбол как игрок, но достаточно скоро вернулся в него как тренер. Тренировал сначала детей. Затем старшие группы, понемногу повышая свой уровень. Как любой нормальный итальянец, я конечно интересовался футболом, но с меньшей страстью, чем баскетболом. Болел и болею за «Ювентус» и в последние годы очень переживаю из-за ситуации в клубе, который помню великим в эпоху Платини, а также Зидана.

- А за какие клубы болели в ту пору?

– В 70-е – за великий «Варезе». Разумеется, очень хорошо помню тогдашний «Мадрид» и те черно-белые дуэли в Кубке Европы. В «Мадриде» были великолепны Уэйн Брабендер и Корбалан.

- В Местре, тренируя юниоров, в 1980-м вы первый раз пересеклись с Этторе Мессиной…

– Да, мы тогда проработали в течение 2-х сезонов. Затем он перешел помощником в Удине, а я остался. Мой карьерный скачок произошел, когда я перебрался в Тревизо («Беннеттон»), где проработал 14 сезонов подряд. Начал с кантеры и дошел до первой команды. За это время мне посчастливилось ассистировать таким мастерам, как Сканси, Обрадович, Д`Антони.

- Почему  не попробовали тогда начать самостоятельную карьеру главного тренера?

– Не задумывался тогда над этим, так как не представлялось подходящих серьезных вариантов. А после сотрудничества с Обрадовичем и Мессиной я так освоился с ролью помощника, что уже не тянуло на самостоятельные подвиги.

- А сейчас все с точностью до наоборот?

– Да, жизнь сделала крутой вираж. Пытаюсь насладиться моментом, учиться, несмотря на свой 51 год, не наделать ошибок, не навредить никому. К тому же сейчас я чувствую себя моложе.

- Вернуться обратно в ассистенты будет шагом назад?

– Я не боюсь ответственности, я всегда принимал большое участие в работе тренерского штаба и привык отвечать за свою работу. Но, как помощник, я гораздо более компетентный специалист. Если завтра мне предложат вернуться в ассистенты, я не посчитаю это недооценкой моих способностей. Но мне бы хотелось продолжить главным и написать новую страницу в своей биографии.

- Если вы завоюете титул с «Мадридом», то вполне возможно получите предложение продлить контракт, чтобы продолжить работу с этой командой?

– Все, что я хочу, это выполнить задачи, которые клуб поставил перед командой, отплатить хорошей работой тем, кто оказал мне такое доверие. После чего уже можно будет рассуждать о чаяниях на будущее. Пока я могу сказать, что смог выиграть несколько важных матчей. А это мне кажется недостаточным.

- Согласились бы опять стать помощником главного тренера здесь в «Мадриде»?

– А почему бы и нет? Не считаю работу ассистента в большом клубе чем-то второстепенным. Но если клуб мною будет доволен, могу продолжить в нынешнем амплуа.

- Когда Мессина ушел, собирались уйти вместе с ним?

– Я пытался удержать его от такого резкого шага. Но одновременно с этим видел, что это было очень сложное личное решение, что он больше не может и что хочет уйти. Я здесь оказался из-за него, а не из-за своих личных заслуг. Его уход вызвал много очень противоречивых чувств. Но, взвесив все, я решил остаться в клубе, потому что мне нравится работа с этой командой, потому что клуб мне во всем доверяет, помогает и поддерживает. Меня также поддержал Мессина, когда зашла речь о том, что я могу занять этот пост.

 

- Как часто общаетесь с Мессиной? Консультируетесь с ним?

– Как друзья мы много общаемся, делимся разным. Но к моей работе он относится с огромным уважением и почти не вмешивается в нее.

- Он поздравил вас с выходом в Финал четырех?

– Да, позвонил, поздравил. А я поздравил его.

- Возникала ли хоть раз мысль «Куда же я сунулся?!»

– Конечно. Но я ни о чем не жалею, это не в моем характере. Какое-то время чувствовал себя одиноким, пережил определенную внутреннюю борьбу, отдавая себе отчет в том, что ситуация развивается не самым нормальным образом. По этому поводу, да, переживал. Но сейчас все идет хорошо.

- Ваша семья живет в Италии. Это осложнило вашу ситуацию?

– Да, мои жена и трое детей живут в Италии. Но это наше решение было принято давным-давно.

- Иногда кажется, что в команде «добрый» тренер сменил «злого», и это возымело эффект.

– Да, что-то есть. Раз я столько времени проработал с Мессиной бок о бок, то скорее всего наши характеры дополняют друг друга. Это как в браке. Я не похож на Мессину. Но это не значит, я – добрый, а он – злой. Команда преобразилась, потому что осознала свою собственную силу. Но иногда игроки не осознают, что недорабатывают, и ты имеешь все основания для возмущения и даже ярости в их адрес.

- Хотите сказать, что команда возмужала?

– Тут скорее вопрос ответственности, обязательности. Это было одной из целей Мессины, когда он решил уйти. Он рассчитывал, что его уход сплотит коллектив. Также в ключевые моменты возросла роль ветеранов команды.

- Что вам первым делом пришло в голову после победы в пятой игре плей-офф против «Валенсии»?

– Первым было ощущение общей радости, возникшей после такого долгого напряженного периода работы. Ликовали все, от Президента до болельщиков. Хуан Карлос Санчес (директор баскетбольной секции клуба), Альберто Эррерос (технический директор секции), тренерский корпус, игроки…все были счастливы.

- Вы прошли в Финал четырех, затем сходу победили «Барсу». Команда почувствовала себя раскрепощенной? Это поможет пройти остаток сезона на мажорной ноте?

– Не думаю. Мы выполнили одну из задач сезона. Результаты способствуют большему доверию в коллективе. Но давление не исчезнет. У «Мадрида» одна цель – побеждать. Здесь всегда ценят только победы. А это создает давление. И при этом каждый наш соперник настраивается на матчи против нас, как на самые важные в сезоне. Это добавляет давления внутри каждой игры. Тот, кто не умеет справляться с этим, не сможет продержаться в клубе под названием «Реал Мадрид».

- Каковы цели команды в Финале четырех?

Мы должны помнить, что мы – «Реал Мадрид», что спустя много лет мы оказались там, где должны находиться, но не забывать, что нам очень не хватает опыта выступления в Финалах четырех, мне – в том числе, несмотря на то, что как ассистент я участвовал в них 7 раз. Мы пробились благодаря огромной работе многих людей, того же Мессины, Хоты Куспинеры и Тирсо Лоренте (ассистенты главного тренера), всего тренерского штаба, но главная роль все же принадлежит тем, кто решает судьбу игр на паркете, то есть игрокам. 10 из них не имеют опыта Финалов четырех. Но иногда это может придать даже больше воодушевления. Кто мог подумать, что «Югопластика» Кукоча и Раджи дважды возьмет Евролигу? У молодости есть свои достоинства, воодушевление молодых повышает коллективный  энтузиазм, придает всем сил.