12 мин.

Марат Сафин: «Мы должны начать уважать друг друга»

В 11-55 Марат Сафин въехал с Ордынки в чугунные ворота, открывающие дорогу к редакции Sports.ru. Дальше, разгоняя лужи и почти карябая бока своего тюнингового Porsche Cayenne, он проехал сквозь узкую арку и, припарковав машину на единственном свободном пятачке, в 11-58 уже сидел за столом в нашем офисе и приветствовал читателей Sports.ru:

– Всем доброе утро, хоть оно и дождливое.

Марат Сафин в офисе Sports.ru отвечает на вопросы пользователей нашего портала.

И сразу пошли вопросы-ответы в очень быстром темпе.

- Раздражают ли Вас однообразные вопросы-штампы, повторяющиеся во всех интервью, имеете ли Вы готовые ответы-штампы на них или чаще импровизируете? Что труднее: быть публичной фигурой в спорте или в Вашей теперешней работе? В чем сходство и различие? (GALA)

– Да какие вопросы, такие и ответы, особо не пофантазируешь. Лет с 12-ти приходится отвечать на одни и те же вопросы – к сожалению, никто не может даже подумать, чтобы нормальный вопрос задать. Много вопросов как бы ни о чём.

Тут я заметил, что сегодня вопросы будут не от журналистов.

– Да они ещё имеют свойство обижаться, все же такие чувствительные. Нет, бывают интересные вопросы, но их гораздо меньше, чем стандартных.

Мы, а это принимающая команда Sports.ru – Инна Герман, Сергей Гилёв и я – переглянулись и решили, что уж кто-кто, а мы сегодня обижаться не будем.

- Есть ли матч в твоей карьере, который тебе непременно хотелось бы переиграть, сыграть в нем по-другому? Есть ли вопрос, который ты хотел бы чтобы тебе задали, но почему-то все спрашивают о другом?))) (cosset)

– Да лучше оставить так, как оно есть – зачем ворошить прошлое, надо жить для будущего. Прошлое уже в прошедшем. Вся жизнь еще впереди, дай Бог, она будет длинная, зачем ковыряться в прошлом. Все, что произошло в прошлом, – хорошо, может, мы были бы другими людьми, если бы что-то случилось по-другому, а я сам себя устраиваю. Я за экспромт, но было бы лучше, если бы меня удивили вопросом, чем самому сидеть и придумывать какой-нибудь вопрос, а потом самому же него отвечать.

- А сборная Парагвая вчера удивила? – спросил я Марата.

– Они бойцы, но итальянцы, всё-таки, забили свой мяч в конце игры (загорается). Я так и говорил вчера, что они обязательно забьют где-нибудь на 90-й минуте с какого-нибудь штрафного. Что немцы, что итальянцы – у них всегда так, заканчивается одним и тем же – на последних минутах, непонятно как, то ли с пенальти, то ли кого-то сбили, следует штрафной, и – гол.

Сергей предложил Марату послать нашим читателям короткий видео-привет. Что Марат тут же и сделал. Это и другие видео и фото Марата вы можете увидеть на форуме «Беседки».

- Будут ли в России новые турниры? И что в плане перспектив у Кубка Кремля? Как движется процесс с организацией нового турнира в Казани? (CiP).

– То, что нам нужен турнир – это однозначно, нужно приобщать людей к теннису, развивать это дело, идти в регионы – наше будущее там. Это же касается и баскетбола, и волейбола, и всех других видов спорта. Страна у нас огромная, но в ней лишь 4 города по сути – и то, заниматься профессионально можно только в одном из них – в Москве. А немногие люди могут позволить себе жить в этом городе. Получается, мы отсекаем очень много талантливых детей от спорта, других видов бизнеса, науки и искусства. Люди просто не могут добраться до Москвы, а если и добираются, то это не жизнь, а каторга.

Сейчас идёт определённая работа по турниру в Казани. Когда будет какая-то конкретика, я расскажу. Я хочу, чтобы где-то до 2015 года поднялся Кубок Кремля и питерский турнир. У Кубка Кремля несколько упали его уровень и значимость, про Питер я вообще не говорю – это плачевная история. Давайте, сначала начнём поднимать уровень этих турниров, потому что это наша визитная карточка, а потом браться за организацию нового. В Америке визитная карточка – это US Open и супердевятки, а у нас – турниры в Москве и Питере, разница всё-таки есть. Есть над чем работать, есть куда стремиться. Дальше уже можно задумываться о развитии турниров в других регионах.

- Если тебе на выбор предоставят возможность встретиться с тремя людьми, с которыми ты никогда до этого не встречался, – кого ты выберешь? (kenny182.myopenid.com)

– А смысл? Ну, поздоровался, поговорил, а дальше что?

Я спросил: «А с Медведевым, чтобы решить какой-нибудь вопрос финансирования?» И получил неожиданно развёрнутый ответ:

– Всё равно мы столкнёмся с теми же самыми проблемами, что у нас есть. Он всё не решит. Все просто надоели, все мечтают попасть в Кремль, все хотят к Медведеву и Путину. Это вообще не способ решить проблему. Он даст указание, а дальше тебе надо идти по тем же самым кабинетам. У нас любят эти обращения к Медведеву типа: «Мы хотим…», например, Дибров на МузТВ. Я понимаю, что он уважаемый человек, я считаю, что он очень грамотный и эрудированный, но что это такое?

Марат подписывает призы пользователям Sports.ru, задавшим самые интересные вопросы.

А как же у нас ещё можно вопросы решать? Как в Америке?

– Мы должны начать уважать друг друга. Когда у нас появится хотя бы малейшая культура такого отношения друг к другу, тогда начнёт хотя бы что-то двигаться у нас в стране. А так, если мы будем бегать и жаловаться Медведеву или Путину, что у нас что-то плохо, – то это никакого вопроса не решит. У нас в корне неправильное мышление. В Америке, грубо говоря, каждый мечтает стать миллионером, а у нас мечтают украсть миллиард.

– Во время турнира Сербия Оупен Вы были замечены на трибуне с Джерардом Батлером. Вы дружите с ним? С кем ещё из мира кино Вы знакомы? Предлагали ли вам сниматься в кино? :) (Iva_Nova)

– С Батлером познакомились просто – он пришел на турнир, у нас общий знакомый, а знакомая знакомых работает у него помощником – русская девушка. Знаком с нашими – Никита Михалков, Сергей Безруков, например. Каждый должен заниматься своим делом, я считаю (по поводу сняться в кино). Брэда Питта видел, с Сальмой Хаек сидел в Париже за одним столом. Они обычные люди, просто вокруг них раздут такой хороший и правильный пиар, что они кажутся недосягаемыми, а они – такие же, как и все мы.

- Смотрите ли вы чемпионат мира по футболу? Если да, то кому симпатизируете? (Артем Петров)

– Симпатизирую Испании, но смотрю без фанатизма, не видел пока выдающихся матчей. Надеюсь, что дальше матчи будут интересные.

Что Марат без фанатизма – это точно, пришёл к нам одетый в жёлтую куртку с символикой бразильской сборной и с номером 9, сказал, что ему её фанат подарил, и что она ему очень нравится. И нам всем понравилась.

- Привет, Марат. Подскажи, не поздно ли отдавать племянницу в теннис в 8 лет (с прицелом на профессиональную карьеру)?

– Какой может быть прицел на профессиональную карьеру в 8 лет? В 8 лет можно придти в теннис, чтобы ребёнок получал удовольствие. Скажем так, здесь уже неправильный подход – нельзя ни в коем случае рассматривать восьмилетнего ребенка как бизнес-проект – закончится все плохо, в 15 лет ребенок пошлет маму и папу подальше. Скажет, что ему ничего не надо, ничего не интересно, идите и сами играйте в свой теннис. Ребёнок должен получать удовольствие, а в восемь лет никто не скажет, что из ребёнка получится.

- А тебя никогда не рассматривали как бизнес-проект?

– У меня был вариант уехать бесплатно учиться и играть за американский университет или колледж через мою школу, там ко мне нормально относилась директриса, которая знала, что я играю в теннис. В это же время мне подвернулась Испания, родители помогали, но никто из нас не знал, стану я профессионалом, или нет, несмотря на то, что я был 1-2 номером в Союзе. Тут девочка никогда не играла в теннис, а хочет знать, будет ли она профессионалом. А я до 14, даже до 17 лет не знал, будет ли у меня что-нибудь получаться, или нет. Родители мне помогали не потому, что они точно знали, что я заиграю. Они делали всё, чтобы развились мои качества. Родители должны создать всё возможное для развития имеющихся у ребёнка способностей, а куда он дальше пойдёт – это никому не известно.

- Вы так редко снимаетесь в рекламе. Есть ли у Вас в планах участие в каких-то рекламных проектах? Поступают ли вам предложения рекламировать что либо? (Iva_Nova)

– Не рассматриваю такие варианты, хочу заниматься не рекламой, а организаторской спортивной деятельностью – как вице-президент Федерации тенниса, в олимпийском комитете. В рекламе трусов и носовых платков сниматься не буду никогда.

Сергей заметил, что Роналду и Бекхэм рекламируют Армани.

– Ну, и пусть рекламируют, для меня это не показатель.

Инна поинтересовалась: «А что бы вы согласились рекламировать?»

– Часы неплохой вариант. Не знаю, в какой рекламе смог бы участвовать, но точно не в трусах и не в лифчиках. У каждого, конечно, свой взгляд и свой подход. Для меня Бэкхэм и Рональдо – уважаемые люди, но не показатель.

- Во-первых, – всего тебе самого наилучшего, всегда за тебя болеем. Ты теперь ветеран. Как оно ощущается? Что-то изменилось для тебя? Во-вторых, – не кажется, что рано завершил профессиональную карьеру? Может, стоило годик-другой ещё поиграть? Или наигрался уже? В-третьих, – назови, пожалуйста, если не о4 сложно, свой самый памятный финал, который запомнился больше всего. И почему именно он? Может из-за соперника? Или что-то ещё?) (King_Lexx)

– Новое амплуа – новая жизнь, очень интересная. Я считаю, что сделал правильный выбор, меня это вполне устраивает, и я не чувствую себя ветераном. Теперь вместо тренировок я занимаюсь организаторской деятельностью – открываем с сентября-октября академию тенниса в Крокусе, что на МКАДе. Решил помочь ребятам, с которыми вырос, планируем сделать хорошее место с умеренными ценами для занятий спортом с полным спектром услуг – с кортами, 4-х звёздной гостиницей, едой. Цены зависят от программы, которую выберут родители и дети, в гостинице тоже будут скидки.

Сергей спросил, как обстоят дела в Казанской теннисной академии. Оказалось, что здание построили, а тренеров нет, дети, естественно, не ходят, занятий нет. В Москве тренеры зарабатывают минимум по 10 тысяч долларов, и найти и уговорить переехать в Казань хотя бы пятерых тренеров – это большая проблема, которую, опять же, надо решать Марату.

Нет, мне не кажется, что я рано завершил карьеру. У меня были травмы, тяжело играть постоянно с травмой – когда постоянно что-то болит, постоянно что-то не так. С годами ты начинаешь понимать, что ты становишься медленнее и бороться с молодыми уже тяжело. А в России надо было что-то делать с теннисом, поэтому я принял решение, и поэтому я здесь, в России. Да все финалы для меня значимые – не так уж и много турниров я выиграл.

- Как скоро, Марат, ты собираешься позвать кого-нибудь замуж? От какого слова образовано имя Динариной кошки Фенюся (или как-то так)? (anyasha)

– Кошку купил уже с паспортом, родословной и кличкой, она британка, замуж пока никого не зову.

- Возникают ли просьбы (от Шамиля Тарпищева, например) сыграть приватно сет-другой с Путиным, Медведевым (или ещё кем из верхушки) с целью заинтересовать теннисом и выбить бабла? если не секрет, расскажите, как это бывало. Были ли конкретные предложения от издательств/журналистов – написать книжку о себе с какими-нибудь скандальными подробностями? Знаете/изучаете ли татарский язык? (Станислав Романчук)

– Так вот у нас и думает народ – поиграл с Медведевым, получил денег и пошел дальше. Проблема в нашем мышлении. Жаль, что у нас такое представление о теннисе. Поиграть в теннис – это одно, а получить бабла – это совсем другое. Знаете, сколько людей просит у них бабла и сколько у нас в России людей, которые ходят к Путину? С Путиным я ни разу не играл, когда был турнир Легенд, но с Лужковым, Дмитриевым и другими матчи на блицтурнире были. Но это было не для того, чтобы тупо попросить денег.

Не люблю глянец и желтую прессу – а писать про себя мне еще очень рано. Если кто-нибудь пишет, я думаю – может быть, они немножко себя переоценивают? Я считаю, что надо добиться каких-то нормальных высот, а не писать в 30 лет мемуары.

Татарский язык не знаю (кроме нескольких слов) и не изучаю, – не получилось, мало времени проводил с бабушкой, она не смогла научить меня за короткий срок.

Дальше зашёл разговор, что Марат в хорошей форме, нам даже показалось, что он немного похудел после того, как закончил профессиональную карьеру теннисиста. Есть ли планы сходить на восьмитысячник?

– Тяжело, восьмитысячник – очень тяжело. Это реальная работа в течение полутора лет. Это не прогулочка, как некоторые думают – пришёл там, поднялся и спустился, всё за один день. На 5600 метров, где расположен базовый лагерь, поднимаешься на машине, а дальше, две с половиной тысячи метров, ты поднимаешься три недели. И тренируешься – поднялся, спустился, переспал, два дня потусовался, привёл всё в норму, и опять, только ещё выше – поднялся, спустился, и так далее. Реальная работа.

- Недавно Марк Россе признался, что любит Москву исключительно благодаря услугам самого лучшего гида, которого зовут – Марат Сафин. Марк сказал, что о самых ярких воспоминаниях ему говорить стыдно. Марат, я работаю в организации, осуществляющей экскурсионные туры по Москве. Как ты считаешь, нашей фирме следует опасаться появлению еще одного конкурента в отрасли, или у тебя была просто одноразовая халтурка? :) (Thomas Crown)

– Ни в коем случае не наврежу вашему бизнесу. Уж не знаю, за что Россе стыдно – наверное, за его поведение (улыбается).

Инна спросила: «Что, Марк такой плохой?»

– Все Марки плохие, когда становится темно (смеётся).

- Марат, верите ли вы в дружбу между Надалем и Федерером? (M.A.T.A.D.O.R)

– Они все нормально друг к другу относятся. Они не живут вместе в одной комнате (улыбается), но относятся друг к другу хорошо, общаются. Абсолютно искренние.

Сергей заметил, что теннисисты стали какие-то скучные в отличие от поколения Марата. Это так?

– Раньше, до нас, было интереснее. Сейчас другой подход, теннис стал ультрапрофессиональным, все ездят с командой по 4-5 человек, получается, что каждый теннисист вращается в своём собственном шарике. Раньше ребята после турнира могли собраться, брали большой стол и сидели вместе на выходных. Собирались австралийцы, аргентинцы, американцы, пацаны из Европы были интересные. После ужина потусовались, пошли дальше. Я застал ещё это время, там были, например, Рафтер, Филиппуссис, Куэртен. Вино было, но алкоголиков (тьфу-тьфу) у нас нет, если вы к этому клоните. Играть в 40 градусов на солнце было бы невозможно. Вышел бы и умер.

Марат Сафин после онлайн-конференции с читателями Sports.ru.

- Планируется ли проведение матчей Легенд во время Кубка Кремля? Придёте ли Вы поддержать сборную России в матче Кубка Дэвиса против Аргентины? (Iva_Nova)

– Работаю над этим, думаю, что да. Безусловно.

(окончание читайте здесь)