4 мин.

Согреться премьер-лигой

Главный тренер «Крыльев Советов» Александр Тарханов публикует очередной красивый рассказ о своей команде. Стратегическая работа через шприц, стрельба теннисными эйсами и предупреждение тем, кто ведет игры не на поле, а под ним, – в блоге Тарханова на Sports.ru.

В третий раз я иду в Самару, и в третий раз в борьбу. В первом походе я налаживал строительство новой команды, сегодня я стратегическую работу ввожу как из шприца, очень дозировано, ведь в премьер-лиге пора «шестиочковых» битв. Едва успев восстановиться и перевести дыхание, мы чуем приближающегося соперника и уже вступаем с ним в игру. Надеюсь, что в ту, которая на поле, а не под ним. Если мои надежды не будут оправдываться, я буду об этом говорить. Но это я так. Предупреждаю.

В профессии я фундаментален, люблю просчитывать работу наперед. Даже зная, что просчет может легко сбиться в межсезонье пером власть имущего из-за банального перекрытия бюджета, я все равно буду просчитывать наперед, выстраивать команду с перспективой роста. Этим отличаются российские тренеры, вернее их глобально мыслящий слой, от иностранных. Мы, как правило, планируем работу, не видя горизонта, вычисляем прогресс команды, чтоб он был лоялен к смене поколений, а не радикален, когда надо менять команду на команду. Мы не видим конечной точки в виде окончания контракта. Мы ее подразумеваем, но верим в то, что и после этой точки команде жить вместе с тобой, с действующим тренером, и хорошими амбициями. Тренеры-легионеры видят точку и старательно ее дорисовывают жирным карандашом. Как правило, они имеют дело с амбициозной турнирной задачей вкупе с гуманитарной – в виде вывода команды на новый качественный уровень. Они выражено используют ресурс, им отведенный, на то, чтоб уложиться исключительно в эти два-три-четыре года с максимальной выгодой. Ради этого их и приглашают. После этого начнется новая жизнь, а она в послеточии волновать будет кого-то другого.

Сегодня в «Крыльях Советов» я стараюсь закладывать фундамент с таким «химическим» составом из образования, молодых перспективных игроков и, конечно, стиля, чтоб он выдержал долговременные нагрузки и не потрескался, даже если мне придется уйти.

Но на текущем этапе я объективными обстоятельствами прикован к стулу напротив той самой точки, которая в концептуальном измерении, как таковая, четко видна западному тренеру и слегка размыта перед тренером российским. В том случае, если точка не обозначает границу премьер-лиги. Так что передо мной она светится пожароопасными лучами. Если допустить неосторожность, можно и подгореть. У меня такой-то состав, столько-то матчей и прагматичная турнирная задача – остаться. У меня вновь нет выбора, кроме как совершать покушение на убийство двух зайцев. Нужно успевать и строить на века, и латать дыры перед холодами, и еще быстро со всем этим добром выбежать из зоны вылета.

В 2007-м, когда меня позвал в «Крылья» Александр Барановский, трансферное окно уже было закрыто, и я успел заявить лишь Сергея Кузнецова. Нынешняя ситуация была не столь категорична в дозаявочных сроках, но реально усилили состав мы все тем же Кузнецовым, который сходу стал наряду с Русланом Аджинджалом определяющим игру полузащитником. Возможно, войдет с полноценной пользой нападающий Драган Елич, которого мы взяли в бесплатную аренду с правом выкупа у «Марибора». На тренировках он показывает себя игроком, весьма быстро принимающим решения в чужой штрафной, но позитивные впечатления нужно еще подтвердить стабильностью, да в боевых условиях, так что по поводу словенца выводов пока не делаю.

Методика моя тоже стала более совершенной, к своим базисным вещам вроде культурного обращения с мячом и многоходовому контролю мяча дополнилась агрессивная игра в обороне. На тренировках я разъясняю, как правильно перемещаться в защите, как действовать на опережение, чтобы не доводить дело до контактной борьбы, которая очень рискованна даже в матчах с менее классным соперником. В этом сезоне «Крылья» пропустили уйму голов по причине массовой, почти неподвижной скученности вблизи собственной штрафной. Команду пробивали словно теннисными эйсами.

Для разгрузки средней линии и большей ее ориентированности на атаку мы отодвинули оборонительную линию вперед, чтобы игра проходила на трех четвертях поля. Дело в том, что в современной игре стало невозможным и ненужным использовать одновременно все поле. Если ты не укладываешься в сжатые рамки, в те самые три четверти, то неизменно получишь футбол на одной четвертой, той, что у твоих ворот, и это предсказуемо завершится поражением. Как оно и завершалось в большинстве встреч «Крыльев» в этом чемпионате. Когда я пришел в команду, ребята после срыва атаки неслись к своим окопам, чтобы судорожно занять позиции. Если удалось отбиться, сил бежать вперед уже не оставалось. Они вводили себя в круг, который сами же замыкали тактически и психологически. Сегодня они неплохо прессингуют, не рвутся в линиях, они практически не дали ни единого шанса быстрейшему динамовскому нападению, которое я считаю одним из самых скоростных в премьер-лиге. При этом сзади у нас оставались только те, кому и положено это делать, а не вся команда.

Несмотря на то, что я всегда был сторонником контроля мяча на поле, я считаю этот основной элемент позиционной атаки …не самодостаточным. Контроль мяча дышит обострением, и в этом плане у нас прекрасно раскрывается связка Сергея Будылина с Леилтоном на левой бровке. Первый с прекрасным пасом на среднюю дистанцию, второй – с умением неожиданно оказаться в тылу соперника. Правая бровка у нас пока не такая мощная, какой должна стать в ближайшем будущем. 20-летний Ибрагим Цаллагов должен вырасти во влиятельного футболиста, он уже вписывается в наш футбол, однако совершает мало творческих попыток, а Павел Яковлев – игрок готовый, с конкретикой, с расчетом и способностью принять быстрое решение. Но пока мы ищем оптимальный контакт между ним и партнерами.

Как ищем сцепление между нашим фундаментом и крышей премьер-лиги, под которой мы намерены греться ближайшей зимой.