4 мин.

«Будни». Как сборная России вылетела с чемпионата мира

kanu_0.jpg

Фабио Капелло сделал все правильно, но проиграл.

Не надо винить Капелло. Он все делал строго по плану. Без Широкова россияне не способны позиционно атаковать, поэтому — ставка на быстрый гол и на то, что команда Капелло умеет лучше всего, — удерживать преимущество. Выход на поле Кержакова и Кокорина удивил многих, но ход сработал: Кержаков отвлекал на себя защитников и позволил Кокорину играть в оттяжке, получая больше свободного пространства. Динамовец стал чаще получать мяч и смог больше перемещаться по фронту атаки, что и привело к голу, когда он выскочил из-за спин неразобравшихся защитников замкнуть навес. Стартовое давление принесло плоды, нужный счет горел на табло — россияне отдали мяч и стали играть на контратаках. Репетиция этого была в Осло перед мундиалем: в спарринге с норвежцами россияне начали очень активно, но после быстрого гола Шатова мгновенно сбавили обороты и ушли в оборону.

Алжирцы хорошо работали с мячом, неплохо взаимодействовали на дальних подступах к штрафной, но опасных моментов у ворот Акинфеева не возникало. Россияне дождались перерыва, и Капелло продолжил гнуть свою линию: вместо более креативного и атакующего Глушакова вышел Денисов. Тренер играл на любимый счет 1:0, но его команда, как и в упомянутом выше спарринге с норвежцами, вновь пропустила со «стандарта». Слимани опять всех перепрыгнул, Акинфеев опять ошибся — 1:1.

Теперь забивать нужно было россиянам, причем в ненавистном им позиционном нападении: алжирцы после гола спокойно отошли назад и принялись защищаться. Капелло быстро отреагировал, выпустив Дзагоева. В академичном футболе первого часа эмоциональному и взрывному Алану нет места, а вот в концовке, где судьба матча решается одним касанием, он выглядит гораздо органичнее. Кстати, за свои неполные полчаса Дзагоев показал, почему при Капелло он не играет в старте: на 84-й минуте в центре поля он прямой ногой прыгнул в борьбу со Слимани — Чакыр простил. Азарт Дзагоева, свежесть Канунникова и даже дерзкие проходы Березцукого не помогли: алжирцы защищались очень уверенно и сохранили ничью. Россияне создали больше моментов, но в позиционной игре выглядели хуже — итоговый счет по игре.

К Капелло претензий нет. На ключевой матч он выбрал самую отработанную и привычную для себя и команды стратегию, максимально уменьшив риски: вместо более смелого и активного в атаке Ещенко на правый фланг обороны вышел Козлов, а после перерыва зона перед штрафной была укреплена Денисовым. Когда нужно было выжать из команды хоть какой-то креатив, появился Дзагоев. А как только Кержаков чуть сбавил напор и потерял темп, его поменял резвый Канунников. Имеющимися ресурсами Капелло влиял на игру как мог, а то, что обычно надежный Козлов придумал у углового флажка ненужный фол, который привел к голу, а лучший вратарь страны допустил два результативных «ляпа» за три матча, так это вопросы, пожалуй, не к дону Фабио.

Сборная Алжира просто сильнее. Фегули сильнее Самедова, а тем более Шатова: Софьян сделал больше удачных обводок и выиграл больше единоборств, чем оба россиянина вместе взятые. Слимани сильнее Кокорина и Кержакова. Кокорин один раз выскочил из-за спин и попал в «девять», а алжирец выиграл вообще весь верх в чужой штрафной. Подслеповатый М’Боли надежнее Акинфеева, две ошибки которого, по сути, стоили команде четырех очков. В Браими больше созидательной мощи, чем во всей средней линии россиян. А все почему? Потому что Браими и Фегули играют в футбол на «Сантьяго Бернабеу», «Камп Ноу» и «Висенте Кальдероне», а россияне — на стадионе «Труд» в Томске и на «Родине» в Химках.

Вся сборная России собрана из игроков родного чемпионата, а его международный статус, мягко говоря, невысок. Примеры на поверхности. Лучшие игроки Премьер-лиги Данни и Думбия вообще не получили вызов в сборные, причем в не самые сильные сборные, которые вылетели на групповом этапе. О выступлениях «Зенита» и ЦСКА в последней Лиге чемпионов вспоминать как-то не хочется. Российский футбол варится в своем котле, но по привычке остается мнение, что какие-то алжирцы и какие-то корейцы нам не соперники, хотя объективно сравнить уровень игроков возможности нет. На чемпионате мира она появилась — результат плачевен.

Капелло просит ужесточить лимит на легионеров: ему просто не из кого выбирать. За наигранной основой в 15 человек — пустота. Потеря даже одного игрока больной бьет по команде, все замены и перестроения легко читаются, а свежая кровь вроде Канунникова хоть и появляется, но ключевую роль сыграть не в состоянии. Не просто так со сборной весь чемпионат мира работал Денис Черышев. Пусть его испанские дела идут не лучшим образом, но на безрыбье… Капелло ищет. Он не зря слепо верит в Шатова и не зря наигрывает Канунникова — это хоть какое-то движение вперед.

Разговоры об увольнении Капелло — бред. Он уже проделал огромную работу, и проделает еще. Форс-мажор с травмой Широкова ударил по сборной сильнее, чем можно было предположить, а чемпионат мира подчеркнул, что нивелировать собственные недостатки самоотдачей и горящими глазами россияне не способны. Благо еще есть время поучиться у греков и костариканцев.

Что дальше? Дальше все просто: немцам без разницы кому «закидывать» три-четыре мяча. Разница была нам…

Фото: Getty Images

 

Читайте также:

«Ограбление по-итальянски». Почему Фабио Капелло должен России 8 миллионов евро

Репортаж из Бразилии. Вокруг матча Россия ― Алжир. «Пока, чемпионат!»

«Консерватизм. Коррупция. Геронтократия». Почему футбол заслуживает лучшего, чем Зепп Блаттер