6 мин.

Почему я хочу, чтобы Игорь Захаркин выиграл Кубок Гагарина

Никита Петухов – о самом ярком тренере, оставшемся в плей-офф.

alt

У главного тренера «Салавата Юлаева» непростая и интересная судьба, в которой были и золотые медали чемпионата мира, и фактическое изгнание из российского хоккея. Все это он пережил в роли помощника, в Уфу приехал консультантом, но по ходу сезона стал главным тренером – и сразу (но не на пустом месте) построил одну из самых интересных команд лиги.

Ни один из коллег Захаркина по финалам конференций Кубка Гагарина не может похвастаться богатой тренерской биографией – ни Зубов, ни Квартальнов, ни Воробьев не работали, например, со сборной Польши. Но есть и другие причины желать Игорю Захаркину успеха.

Захаркин – «живой» тренер

Если для хоккеистов матч продолжается 60 минут, то для тренеров он продлевается еще на несколько – за счет тех мгновений, когда им приходится отвечать на вопросы журналистов. В КХЛ полно тренеров, которые не отдают себе в этом отчета и считают, что их работа заканчивается с финальной сиреной. Игорь Захаркин, прекрасно формулирующий задачи для своих хоккеистов, кажется, и сам себе объяснил необходимость общения с журналистами. Он не отключается ни на минуту и готов поговорить о хоккее всегда. Даже если его команда проиграла 0:8.

Он может и пошутить с разволновавшимся журналистом, и объяснить, чего хочет от хоккеистов в конкретном матче. Интервью Игоря Захаркина почти всегда похожи на передачу «Галилео» – чистый научпоп с элементами юмора. И выходит по расписанию – правда, не раз в неделю, а после каждого матча «Салавата Юлаева».

Его команды играют в атакующий хоккей

Такой жизнерадостный человек просто не может ставить команде рабочий, схематичный хоккей с обязательным минимумом ТТД. Основа игры по Игорю Захаркину – стремление забить больше соперника; команда настраивается именно под эту задачу, и несмотря на то, что забивать много у «Салавата» получается не всегда, его среднестатистическую игру смотреть интереснее, чем условный матч ЦСКА. Уфимцы, скорее всего, будут что-то выдумывать, когда армейцы примутся работать.

Ну и да, это не просто огульное и постоянное желание нестись вперед – система есть, и она работает. Захаркин старается использовать лучшие качества имеющихся хоккеистов, а не переучивать игроков. Кирилл Кольцов был хорош впереди, но не успевал назад, что вредило системе – с ним расстались. Максим Майоров хорош с шайбой на скорости – ему дали играть в такой хоккей. Григоренко и Умарк – короли позиционной атаки, в команде ею и занимаются. Подбор игроков тоже не случайный – возможно, в «Салавате Юлаеве» сейчас нет суперзвезд, но творческих хоккеистов хватает. И их не заковывают в жесткие рамки, а дают играть в хоккей. Примерно вот так.

Захаркин – тренер с характером

Два наблюдения. При всей своей интеллигентности (временами выставляемой напоказ), Игорь Захаркин особо не стесняется принимать резкие и неудобные для кого-то решения. Чтобы отказаться от того же Кольцова – без нескольких лет живого символа «Салавата» и одного из самых дорогих игроков команды – нужно было, во-первых, решиться, во-вторых, аргументировать. В-третьих, нужно было дать улучшение игры после этого шага. У тренера все получилось.

Точно так же у Игоря Захаркина получилось не разрушить атмосферу в раздевалке после разжалования Анатолия Емелина – для того чтобы не побояться оставить при себе бывшего главного тренера, нужно быть очень стойким человеком.

Кроме того, он будто не обратил внимания на истерику со словом «пондус». И даже наоборот – запросто вворачивает «композитет», заставляя нас без особых успехов бегать по интернету с соответствующим запросом. Хотя известно, как любовь и нелюбовь со стороны СМИ может сказываться на адекватности тренеров. Захаркин это испытание прошел легко.

Захаркин – новичок в этом деле

alt

Для тех, кто подключился к нашему сериалу только что, напоминаем содержание предыдущих серий. Да, Игорь Захаркин проводит первый настоящий, без скидок и оговорок (все-таки он уже был главным тренером сборной Польши), сезон в роли главного тренера – и пока у него неплохо получается. Его начинаешь как-то поддерживать, когда пересказываешь, как Захаркин оказался в нынешнем положении: через приглашение заняться развитием всего уфимского хоккея, через терпеливые реплики о том, что главный тренер – Анатолий Емелин, и точка; через неудачное, на грани с катастрофой, начало сезона для «Салавата Юлаева». А потом – быстрое возрождение команды, в которой уже начинались внутренние конфликты.

Все это очень похоже на историю, у которой должен быть счастливый конец.

Захаркин использует современные технологии

Для тех, кто в фейсбуке подписан на Виктора Горского, это не новость – один из самых основательных теоретиков российского хоккея регулярно готовит отчеты по матчам «Салавата Юлаева». Они больше похожи на расшифровку сообщений инопланетян, чем на что-то имеющее отношение к хоккею, и не так увлекательны, как энхаэловская инфографика, собираемая на основе продвинутой статистики, но, как утверждает автор, не менее полезны. И вполне применимы к практике – собственно, Игорю Захаркину они для этого и нужны.

Кроме того, тренер «Салавата Юлаева» очень много внимания уделяет развитию игроков – все, кто остался в команде, проводят или лучший, или просто хороший сезон (исключение – Никлас Сведберг, но в случае с ним у тренерского штаба не было места для маневра). Он и называет их «мальчишками» – не как генерал зовет солдат, а как учитель Китинг из «Общества мертвых поэтов» обращается к ученикам. Работает ли? Посмотрите на календарь и на турнирную сетку.

В случае победы Захаркин станет ролевой моделью

alt

В контексте того, что тренеры становятся чуть ли не главными врагами хоккея, победа такого свободно мыслящего и продвинутого специалиста была б очень кстати. Она бы показала, что быть успешным здесь можно даже улыбаясь журналистам и подробно рассказывая об игре. Что для победы в Кубке Гагарина совсем не обязательно давиться собственными словами и обматывать ледовый дворец колючей проволокой во время тренировок. Что хоккей – это прежде всего развлечение и радость, а только потом – тяжелый, упорный, до седьмого пота, а то и до первой крови, труд. Пока в КХЛ приоритеты расставлены ровно наоборот.

Фото: hcsalavat.ru