3 мин.

«Росарио Сентраль», ветер северный

Клуб с самого начала апертуры завяз в аутсайдерском болоте, и на церемонии открытия нового подразделения «Сентраль» президент не только возложил на игроков всю ответственность за отвратительные результаты (зарплата выдавалась без задержек, руководство не вмешивалось в дела команды), но и в безапелляционном стиле Че, самого знаменитого из поклонников клуба, пообещал: «Если клуб вылетит, я убью игроков». Даже для страны, где насилие – столь неотъемлемая часть жизни, что в телевизионных новостных блоках можно увидеть не только признание в убийстве, но и самоубийство дающего интервью, это было излишне. Усандисагу (кстати, весьма уважаемого человека и бывшего мэра Росарио) все-таки вынудили извиниться. Он заявил, что это была всего лишь фигура речи, а не угроза, однако ни весьма странный способ мотивации команды, ни последовавшее извинение не возымели эффекта. В апертуре «Сентраль» финишировал на предпоследнем, 19-м, а в таблице вылета обосновался на 17-м. Если так пойдет и дальше, то в июне (ротация между дивизионами в Аргентине осуществляется один раз в сезон – после клаусуры) Росарио может лишиться одного из своих представителей в элите.

Другой – «Ньюэллс» – провел апертуру весьма недурно, обосновавшись на пятой позиции. Однако на контрасте с непримиримым соперником здесь царил бардак не на футбольном поле, а в клубном офисе. Причем с далекого 1994 года. Именно тогда пост президента занял некто Эдуардо Лопес. И в классическом стиле большинства современных диктаторов сразу же отменил президентские выборы как таковые.

Борьба с ним, как со стороны простых болельщиков, так и правоохранительных органов (многочисленные обвинения гражданского и уголовного суда в уклонении от уплаты налогов и финансовых махинациях), ни к чему не приводила. Раз за разом Лопесу удавалось ускользнуть, используя собственные обширные связи. Такое положение дел заставило отвернуться от руководства легенд клуба, таких как Хорхе Гриффа (специалист по работе с молодежью, он научил Габриэля Батистуту и еще пару десятков аргентинских звезд разного калибра играть в футбол).

«Налицо взаимопроникновение политического, правового сектора и даже «барра-брава» – хулиганской группировки клуба, – делилась соображениями с журналистом британской The Guardian Мария Евгения Бьелса, сенатор от провинции Санта-Фе и сестра Марсело Бьелсы. – Это взрывоопасная смесь. Ведь Лопес вел дела в клубе так, будто «Ньюэллс» принадлежал ему одному, а без высокопоставленных пособников это было бы невозможно».

Неизвестно сколько бы еще продлилось владычество Эдуардо Лопеса при полном безразличии общества и привычном самоустранении аргентинской футбольной ассоциации, но в декабре в Росарио произошло настоящее чудо.

«Сосьос» клуба «Ньюэллс» (в Аргентине система управления клубами схожа с испанской: решение принимаются общим голосованием обладателей клубных карт) удалось заставить руководство назначить выборы на 14 декабря. И все же несмотря на скепсис (что говорить, если воспитанник «Ньюэллса» и звезда мирового масштаба Лионель Месси при упоминании о выборах лишь со вздохом признавал, что все равно выиграет Лопес) и попытки саботажа со стороны президента-диктатора (Лопес предлагал допускать к голосованию лишь тех, кто полностью оплатил членские взносы) справедливость восторжествовала. С 68 % голосов победила команда Лоренте, фана «Ньюэллса», который смог устоять против изощренных попыток срыва голосования и с помощью нехитрой уличной агитации пробудил в поклонниках клуба политическую сознательность.

Триумф справедливости не обошелся без ложки дегтя. В офисе клуба новоиспеченные революционеры застали полный раздрай. Компьютеры были разобраны, бухгалтерская отчетность пропала, на стадионе было отключено электричество и кое-где отсутствовала даже вода. Но как бы то ни было, события в Росарио – необычайный прорыв как для аргентинского футбола, так и для всей страны. Пойдет ли он на пользу результатам «Ньюэллс» – сможем узнать всего лишь через полгода.