13 мин.

Самые влиятельные люди Формулы 1 1950-х

Формула 1 в этом году отмечает 70-летний юбилей, и, кажется, самое время немного оглянуться назад и вспомнить славную историю спорта, который мы любим. Журнал F1 Racing решил подготовить особую серию материалов о людях, которые оказали наибольшее влияние на Ф1. И я решил перенести и адаптировать эти статьи, посчитав их интересными. Каждое десятилетие - десять человек. Конечно, кто-то известен больше, кто-то - меньше, кого-то из тех, кого вы знаете, могли не включить в список. Но это не рейтинг, а короткие истории. И, конечно, невозможно включить все достижения и этапы карьеры этих людей, это не тот формат. Тем не менее, я, например, узнал много интересного, подготавливая эти статьи. Надеюсь, вы тоже узнаете что-то новое и вам будет любопытно читать эти короткие заметки о тех, кто сделал Формулу 1 такой, какая она сейчас. Это первая статья из цикла, и она посвящена 1950-м...

 

Когда после Второй Мировой войны снова раздался звук двигателей гоночных машин, участникам гонок Гран-При была предложена формула, которую собирались изначально ввести в 1940. Разработчикам машин дали выбор: 1,5 литровые турбированные двигатели или 4,5 литровые атмосферные. Задумка была в том, чтобы приостановить победную поступь спонсируемых правительством немецких марок (Mercedes-Benz и Auto Union), чьи непобедимые машины соответствовали регламенту на 3 литровые турбированные движки. Но в единственной гонке по новым правилам в 1939 в Триполи Mercedes разбил итальянцев. Они создали 1,5 литровые турбированные двигатели вдвое быстрее ожидаемого, и их скорость продолжала наводить уныние на Alfa Romeo и Maserati.

К счастью для итальянцев немцы не были готовы гоняться к началу 1950-х по понятным причинам. Так что вторая лучшая машина в Триполи, Alfa Romeo Tipo 158, стала задавать темп в условиях нового регламента. Более известная под именем «Альфетта» Tipo 158 была создана в Модене во времена, когда гоночными делами Alfa заправляли в Ferrari. Главный конструктор той машины Джаокино Коломбо переехал из штаб-квартиры компании в Турине в Ferrari. Ему помогали Луиджи Бацци, Альберто Массимино и Анджело Нози. Вместе они создали машину, которая заняла первые четыре места на стартовой решетке (весь первый ряд) Гран-При Великобритании 1950 года в Сильверстоуне.

Три из них заняли весь подиум и доминировали два года. В руках трех «Ф»: Джузеппе Фарины, Луиджи Фаджиоли и Хуана Мануэля Фанхио «Альфетта» с ее рядным восьмицилиндровым турбированным двигателем выиграла все гонки в 1950. Джанбатиста Гуидотти, бывший гонщик, руководил командой, а Коломбо отвечал за техническую сторону и готовил машину к следующему сезону. Сейчас более известная под номером 159 та машина выиграла 4 гонки из 7. После этого Alfa Corse покинула чемпионат.

"Альфетта"

Чемпионом в 1950 стал Фарина, который был опытным и серьезным соперником на трассе. Он всегда легко управлялся с машиной, и это его спокойствие резко контрастировало с его манерой обращаться со своими соперниками, особенно с молодыми восходящими звездами послевоенного времени. В 1951 чемпионат выиграл его аргентинский напарник Хуан Мануэль Фанхио, который только начинал гоняться в Европе в 41 год, но был хорошо известен по гонкам в Южной Америке.

В 1950-х именно он задавал планку, хотя его рекорды жили и в последующие годы. Фанхио управлял машиной спокойно и уверенно, пока ему не оказывали сопротивление, и тогда за рулем оказывался демон. Также у него было совершенно уникальное качество: он всегда оказывался в нужной команде в нужное время. Когда Alfa ушла из чемпионата, Фанхио присоединился к Maserati на два года, которые были испорчены аварией в Монце из-за усталости аргентинца после возвращения с гонки в Ирландии. Когда он восстановился, его пригласили в Mercedes на сезон 1954. Скорость W196, которая была разработана Рудольфом Уленхаутом, позволила вернуть марке довоенное преимущество, и Фанхио завоевал два титула. Его четвертое чемпионство в 1956 было завоевано с Ferrari, сотрудничество с которой не продлилось долго. В 1957 аргентинец вернулся в Maserati, где он блистал за рулем 250F. Это был союз Паганини и Страдивари, Джимми Хендрикса и Fender Stratocaster: победа Фанхио на Нюрбургринге, где он догнал буквально летевших Майка Хоторна и Питера Коллинза на Ferrari, считается одной из самых великих в истории.

Реклама 18+

Хуан Мануэль Фанхио (слева)

Однако, к концу 1957 Maserati тоже свернула свою программу в Формуле 1. А Энцо Феррари, один из оппонентов Maserati, пережил все десятилетие и все кризисы, когда его соперники исчезали один за другим. Победив Alfa в Сильверстоуне в 1951, Ferrari с 4,5 литровым двигателем закончила эру турбированных силовых агрегатов. На протяжении следующих двух лет, которые проходили по регламенту Формулы 2, его Tipo 500 была непобедима. Однако, в 1955 и его команда столкнулась с неприятностями: модели Squalo и Supersqualo ехали так же плохо, как и выглядели.

Как это часто и бывало с Ferrari, удача в какой-то момент повернулась лицом. Говорят, мы сами вершим удачу, так что проницательность Феррари помогла ему выиграть от невзгод, амбиций и щедрости соперников. В середине 1955 ему сделали прекрасный подарок: полный набор очень быстрых двигателей V8 от Lancia, которая была на грани банкротства. Поддержка правительства помогла им перебраться из Турина в Маранелло, где они стали Lancia-Ferrari: именно этот союз позволил Фанхио завоевать титул в 1956. Еще один чемпионат был выигран в 1958 Майком Хоторном.

Энцо Феррари

Но победы Ferrari тоже достались им кровью, что создало команде и машинам с гарцующим жеребцом на борту особую, почти сверхъестественную, репутацию. Эудженио Кастелотти, Альфонсо де Портаго, Луиджи Муссо и Питер Коллинз погибли за рулем красных машин. И то же случилось с Альберто Аскари – первым и, что просто удивительно, единственным итальянским чемпионом мира. Машина Ferrari 500 с двухлитровым четырехцилиндровым двигателем подходила Аскари так же, как Maserati 250F подходила Фанхио. Это был инструмент Аскари, за два сезона он выиграл 9 гонок подряд – невероятное достижение, к которому смог приблизиться Найджел Мэнселл лишь в 1992 году, выиграв 9 гонок в одном сезоне.

Аскари был известен как Ciccio, что означало «пухлый». Он был сыном чемпиона 1920-х, Антонио Аскари, который познакомился с Энцо сразу после Первой мировой войны и который погиб на трассе Монтлери недалеко от Парижа в 1925. Ему было 36, а его сыну 7 лет. Вдова Антонио не смогла удержать сына от карьеры гонщика. Многие уважаемые люди считали Альберто равным Фанхио. Во время тестовой сессии в Монце в 1955 Альберто проигнорировал собственное правило и предчувствие и отправился на трассу на Ferrari не в своем шлеме. Через несколько минут на пустой трассе Аскари погиб в аварии, объяснения которой так и не нашлось. Ему было 36 лет, в точности как его отцу, они похоронены вместе в Милане в Cimiterio Monumentale.

Альберто Аскари

Возвращение Mercedes в гонки Гран-При в 1954 случилось благодаря Альфреду Нойбауэру. До войны Нойбауэр буквально изобрел профессию руководителя команды, это касалось и технических и человеческих ресурсов. Он родился в Австрии в 1891 году, после Первой мировой войны присоединился к Austro-Daimler, став главным тестером под руководством их конструктора Фердинанда Порше, который взял его с собой в Daimler позже в 1923. Нойбауэр даже немного гонялся за штутгартскую марку, но его талант был в другом. Три года спустя он стал руководителем команды Mercedes. Нойбауэр ввел систему оповещения на пит-лейне, он стал объяснять важность быстрой смены резины и заправки машины топливом. Его механики носили коричневую одежду на тренировках, но одевали белую на гонку. Гонщики не имели ничего против, если это помогало им выигрывать гонки.

Крупный, в шляпе трилби, любящий хорошо поесть, иногда холерический Нойбауэр должен был подключить все свои таланты и харизму, чтобы справляться с Руди Карачиоллой, Манфредом фон Браухичем, Германом Лангом и Ричардом Симэном. К 1954 он заработал себе авторитет, и его стиль управления начали копировать. Фанхио был его номером один и выиграл два титула на разных версиях W196. В 1955 к команде присоединился молодой британец, как когда-то в 1937 это сделал Дик Симэн.

Альфред Нойбауэр

Стирлинг Мосс уже был живым воплощением возрождения британского автоспорта высшего уровня после войны. Будучи совсем юным, он уже привлек к себе внимание общественности. Его страстное желание побеждать на британских машинах привело к неудачам в HWM, ERA, Cooper-Alta и BRM; некоторые ставили под сомнение его изначальную покупку Maserati 250F (на которой он чуть не выиграл Гран-При Италии 1954), а затем переход в Mercedes, где он многому научился у Фанхио, а в Эйнтри он стал первым местным гонщиком, выигравшим домашний Гран-При.

Реклама 18+

После еще одного сезона за заводскую команду Maserati (Мосс победил в Монако и Монце), Стирлинг наконец нашел британскую машину, достойную его таланта: Vanwall – результат многолетней работы фабрики Тони Вандервела в Эктоне. Это была лучшая машина 1957, которая годом спустя почти привела Мосса к титулу – он уступил одно очко. После этого, управляя Cooper и Lotus, Мосс был признан настоящей легендой своего поколения, он был кумиром каждого школьника. Единственным горьким привкусом остался так и не выигранный им титул чемпиона мира…

Стирлинг Мосс

Однако, в свое время он получал приз победителя гонки из элегантных и, без сомнений, благоухавших рук Принцессы Грейс. Но не в первую свою победу: в 1956 Грейс Келли и Принц Ренье улетели на медовый месяц. Но звезда фильмов «Высшее общество» и «Окно во двор» присутствовала во время Гран-При 1960 и 1961, когда Мосс одержал победу на Lotus 18 Роба Уокера после 100 кругов гонки вокруг многочисленных домов княжества.

Гонку в Монако всегда окружал гламур. Первый победитель в 1929 был британцем: загадочный «Уильямс» оказался шофером англо-французского происхождения Уильямом Гловером. Он был позже убит нацистами за оппозиционную деятельность. Этот этап был не такой атмосферный до того, как появились новые дома и отели, которые в свою очередь проложили путь многоэтажным апартаментам, а прямая вдоль набережной была прервана новым бассейном. Но жесткая связка левого и правого поворотов Casino, вираж Mirabeau и тамаринды, росшие вдоль дороги после шиканы, все еще делали трассу узнаваемой. Прибытие звезды Голливуда же добавило романтической ауры этому месту, которая сохранилась, несмотря на постоянное расширение набережной, увеличение территории и отовсюду видневшуюся роскошь.

И с ростом значимости спонсоров уникальность и важность Гран-При Монако только росли: это было напоминанием о золотом веке, его ценностях и традициях. Неудивительно, что только организаторы гонки в Монако не платили Берни Экклстоуну. Почти 40 лет прошло со смерти Грейс, но в воображении многих она и ее принц все еще предваряют старт гонки в княжестве в воскресенье, ее рука в белой перчатке машет из открытого лимузина.

Реклама 18+

Принцесса Грейс, Принц Ренье и Стирлинг Мосс

Человеком, едва-едва опередившим Мосса в 1958 в борьбе за титул, был Майк Хоторн, который стал первым британским чемпионом мира. Майк родился в 1929 в семье владельца автомастерской и в то же время мотогонщика. Хоторн уже в начале карьеры произвел впечатление своими выступлениями в Формуле 2 за рулем Cooper-Bristol, когда он боролся с гонщиками Ferrari Формулы 1 Луиджи Виллорези и Чико Ланди на трассе на территории старого аэродрома Борхэм в Эссексе в 1952. Это позволило ему получить место в Ferrari, и в 1953 он опередил на финишной прямой Фанхио на Maserati в Реймсе и стал первым британцем, выигравшим Гран-При.

Высокий блондин с фирменным пятнистым шелковым бабочкой-галстуком Майк недолго гонялся за Vanwall, провел неудачный сезон в BRM и в итоге вернулся в Маранелло, став напарником своего друга Питера Коллинза. Но это был очень непростой период для него: Майку понадобилось время, чтобы оправиться от смерти Питера на Нюрбургринге в 1958, и приложить немало усилий, чтобы выиграть титул у Мосса, который одержал четыре победы против одной у Хоторна. Смерть Коллинза не выходила из головы Хоторна и накладывалась на его собственные хронические проблемы с почками. Так что Майк объявил о завершении карьеры, несмотря на заманчивое предложение Ferrari остаться. В январе 1959, спустя три месяца после его последней гонки, он погиб за рулем своего Jaguar Mk 1 на дороге А3 недалеко от Гилдфорда. С тех пор вручается Памятный трофей имени Хоторна лучшему гонщику Британского Содружества в Формуле 1.

Майк Хоторн и Питер Коллинз

Когда Мосс перешел в Vanwall в 1957, у него было право вето на решение о том, кто будет его напарником. Хоторн был исключен, так как хотел равного статуса, а Моссу нужно было знать, какая из машин в команде обладает лучшим потенциалом. Для болельщиков, особенно школьников, машина выглядела как космический корабль: немного футуристично благодаря форме кузова, которую создал Фрэнк Костин, обернув в него шасси Колина Чепмэна и силовую установку, основанную, грубо говоря, на четырех одноцилиндровых 500-кубовых мотоциклетных двигателях Norton, сваренных вместе и увеличенных в итоге до 2,5 литров объема.

Реклама 18+

Немецкие марки до войны уже начали экспериментировать с аэродинамикой, и Mercedes вернул эту моду в середине 1950-х, но Костин привнес научный подход и строгость в процесс постройки кузова, который должен был рассекать воздушный поток с наименьшим сопротивлением. Сам Костин получил эти знания будучи работником De Havilland Aircraft, которые делали гладкий и вылизанный реактивный самолет Comet. Фрэнк уже работал над Lotus Mk VIII, которая была первой спортивной машиной Чепмэна, и будущими ее последователями-победителями. Нестабильная управляемость и странная коробка передач Vanwall не слишком нравились гонщикам, но она выглядела как машина-победитель, и она такой и была. Именно после Костина аэродинамика стала важнейшим элементом Формулы 1.

Vanwall

Джон Купер же показал, что все мировые автопроизводители и конструкторы делали все не так. Когда Энцо Феррари увидел маленькие заднемоторные машины Cooper на стартовой решетке Гран-При, он лишь заметил, что «лошадь никогда не должна толкать повозку своим носом». Возможно, он думал в этот момент про быстрые, но непредсказуемые машины Auto Union, которые гоняли по трассам до Второй мировой. Но Купер и его отец Чарльз, а также их дизайнер Оуэн «Борода» Мэддок смогли разработать в их гараже в Сурбитоне машины, которые доминировали в Формуле 3, затем в Формуле 2 и, наконец, в Формуле 1. Разработанные для гонок по оставленным после войны аэродромам с гладким покрытием машины Cooper были более легкими и шустрыми, чем их переднемоторные оппоненты. И они очень нравились гонщикам. Неожиданная победа Мосса в Аргентине 1958 начала новую эру. А ведь некоторые газеты тогда назвали ту машину «карликовой» …Титулы Джека Брэбема в 1959 и 1960 сделали революцию неотвратимой. Победа Фила Хилла на Ferrari на Гран-При Италии в Монце 4 сентября 1960 стала последней для переднемоторных машин. Год спустя даже старые повозки Энцо толкались носом лошади.

Реклама 18+

Стирлинг Мосс за рулем Cooper

 

Это перевод статьи Ричарда Уильямса из журнала GP Racing UK за июнь 2020.

Фото: MotorsportImages.com, Rainer Schlegelmilch, David Phipps;

Машина, победившая в первом Гран-при «Ф-1» в истории: она поссорила «Феррари» с «Альфа Ромео»

«На трассе он был засранцем». История первого чемпиона «Формулы-1»

Памяти Сэра Стирлинга Мосса: великая победа британца в Аргентине в 1958

 «Я бы не знал, как жить, если бы не гонки». История Альберто Аскари  

Фил Хилл - первый американский чемпион мира Формулы 1

«Человек, который мог все». История Альфонсо де Портаго

  

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм канал