5 мин.

Сильный Пол. Как лидер «Клипперс» изменил судьбу

Блог «Фонарь» фиксирует момент, после которого Крис Пол будет другим.

Развязка 7-матчевого безумия, захватившего «Клипперс» и «Сан-Антонио», вывела серию на метауровень: она вполне смотрелась и так, но финал, объединивший уходящих чемпионов и разрыдавшегося после своей победы над кармическими невзгодами Пола, сделал ее исторически великой.

Все готовились к чему-то невероятному, крепились перед возможным поражением «Сперс», ждали откровений от вечных неудачников, а итоговый сценарий, куда оказались вовлечены все возможные подтексты, все равно оказался недоступным, уж слишком киношным, нереальным он вышел.

Две основные линии были четко прочерчены уже с самого начала. Вот только их понимание сложилось лишь одновременно с сиреной. До этого было бесконечное перетягивание каната, были нелогичные ходы и прилетающие в ответ на них фантастические мячи, мелькал калейдоскоп разнообразных героев, а набранный темп настолько затягивал, что требование Дока Риверса дышать адресовалось не только команде, но и вообще всем. Что-то такое вырисовывалось, где-то маячило: чересчур большой акцент на травме Пола, осечки Кавая Ленарда и словно подчеркивающие их напряженные усилия Данкана, Джинобили и Паркера, общение Глена Дэвиса с залом, Грегг Попович, совершенно точно видящий, как его команда несколько раз упускала уже почти выигранный матч… Это была бы отличная серия, вобравшая в себя несколько невероятных концовок, впечатляющих дуэлей, неожиданных решений и попаданий, вызывающих мурашки. Если бы это не была серия, которая запомнится навсегда, безотносительно того, что будет дальше с «Сан-Антонио» и «Клипперс».

Когда действующий чемпион, тем более пребывающий в столь солидном возрасте, вылетает в первом раунде, то история должна концентрироваться на нем. В четвертой четверти это ощущение сверх-неотложности, сверх-urgency, заглушило даже энергию Стива Баллмера, не говоря уж о трибунах: Дэнни Грин, толстяк Борис, Марко Белинелли – все они делали что-то доселе невозможное, как будто чувствуя на скамейке присутствие невидимых часов. В эти минуты Тим Данкан пробил очередной «20+10», Паркер продолжал тащить, а все вместе они каким-то невероятным образом задавили «Клипперс» на их щите. Сверхсила ведомых на убой несколько раз позволила «Сперс» вроде бы окончательно перехватить инициативу. Только небольшой отрыв мгновенно сокращался, обычно после нелепой ошибки со стороны кого-то из гостей: то Тони Паркер убежал один на один и захотел сделать отрыв шестиочковым, но промахнулся и не вернулся назад, то у него же вырвал уже выигранный подбор Блэйк Гриффин, немедленно заработавший фолы, свои броски мазали Кавай и Диао. Попович матерился вполголоса, отворачивался, надеялся, что это просто ошибка, просто неудачное стечение обстоятельств, просто фонарь – но мяч не врет. «Сан-Антонио» проиграли самый важный матч серии сами. Не проявив в ключевые моменты инстинкт убийцы, не сумев противостоять лучшей атаке лиги, растеряв энергию чемпионов, не найдя лидера в том, в ком они должны были его найти.

Смысл этой серии свелся к довольно банальному закону – если две команды примерно равны, то побеждает та, в составе которой бегает лучший игрок. В этом сезоне «Сперс» подошли к тому этапу, на котором таким лучшим у них стал Кавай Ленард – если бы он потащил на себе ветеранов, то костяка вполне хватило на все остальное. Когда у молодого лидера «Сперс» шло, так и получалось – Тим Данкан вполне справлялся с функциями второй звезды, Паркер изображал что-то, напоминающее себя самого, снайперы делали остальное. Но, чтобы система работала так же, Ленард должен был брать на себя игру, не бояться идти внутрь, показывать, что он уже оформившаяся звезда, и выйти из привычной тени. Но ему 23, и вполне объяснимо, что не все пока получается.

«Сан-Антонио» вновь проиграл в первом раунде и теперь готовится к очередной перезагрузке. Тим Данкан может и остаться, Тони Паркер – подлечиться, кто-то скоростной – появиться, но это будет уже нечто иное. В начале сезона Чарльз Баркли восхищался Греггом Поповичем потому, что «тот построил чемпионскую команду вокруг центровых, потом построил чемпионскую команду вокруг разыгрывающего, а теперь построил чемпионскую команду вокруг легкого форварда». Так вот, это все же постулат, обгоняющий реальность – все же прошлогодние «Сперс» были теми же «Сперс» Тони Паркера, пусть и в менее ярко выраженной форме, чем за год до того. «Сперс» Кавая Ленарда мы увидим немного позже.

Так вот, когда вылетает действующий чемпион, тем более заканчивающий свой век, история не может быть сосредоточена на чем-то другом. И уникальность этой серии состоит в том, что послематчевая встреча Криса Пола с Тимом Данканом, величайшим игроком своего поколения, для которого эта игра могла стать последней, перефокусировала внимание на не менее важной линии.

В объятиях Данкана разыгрывающий «Клипперс» неожиданно разрыдался, расслабившись и перестав сдерживать все переполнявшие его эмоции. Самое удивительное – что, оглядываясь назад, создается ощущение, что этот момент был вполне логичен и даже легко прогнозировался. Эту ношу Пол нес с самого начала сезона. Играл в привычном стиле, построив вокруг себя лучшее нападение лиги. Подключил более высокую передачу, когда выпал Гриффин и нужно было сделать из Джордана суперцентрового. Закрывался и мрачно бурчал под нос, когда его спрашивали о гонке MVP. Смирился с бесконечными сравнениями с Оскаром Робертсоном и не подумал что-то изменить, хотя это и не требовало таких уж колоссальных усилий. Это внутреннее напряжение, держащееся с прошлогоднего коллапса, достигло апогея в седьмом матче – он и в большинстве прошлых был совершенно изумителен, а здесь уже собрал все силы, чтобы бросить вызов не только «Сперс», но и вообще – всем, кто в нем сомневался, всем, кто его ненавидел, самому себе, судьбе, которая била его каждый год.

Она было ударила вновь. Коленом Пэтти Миллса в левое бедро. Только Пол был готов и к этому. Попадал чумовые трехочковые, выпрыгивая набекрень. Все так же орал на судей. И собирал партнеров в круг, чтобы непременно докричать до них свои указания. Оставался на площадке, стараясь успеть за Паркером. И дотащил «Клипперс» в клатче.

Чтобы потом не сдерживать себя, признаваясь в любви «наставнику» Тиму Данкану, пытаясь не расставаться с Блэйком и во время послематчевого интервью и подтверждая, что все, что произошло сегодня, имеет гораздо большее значение, чем любые попадания под сирену, игры через боль и победы в семиматчевых сериях.

«Клипперс» еще ничего не сделали. Им по-прежнему далеко до титула. Их скамейка все так же наполняет недоумением. ДеАндре Джордан легко убирается с площадки при помощи тактики фолов. А Блэйку Гриффину придется в пять раз тяжелее, когда против него выйдут не доброжелательные Данкан и Сплиттер, а люди, которые его ненавидят всей душой и будут стараться убить.

Эта победа не дает им сиюминутных дивидендов, но зато дарит нечто большее. К Крису Полу больше никогда не будут относиться как к нытику, флоперу и переоцененному разыгрывающему, который душит одноклубников. В процессе борьбы с вселенскими бедами он позволил заглянуть себе в душу, и теперь даже поражения будут подчеркивать в нем Одиссея, бросившего вызов богам. Ради такого легко изменить современную шкалу ценностей, позиционирующую перстень как высшую меру таланта.

Фото: REUTERS/Jayne Kamin-Oncea-USA TODAY Sports