3 мин.

Казус Вуйошевича

Начало сезона получается для ЦСКА уникальным. Дело не только в беспрецедентном третьем подряд поражении на старте Евролиги и не в разгроме от команды второго эшелона. Все это, скорее, частности.

Краткосрочными провалами при смене тренера болельщиков красно-синих не удивишь: так было и в прошлом году при Пашутине, когда команда вышла на уровень суперклуба лишь ко встрече с «Каха Лаборал» (26 ноября), так было при Мессине, отставку которого после поражений от «Сиены», «Панатинаикоса» и санкт-петербургского «Спартака» прогнозировали уже к декабрю 2005. Ивковичу удалось этого избежать (хотя и уровень ожиданий тогда был иным). Да и обидных поражений за эти годы можно вспомнить достаточно.

Уникальность же состоит в том, что, наверное, впервые армейский менеджмент оказался в любопытном положении. С одной стороны, отставка вроде бы назрела (по крайней мере, по качеству игры), и нужно предпринимать какие-то радикальные меры по выправлению ситуации, а, с другой, объективные факторы настолько сильны, что трогать тренера даже как-то неэтично выходит.

В прошлом так получалось, что новые специалисты начинали проводить реформы или видоизменять систему предшественника на основе какого-то фундамента. В прошлогоднем ЦСКА, представленном шестью игроками, таким основанием была фундаментальная связка Хряпа – Каун (главное достижение Евгения Пашутина), которая определяла игру под щитами, подстраховывала начавших терять скорость ветеранов в защите, мобильностью помогала в «зоне». Атакующая же игра команды была завязана на взаимозаменяемой четверке, дееспособной в любом сочетании на площадке. Сейчас вышло так, что вся передняя линия выбыла из-за травм. Планинич ушел, Холден находится в непонятном состоянии после валидольной истории межсезонья, а Лэнгдон не всегда может найти себя в новой системе и зачастую занимается непривычными функциями. Из шести в колоде остался один. Да и тот игрок наиболее зависимый.

Понятно, что приглашали Вуйошевича как раз для того, чтобы он помог безболезненно пережить процесс смены поколений и создал новую команду. Достаточно экономичную. Ориентирующуюся на молодежь. Прежде всего, российскую. При этом по возможности не менее успешную, чем проекты Ивковича и Мессины. В общем, Дуле должен был стать «системообразующим тренером», добиваться результата и при этом не забывать о перспективе. Стать идеальным тренером для рационально расходующей финансы команды Евролиги. Только никто не предупреждал, что существующая система рухнет еще до начала сезона. И никакого фундамента предусмотрено не будет.

Характеристика, выданная тренеру Андреем Ватутиным при приглашении, очень хорошо отражает уровень ожиданий руководства. Именно довольно неожиданная смена тренера в межсезонье создала сегодняшнюю ситуацию. Армейское руководство решило сыграть не опережение, на манер суперклубов пошло на отставку внешне успешного специалиста, сделав предложение на первый взгляд более идеальному кандидату и, наверное, учтя неудачи из его биографии. Мера, возможно, необходимая, но при этом повышающая уровень давления и на нового специалиста, и на само руководство. Вдобавок заставляющая красно-синих гораздо крепче держаться за Вуйошевича и сейчас создавшая неприятную дилемму. Вернее, по сути, лишившая менеджеров минимального простора для антикризисных мер. Ведь, даже если ближайшие матчи покажут, что черногорец не справляется, правильное решение из создавшегося положения не выглядит очевидным. Даже если абстрагироваться от объективных факторов.

Это тоже уникальный случай, ведь раньше все было совсем иначе. Был Ивкович, подавлявший своей харизмой. Его строгий вид и репутация просто не допускали даже мысли о провале. Серб установил планку, и поднять ее на новую высоту приехал один из самых титулованных тренеров Европы. Того поначалу не принимали и призывали отправить обратно. Тогда Мессина воспринимался как один из многих, и, если уж отказались от Тренера, то казалось, что этим неугомонным Этторе-то точно можно было пожертвовать. Затем дали шанс Пашутину – как ученику обоих, как армейцу, как условному продолжателю условной династии – но все равно лишь в качестве эксперимента. А любой эксперимент может и провалиться.

Нынешний эксперимент вроде бы не допускает и возможности неудачи. По крайней мере, не видно, что бы он подразумевал некий «план Б». Вуйошевич, действительно, во многом напоминал идеального кандидата. И новые принципы ротации плюс раскрытие игроков, которые у его предшественников получали считанные минуты, уже заставили в это поверить. Альтернативы ему в качестве «системообразующего тренера» нет. Вот только, если ЦСКА не намерен жертвовать сезоном, сейчас для Дуле настало время подтвердить свою «идеальность» результатами вопреки всему. И наверное, это будет его главной победой в этом году. В противном случае и весь сезон может выйти для клуба уникальным.