4 мин.

Король воздуха с пушечным ударом. Кого еще может профукать сборная России

О том, что к чужому и иностранному мы относимся с куда большим трепетом, чем к своему родному, говорил еще Фонвизин. Он не был ни тренером, ни даже футбольным агентом, да и вообще родился задолго до первого трансфера, в том числе, и международного. Но суть дела уловил точно, да и надолго. Сколько сезонов кануло, сколько денег было за это время прокручено, а что, собственно говоря, изменилось-то?

Не знаю, как отнесся бы классик русской литературы к натурализации Фернандеса, Ари и прочих Депардье. Может, даже и одобрил бы, если б оценил их уровень. Но он наверняка с возмущением узнал бы о том, с какой легкостью мы отпускаем своих футболистов играть за другие сборные.

О Рамиле Шейдаеве Россия теперь вспомнит только в двух случаях. Либо если он, поменяв наш паспорт на азербайджанский, когда-нибудь огорчит сборную своей бывшей родины, либо если попадет в какой-то европейский топ-клуб. И то и другое вполне реально – с учетом его данных, а главное – фантастического трудолюбия и желания совершенствоваться.

Владислав Радимов, тренировавший его в «Зените»-2, говорил об этом мощном форварде только в восторженных тонах. Но клубные боссы предпочли своему воспитаннику не своего, да и не сказать, что уж очень воспитанника – если увидеть у этого слова другое значение: они пригласили вместо него Александра Кокорина. Не дождался Шейдаев и вызова в первую команду России, хотя во всех юношеских и молодежных сборных страны был лидером. В результате, уроженец Санкт-Петербурга и страшный фанат «Зенита» стал гражданином Азербайджана и форвардом турецкого клуба «Трабзонспор».

Это – далеко не единственный пример, но он самый показательный, потому что Росси потеряла футболиста, на которого в перспективе вполне могла рассчитывать сборная. Хотя, впрочем, какой-то из наставников нашей национальной команды, возможно, не отказался бы от Александра Зинченко, который был готов поменять украинский паспорт на российский, а еще от Джано Ананидзе и Эмина Махмудова, недавно получивших футбольное гражданство Грузии и Азербайджана.

Сейчас хорошие футболисты готовы с легкостью менять гражданство. Времена нынче циничные, гонорары в РФПЛ падают, так что попасть под ушат помоев от патриотов и даже под лимит на легионеров становится нестрашно. Тех, кто боится вместе с российским паспортом потерять и место в составе своего клуба, остается все меньше. Но речь – о людях другого уровня: о людях, способных усилить сборную России, и при этом имеющих возможность выбирать свое футбольное гражданство.

Один из них – защитник «Амкара» Георгий Джикия, коренной москвич с прекрасным грузинским чувством юмора, а также приобретенными на Урале пушечным ударом с правой ноги и умением вести борьбу на втором и даже третьем этаже футбольного поля. Есть такое ощущение, что Сергей Игнашевич, на позиции которого играет Джикия, был в его возрасте далеко не так крут, как Георгий. Один из них в свое время перешел из заштатного «Знамени Труда» из Орехово, я извиняюсь, Зуево - в «Крылья», другой недавно – из дзержинского «Химика» в «Амкар». В те времена, когда начинал Игнашевич, в российском футболе, до которого почти не доезжали хорошие легионеры, обратить на себя внимание было проще чем сейчас. Но Джикия от тура к туру становится все более заметной фигурой, хотя в других клубах на его позиции играют Навас и Боккетти, Чорлука и Нету. И вряд ли кто-то скажет, в какого игрока он сможет вырасти.

До «Амкара» Джикия побывал на просмотре у Гаджиева в «Анжи». А предыдущим клубом Георгия был дзержинский «»Химик», который в то время как раз бесславно вылетел из ФНЛ, и кто знает, как могла бы сложиться судьба футболиста в недрах низших лиг, если бы о нем не вспомнили в Перми – главный тренер «Амкара» и исполнительный директор клуба Денис Маслов – коренной нижегородец, следивший за командами из этого региона. К тому же, на тот момент основным аргументом в пользу приглашения Джикии в премьер-лигу было не то, как играл Георгий, а его перспектива. Но об этом, как показывает практика, в нашем футболе, живущем только сегодняшним днем, задумываются немногие...

А если так, то никто не удивится, если Георгий в скором времени получит приглашение в сборную другой страны. Совершенно не хочется думать о том, как он к этому отнесется, тем более, что для перечисления всех аргументов «за» и «против» не надо быть семи пядей во лбу. И ведь ладно бы, если бы сборная Грузии была его потолком. Или если бы он жил в стране, где Игнашевичи и Березуцкие размножаются хотя бы со скоростью футбольной регенерации.

Но ведь нет же, не размножаются. Зато мало-помалу приживаются – понятное дело, под плач об отсутствии в стране собственных талантов - разные чуждые нам Нойштедтеры.

Короче, хотелось бы пожелать Саламычу побольше внимания к игрокам его бывшей команды. У нас тут еще Идову на фланге притаился, его тоже натурализовать могут при желании. А Колю Зайцева не натурализует никто и никогда, но зато как ведь играет, чертяка!