12 мин.

Юрий Гусев: «Футбол – это болезнь, я заразился им уже в детстве»

В футбольном мире есть много тех, кто не сумел пробиться в большой футбол. Кто-то имел цель играть в клубе своей мечты в высшей лиге, кто-то стремился уехать в другую страну, одни равнялись на великих, перенимая стиль игры, другие в это время создавали свой. Но в футболе, как во многих других видах спорта, не каждому посчастливилось исполнить свою мечту. Как реагируют футболисты на неудачи и почему одни добиваются цели, а другие нет? На этот вопрос мне ответил полузащитник ФК «Держава» Юрий Гусев, с детства стремившийся в профессиональный футбол. Хотя это у него почти получилось.

Расскажи, как ты начал заниматься футболом и почему вообще решил сделать выбор в пользу этого вида спорта?

Футбол – это болезнь, я заразился им уже в детстве. Когда мне был год, я ударил по мячу так, что меня пришлось везти в больницу. Папа и дедушка тоже любили футбол, поэтому для меня, этот выбор был очевидным и неизбежным. Во втором классе я начал стал ходить на тренировки. Точно помню, что это было в феврале.  

Можно сказать, что у вас поколенческий футбольный путь.

Можно сказать и так. Отец играл как любитель. Да и в принципе, он и дедушка любили футбол как игру. Я рос в этой атмосфере, поэтому и загорелся стать футболистом. Каждый раз я все больше понимал, что точно хочу дальше играть в футбол. Уже в первом классе собрался на футбольную секцию, но отец сказал, что пока рано. Пришлось ждать год. Помню, что меня привели в зал «Ревтруд», он был маленьким, там можно было играть 3х3. Оттуда начал свой футбольный путь. 

Какие-то особенно запоминающиеся моменты своего детского футбольного периода можешь выделить?

Да, это безусловно. Как раз из ДЮСШ №4 я перешел в СДЮСШОР №7 (прим.: сейчас Академия футбола) к Мокееву Сергею Вячеславовичу. В это время для меня начался период турниров. Выезжали командой на товарищеские игры, участвовали в «Черноземье». Очень часто были в Волгограде на турнирах разного уровня. Мой первый всероссийский турнир, кстати, тоже был там.

Если говорить про соревнования, самый яркий момент этого периода – 3 место на первенстве Черноземья. Стартовали тогда не совсем удачно. Сначала выиграли, а потом две игры проиграли. Если честно, казалось, что даже из группы не выйдем. Но в итоге выступили достойно. Это был 2008 год, и он выдался вполне успешным не только на «Черноземье». Очень много выезжали на соревнования, тренер находил спонсоров для поездок.

Когда ты начинал заниматься, мечтал ли ты в будущем двигаться дальше, развиваться именно как футболист, ты же говорил, что горел и жил этим спортом?

Видел ли я себя в профессиональном футболе? Знаешь, есть этапы взросления. Сначала ты ребенок, потом подросток, а дальше уже взрослый человек. Но всегда нужно шагать на ступень выше, чтобы быть уровень лучше. Когда ты следуешь этому принципу, у тебя есть надежда достичь чего-то больше. Я старался не отставать, хотел быть лидером, что-то узнавать, быть лучше. Так в принципе и вышло. Когда закончился юношеский период, меня пригласили в команду «Академия футбола». Тогда команда выступала в 3 лиге по зоне Черноземье. Я был одним из самых молодых футболистов. Там начал свой взрослый футбольный этап. Не могу назвать это профессиональным футболом, но все-таки для меня тогда это был новый уровень. 

Тренеры отмечали твои сильные стороны, твою игру?

Тяжелый вопрос, не люблю так говорить о себе. Вообще, тренеры обычно не отмечают успешные моменты, больше все-таки указывают на ошибки, чтобы их можно было исправить. Я точно помню, что мне говорили о моих слабых сторонах и о том, чего мне не хватает. В футболе, как в любом другом виде спорта, ты должен играть на своих сильных качествах. Я люблю играть в пас. Техничный. Да, могу сказать, что у меня хорошая техника.

Пас и техника – это твои сильные стороны. А чего тогда тебе не хватало к этим показателям?

Мне не хватает физических сил, чтобы все 90 минут отбегать на поле. Это основная проблема, которая была и до сих пор есть. 

У тебя был хороший старт для профессионального футбола, как дальше развивалась твоя карьера? Что не получилось, ведь были все шансы попасть в основную команду?

В 2013 году расформировался «Спартак-Тамбов», выступавший в ПФЛ. В этот же год на первенстве КФК наша команда «Академия футбола» заняла 2 место и по всем спортивным принципам мы не могли участвовать в ПФЛ. Но так как «Спартак» расформировался, две команды объединили. Но в эту команду, которая уже называлась ФК «Тамбов», я не попал, а остался в «Академии футбола».

На следующий год получилось проявить себя, я стал лучшим бомбардиром команды и в итоге подписал контракт с «Тамбовом». Меня привлекали к тренировкам с командой, был на сборах, но в заявку на игры не попадал. И в командную заявку на сезон я так и не попал.

На следующий сезон ФК «Тамбов »создал молодежную команду «Тамбов-М». Могу сказать, что для это был один из лучших периодов моей игровой жизни. Тот, кто себя проявлял, попадал в основную команду. Таких было мало, но, наверное, так и должно быть, не все же вундеркинды. В 2017 году я перешел в ФК «Елец», который выступал в КФК по зоне «Черноземье», где провел два сезона.

Когда ты играл в ФК «Тамбов-М», ты стремился в главную команду?

Конечно. Это было мечтой любого, кто хотел чего-то достичь. Ты же в футбол не просто так играешь. Возможность показать себя у меня была. У нас с основой были совместные сборы, тренировки. Тренер также смотрел за нашей игрой, приходил на матчи, подсказывал.

Однако, футбол ты не оставил, продолжил работать в этой деятельности, но уже в качестве тренера. Как так получилось, что сейчас твоя жизнь все равно связана с футболом?

Не хотелось уходить из футбола, как я уже сказал, я заболел этим видом спорта. Оказалось, что сложно бросить то, что тебе действительно нравится. Мне предложили пойти тренировать детей, но я еще год думал. Надеялся, что заиграю, а оказалось, что уже не стоит ждать. Пришло время, я просто понял, что нужно идти дальше. Рано или поздно, но футбол заканчивается, а жизнь продолжается. Когда я начал погружаться в тренерскую деятельность, понял, сколько сам делал ошибок. И чем старше становишься, тем больше осознаешь. 

Какие есть особенности в твоей работе, ведь ты тренируешь ребят дошкольного возраста?

Да, я работаю в частной футбольной школе «Колизей» с детьми  дошкольного возраста. Наша задача на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок полюбил футбол и продолжал в будущем развивать себя в качестве футбольного игрока. Я думаю, что в таком возрасте детям сложно объяснить специфику игры. Есть такое мнение, что детям важно иметь пример для подражания. Они смотрят на тренера, запоминают движения, стараются повторить. Поэтому мы стараемся играть с ними в футбол, чтобы они смотрели и учились. У них есть горящие глаза, мячик и тренер, которому они подражают. Кстати, я думаю, что когда мы играли в дворовый футбол, сама игра была более качественной. Да и ребят в России было больше, и сама страна выступала намного лучше. Потому что каждый ребенок играл в футбол, стараясь подражать старшим ребятам. А сейчас мир погружается в социальные сети, интересы меняются. Соответственно, уровень футбола в России падает.

Ты сказал о подражании, о примере, который должен мотивировать и вдохновлять ребенка. А у тебя был в детстве кумир, смотря на которого тебе хотелось играть?

Всем нравился Роналдиньо, человек, который превратил футбол в искусство. Это был гений с мячом в ногах. Так, как он обращался с мячом, никто, наверное, не сможет. Он реальный пример для каждого парня, который хочет достичь высот в футболе. Я всегда с улыбкой смотрел на его игру. А если говорить о своем кумире, то это однозначно Зидан. Как игрок, как тренер – он легенда. На протяжении всей своей карьеры, держал высокую планку. Также хотелось отметить легендарный дуэт – Хави и Иньеста. Эти ребята “закручивали позвонки” всем, против кого играли.

Какие ты видишь проблемы в футболе и почему у кого-то получается достичь своей цели, а у кого-то мечта так и остается мечтой? 

Сейчас очень много околофутбольных людей, которые мешают развитию российского футбола. Это только мое мнение. Многие просто не проявляют себя на должном уровне. Это я могу сказать и о себе. От самого футболиста зависит многое, и в неудачах винить нужно только самого себя. Другой момент, когда ты попадаешь в команду, но не закрепляешься там. Что мешает? У нас в «Державе»таких много. Шансы были, но не смогли реализовать.

Есть ли у тебя разочарования по поводу того, что не получилось исполнить свою мечту, играть на высоком профессиональном уровне?

Да, особенно когда понимаешь, что ты мог играть в хорошей команде на профессиональном уровне, но в итоге ничего не получилось, а виноват в этом только ты сам. Это очень сильно давит. Я переживал, когда подписывал контракт с клубом, потому что это было моей мечтой. И такое ощущение, что я достиг того, что хотел и на этом остановился. А это было ошибкой, нужно было двигаться дальше. Разочарование есть, но я не хочу жить прошлым, это уже пройденный этап. Сейчас я уже игрок ФК «Держава», поэтому выводим команду на топ-уровень. 

Кстати о ФК «Держава», команда выступает на чемпионате НСФЛ. Для многих футболистов этот турнир отдушина. Для тебя сейчас какое значение имеет этот чемпионат?

Это действительно так, это тоже соревнование. И не просто отдушина. Да, конечно, когда ты заканчиваешь большой футбол, работаешь, а у тебя появляется шанс выехать поиграть в футбол на достаточно хорошем уровне, это не может не радовать. В НСФЛ есть за что бороться, можно поехать на Европу, нужно просто стремиться к результатам. Студенческая лига дает возможность многим ребятам, которые после выпуска из академий не попали в профессиональную команду, проявить себя, показать, что ты можешь быть профессионалом. Думаю, это здорово, когда в университете есть команды, выступающие на соревнованиях такого высокого уровня. Мне, кстати, нравится, как пример, организация студенческого баскетбола в Америке. У них нет вторых, третьих лиг, есть школа, университет или колледж, а потом НБА. Нам до их уровня еще расти и расти, но стремиться нужно. 

Можешь вспомнить самый успешный турнир для «Державы» на чемпионате НСФЛ?

Это был турнир в Крыму сезона 2016/2017. Нашими соперниками тогда были Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Саратов. Три серьезных соперника, которые тоже боролись за медали. У нас тогда была возможность занять 3 место по итогу сезона. Неожиданно для себя обыграли Ростов и Екатеринбург. А с Саратовом нам не хватило сил. Мы повели 1:0, а потом просто отключились, как будто кто-то нажал кнопку “отмена”. В итоге проиграли 2:5. Но для нас этот сезон стал самым успешным, после осенней части шли на первом месте. Единственный провальный турнир был в Краснодаре. Тогда многие ребята не смогли поехать по определенным причинам, меня тоже тогда не было. 

В чем разница между сегодняшней «Державой» и «Державой», которая могла быть в призах три сезона назад?

На сегодняшний день нам не хватает сплоченности и мотивации, потому что все играют в разных командах, у всех разное понимание игры. Тренируемся мы не вместе. Бывает время, когда в Тамбове собираемся большей частью команды, чтобы поиграть. Если брать выступления этого сезона, то могу сказать, что игра с Санкт-Петербургом была для нас самой принципиальной. Вот тогда у нас была действительно сплоченная команда. Этого нам не хватает и в других матчах. А почему у нас не получается играть так же с другими командами, это вопрос. Будем разбираться. Также для нашей команды важно иметь цель, мы должны знать, к чему нам стремиться. 

Ты сам по себе очень спокойный человек, что на поле, что в жизни. А были ситуации, когда ты не выдерживал напряжения в игре и срывался?

Такое было в подростковом возрасте. Помню, я не забил пенальти, когда мы проигрывали 2:0. Я был пенальтистом команды и впервые не смог реализовать одиннадцатиметровый удар. После этого я завелся, стал более нацеленным, на то, чтобы  исправить свою ошибку. После мне удалось сравнять счет, но в итоге мы проиграли ту игру. Завестись можно по-разному: кто-то будет кричать на судью, будет проявлять агрессию, а кто-то сможет сдержать весь негатив в себе и подойти к игре с холодной головой. По мне, последнее намного разумнее.

В команде ты один из тех, футболистов, которые часто пробивают пенальти. С какого момента ты стал исполнять одиннадцатиметровый и как ты справляешься с психологическим напряжением в этот момент?

Пенальти это психологический момент. Казалось бы, что тут сложного: одиннадцать метров, огромные ворота? Но для меня это волнительная часть игры. Нужно просто отрабатывать его и все. В детстве я всегда старался пробить в девятку, но мяч постоянно летел выше. А потом я подумал, неважно куда, главное забить гол. И со временем у меня стало получаться и я стал подходить к этому уверенно. В особенно ответственные моменты забить одиннадцатиметровый крайне важно. Я помню был матч с Екатеринбургом, мы играли в финале первенства России, в основное и дополнительное время сыграли 0:0. Соответственно, победитель определялся в серии пенальти. Наш вратарь, Александр Остроухов, выбрал ребят, которые будут пробивать одиннадцатиметровый, в их числе был и я. К сожалению, мне не удалось поразить ворота соперника. В тот момент чувствовал себя антигероем, человеком, из-за которого мы проиграли весь матч. А были и такие моменты, когда твое реализованное пенальти решало исход матча, тогда ты герой. В любом случае ответственность на себе чувствуется. Стараюсь подходить к удару с холодной головой, ни о чем не думать и быть уверенным в своих силах.

Есть ли у тебя какое-то правило в жизни, которому ты следуешь, чтобы быть счастливым и успешным?

В любой ситуации нужно оставаться человеком. А если говорить о футбольном правиле, то я считаю, что нужно выходить на поле и играть так, чтобы оставить свой след на поле. Важно не просто присутствовать на игре, ты выходишь не отбывать номер, а играть. И самое главное получать удовольствие.

Беседовала Кристина Боброва