8 мин.

Формула успеха. 1953. Последний из могикан

Перед сезоном

Поскольку заранее было известно об окончании использования правил 2-литровой Формулы в конце 1953 года, на его начало не было сконструировано ни одной новой модели авто. Самой популярной мерой подготовки к сезону были немногочисленные модификации существующих вариантов. Единственный, кто не сидел на месте, был Энцо Феррари. Смысла улучшать существующую модель не было, потягаться с ней могла только Мазерати, да и то с явным перевесом машины из Маранелло, а вот наработки на сезон грядущий еще стоило опробовать. Так, на последней гонке сезона была представлена миру Феррари Type 553 F2. Это была единственная построенная новая модель за весь сезон, да и то с прицелом на следующий год.

Закончив предыдущий год явным успехом, продолжила наращивать свой потенциал и заводская команда Мазерати. Главной их головной болью являлся повышений расход топлива – 33 литра на 100 километров. И только под конец этого сезона Аурелио Ламперди смог побороть эту проблему путем проектирования модификации Мазерати Type A6SSG. Этот автомобиль смог преодолевать всю дистанцию гонки без дозаправок. Более того, данная модель смогла развить 200 л.с. при 7500 об/мин. – впервые в истории автогонок автомобиль смог развить более 100 л.с. без нагнетателя. Ламперди намеренно уменьшил мощность для обеспечения прочности в гоночных условиях. Это помогло Мазерати соперничать с Феррари на скоростных трассах, таких как Монца и Реймс-Гу, но на всех остальных команде Энцо не было равных. Фанхио и его партнеры порой показывали времена на круге практически сопоставимые с результатами Феррари.

и

Тем временем, пока Мерседес и Ланчиа готовились взять участие в чемпионате, Феррари с Мазерати сколотили сильные пилотские составы. Мазерати, в конце 1952 года показав миру довольно конкурентоспособную машину, прибыла в Южную Америку, имея в своем составе четырех пилотов: вернувшегося в дело Хуана Фанхио, темпераментного Фройлана Гонсалеса, Феличе Бонетто и местного героя Оскара Гальвеса. Но и в Маранелло удалось сберечь прошлогодний состав – Альберто Аскари, Нино Фарина и Луиджи Виллорези. Но главное, чем гордился Энцо – прибытие в ряды Скудерии британца Майка Хоторна. Коллектив Гордини не только не сконструировал новых моделей, но и пилоты остались все те же – Бера, Тринтиньян и Манзон.

Зачетные Гран-при

Впервые в истории, сезон зачетных Гран-при открывался в Южной Америке - первая в истории гонка за Большой приз в Аргентине на городской трассе Буэнос-Айреса. ФИА приняла решение включить в зачет 1953 года такие гонки как Зандворт (Нидерланды), Спа-Франкоршам (Бельгия),  Реймс-Гу (Франция), Сильверстоун (Великобритания), Нюрбургринг (Германия), Бремгартен (Швейцария), Монца (Италия), а также вышеупомянутую гонку в Аргентине и 500 миль Индианаполиса. 

Условно сезон можно поделить на три части: гонки в Америке, доминирование Феррари и гонки на скоростных трассах. Первый из них был омрачен множеством аварий с летальным исходом. Приглашение все звезд автогонок было одним из политических ходов президента Аргентины Хуана Перона, который ко всему обеспечил свободный доступ к трассе. К огромнейшему горю, первому чемпиону Формулы-1 не повезло. Прямо на трассе перед собой Фарина увидел мальчишку, перебегавшего дорогу, резко повернул в сторону, пытаясь избежать столкновения. Но в итоге Нино потерял контроль над своей Феррари и въехал в толпу зрителей – 9 убитых и как минимум 40 раненых. Более того, во время гонки у автомобиля Алана Брауна отвалилось колесо, которое насмерть сбило зрителя.

Более чем кровавой оказалась первая победа Аскари. Примечательно, что на  Мазерати пятым приехал Оскар Гальвес. Для аргентинца это была первая и последняя гонка в его карьере пилота Формулы-1, тем не менее, позже эта трасса будет носить именно его имя. Как обычно, Инди-500 также был включен в календарь чемпионата мира, но европейцы его проигнорировали. Подобно Буэнос-Айресу, смерть заглянула в этом году и на Старую кирпичницу. Чет Миллер разбился насмерть  о стену во время тренировочных заездов, а Карл Скарборо настолько перегрелся в машине, что умер в местной больнице. Победу же праздновал Билл Вукович, опередивший всех конкурентов и выдержавший испытание невероятной жарой. 

Первая европейская гонка, проходившая в Зандворте, принесла полую противоположность ее квалификации. Если в субботу шесть гонщиков показали приблизительно равные результаты, то в самой гонке Альберто Аскари лидировал с первого до последнего круга. Особой борьбы и в остальной части пелотона не наблюдалось. Виллорези и Фарина сперва боролись за второе место, но когда первый сошел – альтернативы ему не нашлось. Единственное, что выделялось из общей рутины – стремление Фройлана Гонсалеса попасть на подиум. Да, автомобиль не позволял рассчитывать на победу, но вот третье место он выгрыз у Майка Хоторна, хотя и использовал машину партнера Бонетто.

Следующим на очереди был высокоскоростной Спа. И на удивление многих, Мазерати Фанхио и Гонсалеса расположились на первом ряду стартовой решетки. Более того, Фройлан захватил лидерство со старта, но дальше все пошло не так, как бы хотелось дуэту аргентинцев. Гонсалес так сильно стремился победить, что сломал педаль газа, Фанхио через пару кругов после старта обнаружил дефект двигателя, не позволивший продолжить гонку. Так Аскари неожиданно вырвался в лидеры и стал победителем гонки.

В июле по календарю Формулы-1 проходило две гонки – во Франции, к которой мы еще вернемся позже, и на легендарном Сильверстоуне. А на манеже были все те же – Фанхио, Гонсалес, Хоторн и Аскари. Успешней всех стартовал Фанхио, но, не рассчитав оптимальной траектории, слишком широко вошел в первый поворот и пропустил Аскари, который и лидировал вплоть до самого финиша. Буквально отражением этой гонки был и Гран-при Германии, с той лишь разницей, что Фройлан Гонсалес отсутствовал из-за полученных в Лиссабоне травм. Старт выигрывает аргентинец на Мазерати, но к концу первого круга Аскари не только отыгрался, но и нарастил преимущество в 10 секунд. Гонка шла, Аскари увеличивал свой отрыв, а Хоторн и Фанхио отчаянно сражались за второе место. Видно, это был не день Альберто, ведь на его машине внезапно оторвалось колесо, и он последовал в боксы, гонка была окончена. Хоторн и Фанхио настолько были увлечены собственной борьбой, что не заметили как их разом прошел Фарина. В конечном результате, Нино опередил своего бывшего партнера более чем на одну минуту, от которого отстал британец на 40 секунд.

р

Вот уже старт третьей гонки подряд напоминал предыдущий – Фанхио хоть и хорошо стартует, но его непременно опережает Аскари. Могло не сложиться с исходом у итальянца, но проблемы у оппонентов уровняли все шансы. Так, заключительные круги дистанции в Берне замыкали три пилота Феррари. Аскари победил не только в гонке, но и стал первым двукратным чемпионом Формулы-1.

Две другие гонки, Гран-при Франции и Гран-при Италии, являлись основными событиями в 1953 году. Во время тренировок в Реймсе, Аскари, Гонсалес, Виллорези, Фанхио и Фарина показали времена в пределах 1,3 секунды. Гонсалес начал гонку с наполовину заполненным баком своего Мазерати в попытке оторваться от Феррари, и в конце двадцатого круга оторвался на 20 секунд. Десятью кругами спустя, он вынужден был дозаправиться горючим, после чего оказался на хвосте у своих бывших преследователей – Аскари, Фанхио, Хоторна, Фарины, Маримона и Виллорези, которые, по-прежнему, шли очень плотной группой. В конечном счете, Фанхио и Хоторн оторвались и начали отчаянное сражение за лидерство. На последнем круге, когда до финиша оставалось пройти только шпильку Thillois и финишную прямую, 1953 Фанхио шел впереди, но в последнем повороте его слегка занесло, и Хоторн вышел вперед. Молодой англичанин пересек финишную черту всего в двух метрах впереди Мазерати. Гонсалес финишировал третьим в нескольких корпусах позади своего соотечественника.

Последним Гран-при чемпионата Мира 2-литровой Формулы был 24-й Гран-при Италии в Монце. Непосредственно во время гонки на круге результаты четырех главных соперников, Фанхио и Маримона на Мазерати и их оппонентов из Феррари, Аскари и Фарины, были очень плотными. В течение первых 46-ти кругов эта четверка шла в пределах 20 метров друг от друга, а лидер менялся 26 раз. Затем Маримон вынужден был заехать в боксы из-за поврежденного радиатора, и вернулся в гонку в одном круге позади трех чемпионов - Фарины, Фанхио и Аскари. Ближе к окончанию гонки результат казался очевидным, но тут вмешался случай. В повороте Порфидо (ныне, после реконструкции и переименования в 1955 году, он называется Параболика), всего за несколько сот метров до финиша, Аскари вынужден был проходить на круг Джека Фэрмана. Альберто попытался обойти его по внутреннему радиусу, но его шины потеряли сцепление с асфальтом, и автомобиль начал скользить. Его подрезал Маримон, и оба автомобиля вылетели на траву. Как и на Гран-при Монако 1950 года, превосходная реакция Фанхио позволила ему пробраться сквозь весь этот переполох и выиграть гонку. Первая в истории Формулы-1 победа заводской команды Мазерати. Для Феррари это был второй успех в чемпионской гонке подряд, и далеко не последний в ее долгой и тернистой истории. А вот для всей Италии Альберто Аскари так и остался последним чемпионом. 

Мир автоспорта

Год 1953 как никогда был богат на Гран-при, не вошедшие в зачет чемпионата мира. Легендарные гонки в По, Альби, Неаполе, Модене, Лондоне, Берлине. По всему миру проходили гонки, в которых велась ожесточенная борьба за победу между пилотами Феррари и Мазерати. И велась, стоит отметить, с переменным успехом, переходившим от одного пилота к другому. Первая европейская гонка за Большой приз состоялась на Сицилии и принесла настоящую неожиданность, поскольку ни одна из четырех Феррари не добралась до финишной черты. Первым к финишу пришел Эмануэль де Граффенрид, пилотировавший Мазерати, тогда как второе место досталось 54-летнему Луи Широну. Но, как оказалось, это была только одна неудача, которая больше не повторилась.

В гонках спортивных автомобилей Ягуар отпраздновали триумф в Ле-Мане, одержав исторически важную победу – первую для автомобиля, оснащенного дисковыми тормозами. Тормоза Данлоп сыграли важную роль в успехе модели C-Type, и в течение второй половины десятилетия этот тип тормозной системы станет общепринятым и распространенным почти во всех гоночных автомобилях. Гоночный сезон закончился в Мексике на грустной ноте, поскольку, хотя Ланчиа и заняли первые три места в гонке "Каррера Пан-Американа", четвертый член команды, Феличе Бонетто, так и не добрался до финиша: он умер в результате аварии.

Возросшее количество гонок, проводимых в начале 1950-х годов, подвигло ФИА учредить первый чемпионат мира для спортивных автомобилей. Зачетными этапами были 12-часовая гонка в Себринге, гонка во Флориде, легендарная "Милле Милья", "24 часа Ле-Мана", "24 часа Спа", первая 1000-километровая гонка на Нюрбургринге, а также гонки "Турист Трофи" и "Каррера Пан-Американа". Феррари выиграли три гонки ("Милле Милья", "24 часа Спа" и "1000 км Нюрбургринга") и стали первым победителем нового ЧМ среди спортивных автомобилей.

Продолжение следует...