6 мин.

«Не люблю задумываться над смыслом жизни. Люблю жить». В чем сила личности Штеффи Граф

Спецпроект Sports.ru рассказывает о теннисистке, которая сначала покоряла мир, а теперь ему помогает.

«Ее просто невозможно остановить! Все, о чем я мечтаю, это чтобы Штеффи уже поскорее вышла замуж и оставила коpт», – молила бога многолетняя соперница великой немки Аранча Санчес-Викарио. Возможно, это именно она много лет назад подговорила кого-то из близких выкрикнуть с трибун знаменитое «Штеффи, выходи за меня!» и получила обезоруживающий ответ: «Много ли у тебя денег?»

Во времена выступлений Граф солидарность испанке могли выразить практически все теннисистки того времени, ведь лишь у Мартины Навратиловой положительный баланс встреч (9-9) с немкой.

В детстве Штеффи объедалась мороженым с клубникой – любимым лакомством отец Питер премировал дочь за каждые 50 безошибочных ударов. Со временем оберток от мороженого на заднем дворе их дома стало так много, а времени заниматься теннисом так мало, что Штеффи пришлось оставить школу и уже в 13 лет стать профессионалом. Журналисты вскоре прозвали Граф «вундеркиндом столетия» и она с лихвой оправдывала их ожидания: уже к 20 годам «фройляйн форхенд» (еще одно прозвище, полученное за выдающийся удар справа) выиграла все топ-турниры, начиная со всех «Шлемов» и заканчивая Олимпиадой.

Талант, выдающий характер, потрясающая концентрация – этот коктейль качеств помогал Штеффи вытаскивать, казалось, безнадежные матчи, и тем самым доводить соперниц до слез, как это было, к примеру, в 1993 году. В финале «Уимблдона» Яна Новотна выигрывала в решающей партии со счетом 4:1, на ее подаче было «больше», но чешка все же проиграла.

«На корте она выглядела тихой, стабильной и спокойной, но внутри Штеффи всегда клокотал вулкан эмоций! Если бы кто-нибудь увидел ее в то время вне корта, он бы понял, какой ценой давался этот внутренний баланс», – вспоминал ее отец.

Граф успешно удавалось противостоять теннисисткам разных поколений и постоянно совершенствоваться. Если в начале карьеры соперницы часто пользовались ее слабым бекхэндом, то со временем компенсировавший этот недостаток слайс стал практически идеальным.

Немаловажно, что ко всем соперницам Граф подходила с исключительным уважением, часто повторяя: «Вы можете быть высокомерным, и я считаю это нормальным, но при этом вы не должны терять уважение к другим».

Внешне Штеффи оставалась сдержанной и в 1988-м, когда становилась единственной в истории победительницей «Золотого шлема» (выиграла в течение года все турниры «Большого шлема» и Олимпиаду), и в 1996-м, когда ее отец получил почти 4 года тюрьмы по обвинению в неуплате налогов.

«Отец сыграл огромную роль в ее судьбе. Даже не знаю, как ей удавалось играть в то время, ведь мыслями она была не на корте, а в суде», – признается многолетняя соперница и подруга чемпионки Мартина Навратилова. Штеффи завершила карьеру в 30 лет на отметке в 900 побед и с 22 «Шлемами» из-за травм и отсутствия должной мотивации.

Многие великие спортсмены после окончания активных выступлений не могут найти себя в жизни, но Граф явно не тот случай, ведь она всегда знала, чем будет заниматься. Еще в 1998-м она совместно с Амбулаторной клиникой для детей-беженцев и их семей при Университетской клинике Гамбург-Эппендорф основала некоммерческий фонд Children for Tomorrow (Дети завтрашнего дня).

«К нам прибывают дети из Пакистана, Сирии и других стран. В дороге они могут проводить 6-8 месяцев, перевозчики нередко подвергают их насилию, они болеют и часто умирают. Наша задача – оказать им всестороннюю помощь, прежде всего, психологическую», – поясняет Штефани. Да-да, именно так она просит всех называть себя после окончания карьеры, тем самым словно дав очередному этапу своей жизни новое, более характерное женщине, чем девушке, имя.

Но все же главным, как и для любой женщины, в жизни Граф остается ее семья. «Мне очень повезло. Я встретила Андре Агасси в самом конце карьеры. Вы не поверите, но я сразу увидела мое будущее рядом с ним – как мы вместе растим наших детей. Кроме того, оказалось, что для Андре, как и для меня, важна тема благотворительности», – признается Граф.

Вместе с мужем они колесят по миру, снимаются в рекламе (несколько лет назад приняли участие в серии рекламных роликов дорогущих сумок Louis Vuitton; одним из героев серии стал Михаил Горбачев), занимаются многочисленными бизнес-проектами и позируют для модных журналов. В 2010 году Агасси и Граф приняли участие в ежегодной акции, средства от проведения которой пошли в Фонд Элтона Джона, борющийся против СПИДа.

«Мой девиз – жить прямо сейчас, – признается Штефани, которая всегда вместе с мужем охотно участвует в выставочных матчах – Я не оглядываюсь назад, все мои приоритеты сосредоточены в настоящем – что и как я могу сделать наилучшим образом прямо сейчас. Это очень простая философия. И еще я ощущаю каждый момент жизни как дар, как большую драгоценность».

В этом году Граф исполнилось 45 лет, но она по-прежнему остается энергичным человеком, который любит быть в движении и действовать. Каждый день с момента окончания карьеры она начинает с 45-минутной тренировки – бега, йоги, упражнений, позволяющих почувствовать не только физическую бодрость, но и удивительную ментальную ясность. Возможно, именно поэтому на вопросы о возрасте немка всегда отвечает: «Это не то число, которое для меня может что-то значить».

В своей роскошной резиденции в Лас-Вегасе Андре и Штефани воспитывают 12-летнего сына Джадена Жила и 10-летнюю дочь Джаз Элли. Впрочем, идти по стопам великих родителей они, похоже, не собираются, даже несмотря на то, что одна компания много лет назад выразила готовность выплатить 10 миллионов долларов, если Джаден в 2017 году примет участие в каком-либо теннисном турнире. Агасси-младший увлекается бейсболом, а его сестра на радость маме, которая в детстве вообще-то изначально мечтала играть в баскетбол, делает успехи в этом виде спорта. Андре и Штефани стараются привить детям все светлое, что в них есть – сегодня брат с сестрой опекаются делами школьного приюта для животных.

«Я не люблю задумываться над смыслом жизни, а предпочитаю жить и действовать в предложенных обстоятельствах. Хочу сделать мир немного лучше – для моих детей и для всех остальных детей. А еще мне не нравится слово «бизнесвумен». Определение «преданная мать» мне подходит гораздо больше», – только представьте, насколько лучше мог бы стать мир, думай хотя бы четверть людей подобным для Штефани образом.

Граф признается: лучшее, что могло с ней случиться, произошло уже после окончания карьеры – ей не только удалось выйти замуж, но и создать прекрасную семью.

Аранче Санчес-Викарио и остальным можно лишь посочувствовать, что это случилось для них слишком поздно.

«В футболе у тебя есть соперник. В кино ты противостоишь самому себе». Эрик Кантона как лицо с экрана

«Если я не добиваюсь успеха, надо искать другую работу». Чего достиг Уэйн Гретцки без клюшки и шайбы

«Дэвид Бекхэм – самая крутая модель столетия». Как суперфутболист стал супербрендом

«Я держался, как подобает настоящему бизнесмену». Кроссовки и миллион Майкла Джордана

Фото: Fotobank/Getty Images/Joe Scarnici, Hamish Blair; Фото: REUTERS