12 мин.

И примкнувший к ним Миличич. Драфт НБА-2003

alt

Вулкан не может извергаться непрерывно. Когда-то ему приходится делать паузу – накопить побольше лавовой массы, чтобы извергнуть в один прекрасный момент еще более разрушительный поток. В драфтах НБА прослеживается совершенно та же система: выстреливая раз за разом мощные гейзеры чистого таланта, вулкан периодически иссякает и выдает жалкие ручейки наподобие драфта-2000. Но иссякает он не насовсем – просто копит силы и через пару-тройку переходных лет выдает очередной «драфт поколения». Это произошло в 1984-м. Повторилось в 1996-м. Наконец, следующий драфт десятилетия случился – и это совсем свежо в памяти – в 2003-м году.

Я бы даже сказал – более чем свежо! Парни, только-только выползшие из подгузников, наконец-то стали высоко котироваться на драфте, и вот вам результат: если из выпусков 1996-го и особенно 1984-го годов спустя 13 лет после драфта на уровне НБА играли единицы, то сейчас, в 2016-м, с драфта-03 в лиге все еще играют семнадцать человек, из которых четверо – по-прежнему баскетболисты уровня МВЗ... да, и Кайл Корвер. Что ж, взглянем пристальней на главный пока драфт нового тысячелетия. 

- Первый пик драфта: Леброн Джеймс

Одержимый своим Наследием, Местом в Истории и прочими патетическими вещами, которые надо писать непременно с большой буквы, Леброн может быть спокоен: он занял бы место в Истории, даже если вообще ни разу в Истории не попал в финал НБА. Впервые в Истории вчерашний школьник шел на драфт в ранге безусловного фаворита и одного из самых непререкаемых первых пиков в Истории. Да еще и на одном из сильнейших драфтов в Исто... я слишком часто употребляю это слово, да? Что ж поделать – Леброн сразу позиционировал себя как человека в какой-то мере исторического.

В лигу он приходил в ранге сверхфеномена, от которого ожидали, что он немедленно перевернет ситуацию в ужасном «Кливленде» (16 побед в предыдущем сезоне) вверх тормашками. И конечно же, Леброну этого сделать не удалось – в отличие от взрослых, сложившихся игроков вроде Данкана или Адмирала. Впрочем, все понимали, что это только начало. Человека, решившего сейчас взглянуть на первые матчи Леброна в НБА, ожидает серьезное удивление: он увидит стройного открытого паренька, скорее свингмена, чем форварда, выходящего на матчи с улыбкой, а не с нынешним героическим и надутым видом, который принято называть «на сложных щщах». Этакий очаровательный медвежонок; правда, прошло время, романтический флер нахальной юности развеялся... а сам Леброн особенно и не изменился, дав злым языкам немало поводов для упреков – в истероидном характере, неотесанности, мегаломании, стремлении замыкать все на себе и постоянно выискивать легкие пути. Что ж, это, пожалуй, символично – что у нашей сложной и противоречивой баскетбольной эпохи именно такое сложное и противоречивое лицо как Леброн Джеймс.  

липроша

- Лидеры драфта: Кармело Энтони (3), Крис Бош (4), Дуэйн Уэйд (5)

Если Леброн – очевидный лидер пелотона и ничего особо интересного про него не скажешь, то гораздо поучительней рассмотреть судьбы тех, кто шел сразу вслед за ним. «Follow my lead», как говорится. И рассматривать их сразу же нужно через призму решений Джо Дюмарса, человека, тогда еще не склонного к эксцентрике и кропотливо собирающего чемпионский паззл «Детройта»-2003/04. По сути дела, именно Дюмарс и его выбор во многом определили лицо лиги на протяжении следующего десятилетия.

Кармело Энтони сразу считался игроком, чьи акции котировались ненамного ниже леброновских, однако Дюмарс прошел мимо него, и даже сейчас это выглядит в целом оправданным: в том же сезоне «Поршни» стали чемпионами, на следующий год едва не затащили финальную серию со «Сперс» – короче говоря, есть сильные сомнения, смог бы Кармело на месте Принса вести клуб к таким победам в совершенно неподходящей для его архаичных изоляций игровой системе. Самое крутое в карьере Энтони – это не его таланты по-настоящему великого скорера, и не то, что через два десятка лет его будут вспоминать как Чарльза Баркли нулевых, да еще и редкого подкаблучника. Самое крутое – все же был, был шанс, что Кармело таки перейдет в «Майами» к троице своих друзей, а там и до подписания Миличича было недалеко... Во всяком случае, Эндрю Шарп с «Грантлэнда» сочинил на эту тему совершенно пронзительный фантазм, а на «Грантлэнде» фигни-то уж не напишут!

мело

Криса Боша, молодую и более атлетичную версию Рашида Уоллеса, Дюмарс должен был брать непременно, но попробуйте объяснить это человеку, который уже нацелился на Миличича! В итоге получилось то, что получилось: первое чемпионство Боша было отложено на восемь лет, а сам он в итоге сделал самую странную и неоднозначную карьеру из топ-пиков драфта-03:

– последовал завету Юлия Цезаря и стал первым в галльской деревушке – с десятком матчей в плей-офф за все эти годы;

– несмотря на статус императора Канады, ныл и страдал, что живет на периферии, безразличен прессе и не появляется на обложках «Vogue» и «GQ»;

– презрел заветы Цезаря и все-таки стал даже не вторым, а третьим в Риме, но зато взял два титула, причем его роль в их завоевании по-прежнему не получила однозначной оценки;

– окончательно раскрепостился – на грани клоунады, – но так и не вышел из тени Уэйда и Леброна, и даже принялся подражать им в одежде, в чем сам и признался;

– однако и этого ему показалось мало, и Бош пошел по стопам еще и Кармело (и я, конечно, имею в виду не столько переход из северной глуши в гламурно-медийные края, сколько радикальную смену имиджа – вы ведь уже и не помните его таким, да?).

Самая потрясающая (потенциально) история могла приключиться с Дуэйном Уэйдом. Из всей верхушки драфта-03 он единственный пришел в лигу созревшим 22-летним игроком с недозревшей челюстью... и оказался на удивление недооцененным. Впрочем, ситуация объяснимая: «Кливленд» продал душу сатане ради Леброна, с Дюмарсом все ясно, Кармело затмил всем глаза джебстепами, косичками и непревзойденным умением доставлять мяч в корзину, Бош был самым талантливым «большим» драфта – в общем, так и вышло, что один из лучших атакующих защитников в истории скатился до пятого пика. 

Гораздо интересней другое – а именно то, что Райли вполне мог ославиться не хуже Дюмарса. В сезон-03/04 «Хит» входили с симпатичной парой свингменов Кэрон Батлер-Эдди Джонс, так что Уэйд, казалось, команде особо и не нужен! Тут Райли встал перед дилеммой: либо брать Уэйда и использовать как разыгрывающего (эту позицию у «Майами» закрывал стритболист Рафер «Skip to my Lou» Элстон), либо затыкать дыру на позиции центра, образовавшуюся после ухода Алонзо Моурнинга. Мыслящий старорежимными категориями Райли склонялся ко второму варианту. Из заметных центровых к моменту выбора «Хит» оставался лишь ушедший следующим пиком в «Клипперс» Крис Каман, а также Майкл Суитни, о котором поговорим ниже. То есть Райли мог взять вместо Уэйда... Криса Камана! К счастью для всех фанатов «Хит», номинальный генменеджер команды Рэнди Фанд преподал своему патрону урок здравомыслия и настоял на выборе Уэйда. Вот так мы лишились потрясающей возможности в 2010-м году увидеть Леброна Джеймса в майке «Клипперс». Какое горе.  

дуняша

- Дарко Миличич драфта: Дарко Миличич (2)

В одной статье на тему драфта-2003 про второй пик написано буквально следующее: «Однако «Детройт Пистонс» сделали спорный выбор (курсив мой – В.Т.), взяв под вторым номером сербского центрового Дарко Миличича». Да-да, именно так и написано.

Ну то есть вы понимаете: Миличича выбрали перед тремя потенциальными членами Зала славы, перед восемью будущими олл-старами... и это всего-навсего спорный выбор. Вот такой был потенциал у этого парня! Шучу-шучу. Никакого сверхпотенциала у Миличича не было, и скауты «Пистонс» сделали свой выбор, ориентируясь на десяток выступлений Дарко во второстепенной юношеской лиге.

Мотивацию Дюмарса по-прежнему, даже спустя двадцать лет, понять непросто. Ладно, допустим, Кармело и Уэйда он не взял, потому что на «двойке» уже был зарекомендовавший себя Рип Хэмилтон, а на «тройку» Лэрри Браун выдвинул непримечательного тощего паука-второгодку Тэйшоуна Принса. (Здесь, кстати, нужно ввести в мой цикл очередное понятие – «Прецедент Джордана-Дрекслера»: это когда ты игнорируешь на драфте будущую суперзвезду, потому что позиция в команде уже закрыта квалифицированным игроком.)

К тому же, как известно, одно из основных правил в НБА нашей юности – «Всегда бери «большого». Все так, но ведь оставался еще Крис Бош! Дюмарса можно было понять, если бы в команду уже пришел Шиди Уоллес – более-менее однотипный с Бошем игрок; но самый смех ведь в том, что Дарко и рассматривали в качестве подвижного большого парня с поставленным средним броском, замены мягкотелому Окуру. Как бы то ни было, а в баскетбольной карьере Миличича оказалось лишь два запоминающихся момента: первый – этот, а второй – собственно чемпионский титул, который серб «завоевал» раньше всех звездных товарищей по драфту.  

даркуша

- Лотерейные ошибки драфта: Майкл Суитни (9), Джарвис Хейс (10), Маркус Бэнкс (13)

Помимо хрестоматийного Миличича, в лотерее было выбрано еще несколько людей, не вполне того заслуживавших. Ладно, на самом деле таковых была половина лотереи, но тут в дело вступает моя «Поправка Маркуса Кэмби» – большая часть из них все-таки не басты, а нормальные крепкие игроки ротации, пусть и выбранные несколько выше, чем нужно. Давайте будем честны сами с собой: ведь и того же Ника Коллисона мы не записываем в ошибки преимущественно из уважения к прославленному ветерану. То же относится и к Микаэлю Петрюсу, Ти Джей Форду... а нет, ошибочка, ведь Брайан Коланджело как-то сказал, что пара защитников Ти Джей Форд-Хосе Кальдерон сильнейшая в НБА. Так что с Фордом все нормально.

Конечно, и выпуск-03 дал нам примеры игроков, которые не достигли даже таких скромных достижений, как Форд или Коллисон. Про Бэнкса и Хейса сказать особо нечего: первый примечателен лишь своим полным именем (Артур ЛеМаркус Бэнкс III), второй и тем не примечателен. Откровенным бастом Хейс не был, но быстро наполучал серьезных травм и скромно пылит сейчас в чемпионате Болгарии.

Гораздо поучительней горемычная судьбинушка Майка Суитни, которого взяли под высоченным для такого игрока девятым пиком, а могли выбрать и выше. Используя свои слонопотамские габариты, Суитни затаптывал противников в паркет на уровне колледжей, чем и затмил глаза руководству «Никс» (и нет, это еще был не Айзейя Томас!). Нью-йоркские функционеры не учли, что не все то Шакил, что весит полтораста кило; уже в «Джорджтауне» у Суитни был избыточный вес, проблемы с мотивацией (собственно, в баскетбол он и играл-то из-под палки), и в итоге спустя несколько лет толстяк разделил игровую судьбу злосчастного Роберта Трейлора – с той разницей, что Суитни, слава богу, жив-здоров и сейчас обретается где-то в чемпионате Уругвая.  

михасик

- Стилы драфта: Дэвид Уэст (18), Борис Диао (21), Леандро Барбоса (28), Джош Ховард (29), Заза Пачулия (42), Мо Уильямс (47), Кайл Корвер (51)

Сила драфта определяется не только количеством (и качеством) звезд, иначе скромный набор-97 считался бы очень мощным. Сила драфта – еще и в его глубине, и в этом смысле у выпуска-03 конкурентов мало. К перечисленным в подзаголовке приплюсуем еще Трэвиса Аутло, Карлоса Дельфино, победителя кроватей и «лейкерсов» Кендрика Перкинса, Люка Уолтона... Стива Блейка... Джейсона Капоно... Уилли Грина... Кита Боганса... ну теперь-то вы понимаете, насколько это был глубокий драфт? И этом притом, что лотерейных ошибок в этот раз было исчезающе мало. Уэст, Корвер, Ховард и Мо Уильямс ездили на МВЗ, Капоно и Джеймс Джонс выигрывали конкурсы трехочковых, Барбоза брал приз «лучшему шестому», Диао – «самому прогрессирующему»... короче, этот драфт действительно изменил лицо НБА.

Любопытно отметить, что Билл Симмонс в своем воображаемом редрафте перекрутил все с ног на голову, но умудрился не включить в первую десятку драфта Леандро Барбозу, а вместо Пачулии поставил Перка, чем полностью дискредитировал себя как специалиста. Но, во всяком случае, ему хватило компетентности выбрать Бориса Диао шестым! К слову: мы как-то уже говорили о том, что Грегг Попович любит брать хорошие чужие идеи и шлифовать их до совершенства. В этом сезоне он поступил так же с прорывной мыслью Пэта Райли собрать в команде Большое Трио с драфта-03. Результат получился не менее впечатляющим: Диао, Уэст и Мэтт Боннер! Аналогия выходит удачной даже по позициям: француз приходил в лигу свингменом, а стал смоллбольным большим, Дэвида Уэста можно сопоставить с Бошем... короче, промашка только с парой Боннер-Уэйд, но зато у Боннера все еще столько же перстней, сколько у Леброна!

- Три толстяка драфта: Майкл Суитни, Борис Диао, Софоклис Схорцианитис (34)

раз

два

три

И это не считая парней вроде Джеймса Лэнга и того же позднего Кармело! В общем, это был не только очень глубокий, но и очень толстый драфт. 

- УНИКС драфта: Мацей Лампе (30), Славко Враньеш (39)

Бесполезный факт дня: обоих будущих казанцев в этот раз задрафтовали «Нью-Йорк Никс». Учитывая это, а также большую схожесть названий, торжественно нарекаю «Никс» и УНИКС клубами-побратимами!

- Бобан Марьянович драфта: Ремон ван де Харе (52)

Рост голландского центрового, который так и не поиграл в НБА, – 223 сантиметра, вес – 140 килограммов. (И все равно он слабак в сравнении с Риком Смитсом!). В принципе, эти числа – главное, что вам стоит о нем знать... ну разве что кроме еще одного факта: в 2010-м из-за задолженности перед ван де Харе в размере 200 тысяч долларов мариупольскому «Азовмашу» запретили участвовать в международных соревнованиях. Да, пожалуй, вам непременно нужно это знать.

- Факты драфта:

Место проведения: Нью-Йорк, США

Дата: 26 июня 2003-го года

Играли в НБА: 47 игроков из 58 выбранных

Участники Матчей Всех Звезд: 9 игроков (Кармело Энтони, Крис Бош, Джош Ховард, Крис Каман, Кайл Корвер, Дэвид Уэст, Мо Уильямс, Дуэйн Уэйд и Леброн Джеймс)

Фото: REUTERS/Peter Morgan