5 мин.

Секреты «Сильверстоуна». Взгляд гонщика

Пилот «Евроформулы» Константин Терещенко – о легендарном английском автодроме.

В календаре моей формулы – только легендарные трассы. Я  хочу уделить им чуточку внимания, рассказать про основные элементы каждой,  т.к. очень часто при общении с журналистами вопрос о трассах самый обсуждаемый!

Мало кто знает,  что автодром построен на базе бывшего аэродрома военно-воздушных сил Великобритании. Трек был проложен по рулежным дорожкам и не включал в себя взлетно-посадочную полосу, которою, видимо, решили оставить про запас. Уже в 1948 году на треке состоялся первый послевоенный розыгрыш Гран-при Великобритании  Следующий факт известен всем: именно здесь, в  одноименной деревушке  Сильверстоун близ Нортгемптоншира, в 1950 году  прошли первые гонки первого чемпионата мира «Формулы-1», где присутствовал король Георг VI, а победу одержал первый чемпион мира итальянец Джузеппе Фарина.Владельцы автодрома ежегодно проводят его реконструкцию. Каждый раз приезжаешь, а он как новенький!

 

Конечно, погодные условия и большая проходимость  требуют ежегодного косметического ремонта. В целом, об этом треке можно сказать следующее: Сильверстоун, подобно Каталонии, не имеет жесткого торможения даже после стартовой прямой. Трасса очень требовательна к стабильности резины и эффективности аэродинамики, в этом она весьма схожа с трассой в Барселоне.

Эта трасса одна из немногих в нашем чемпионате, где имеется достаточно возможностей для обгона. С точки зрения пилотирования,  я бы назвал Сильверстоун одной из сложнейших  трасс в сезоне. После последней реконструкции трек  включает скоростные повороты на входе (первый сектор очень быстр) и медленные техничные отрезки. Погодные условия  всегда вносят свои коррективы в гонку: в скоростных поворотах ветер оказывает максимальное влияние на машину.  Как правило,  дождевые гонки на этом автодроме становятся украшением всего сезона. Из-за обилия прямых участков инженеры настраивают  машины на сравнительно низкий уровень прижимной силы,  но все же не такой низкий, как на трассах Спа-Франкоршам и Монце. Однако быстрые повороты обычно требуют хорошей аэродинамической эффективности, поэтому попасть в верные настройки очень сложно! Приходится часто заниматься вычислением аэро-баланса из-за постоянно  изменяющихся потоков ветра.

Немного истории и подробней о конфигурации.

Со дня основания этого высокоскоростного трека  конфигурация трассы претерпела  несколько изменений, которые, в значительной степени, повлияли на тактику пилотирования.

    После торжественной церемонии открытия новой конфигурации  стали известны  новые названия, присвоенные участкам секции Arena. Их четыре: Village, The Loop, Wellington Straight и Aintree. Важно, что после изменения,  Arena стала подходить не только для проведения Формулы 1, но и чемпионата  Moto GP.

Участки секции Copse, Becketts, Stowe и Vale остались прежними,  а вот Club перепрофилировали. Теперь мы  проезжаем его на полном газу. Вместо Шиканы Abbey – теперь скоростной правый поворот. Он  проходится с педалью газа в пол, но, как и в Copse, там важно верно оценить ситуацию.    

Классическая трасса заканчивается в повороте Abbey, за поворотом пилоты проходят скоростной левый излом Farm («Ферма»). Сегодня, это медленный левый поворот и место выезда автомобилей с пит-лейна. 

Далее следует Village («Деревня») – не быстрый правый поворот, где  постоянно встречаются  попытки обгона. С моей точки зрения, это самый интересный  поворот в плане обороны и атаки соперников. Непосредственно перед ним находится скоростной правый, где очень хорошо работает слип-стрим*. Это дает небольшое преимущество машине, едущей сзади. Далее следует  затяжной левый излом Farm («Ферма»), где траектория на выходе не совсем выгодная по расстоянию. Плюс, в  этом месте – выезд автомобилей с пит-лейна. Для справки: Слип-стрим (англ. slipstream — буквально «скользкая струя») — езда непосредственно за другим автомобилем в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается  для едущего сзади,  и увеличивается для едущего спереди автомобиля. Это важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп либо же разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слип-стриме — сильная недостаточная поворачиваемость,  а также сниженное воздушное охлаждение двигателя для идущего сзади.Необходимо отметить, что это один из поворотов, который появился на автодроме после его последней реконструкции в 2010 году.    

Самый медленный вираж новой секции – который обычно проходится на скорости не более 90 км/час – Loop («Петля»). Он  выводит на короткий прямой отрезок.    

Затем следует левый поворот Эйнтри (Aintree).  Этот поворот для меня ничем не примечателен, за исключением ожесточённой борьбы на ускорении. Поэтому тут часто случаются аварии.     

Оставив его позади,  мы попадаем на «прямую Веллингтона», которая использовалась для клубных гонок и прежде, но тогда называлась Национальной прямой. В свою очередь, она ведет к  незначительно  перестроенному повороту Brooklands, где старый и новый отрезки Сильверстоуна воссоединяются.    

Принято считать, что 6-ой  поворот Бруклендс  -  это «убийца резины»! На самом деле, аналогичное стирание происходит и на длинном правом повороте Luffield (Лаффилд), который принято называть затяжной петлей.    

Особую заинтересованность вызывают повороты  Maggotts, Becketts и Chapel (Мегется, Бегетс и Чепел). Стоит отметить, что они являются «визитной карточкой» автодрома. Результаты компьютерного моделирования говорят о том,  что машины смогут разогнаться до максимальных 240 км/ч. В этом месте чрезвычайно важны пилотажные навыки и максимальная концентрация. От пилота тут требуется максимальная четкость! Для меня наиболее верным и быстрым прохождением этой связки является прохождение правого поворота с полным газом. Но очень важно следить за тем, чтобы машину не вынесло очень далеко наружу.  Сложность еще и в том, что если не усмотреть или перестараться с газом в начале или даже в середине, то можно потерять машину на выходе из поворота. Примечательно, что  в этом месте расположена большая кочка из-за которой многие пилоты теряют управление.   После удачного прохождения этой связки  мы попадаем на прямую Ангар, на которой можно разогнаться также до максимума. Прямая заканчивается затяжным поворотом Stowe (Стоув). Достаточно много пилотов  ошибались в прохождении этого виража. На мой взгляд, тут важно не переборщить со скоростью на входе. При открытии газа машину начинает постепенно стаскивать наружу, а далее следует очень жесткое торможение перед заключительной связкой.

Если подытожить все вышесказанное, то можно смело сказать, что большинство поворотов, по крайней мере, в квалификации проходят  с полным газом. Конечно, не всегда получается сохранить высокую скорость прохождения в скоростных поворотах. Даже при незначительной недостаточной поворачиваемости машины, передние колеса съедают много скорости и при этом сильно портятся. Проходя конкретный поворот, на выходе пилот  уже должен  думать о том, как будет  проходить следующую связку.

PS.  У меня есть для вас большой сюрприз. Мы сейчас готовим видео с трека, ждите следующий пост)