Смерть героического баскетбола и важный урок, преподанный нам Кобе Брайантом
To my dearest Katya.
Языковой перевод подобен телепортации из научно-фантастической литературы – мы берем определенную субстанцию, разбираем ее на атомы в одной точке и вновь воссоздаем в другой. Однако естественные ограничения (законы физики, доступность определенных материалов, человеческий фактор – нужное подчеркнуть) позволяют сомневаться в стопроцентной идентичности копии оригиналу. Отсюда, к слову, и нежелание многих русскоязычных лингвистов употреблять английский глагол to translate в таком узком значении, как переводить. Это самое to translate ведь намного богаче – это не просто перевод, это скорее передача смысла. Мы не просто переводим слова – мы передаем собеседнику целое явление, при этом в силу естественных ограничений (богатство словарного запаса и культурного опыта собеседников, к примеру) теряя некоторую часть его сущности.
Все эти пространные сравнения с лингвистикой и научной фантастикой сводятся к одному – где-то между началом борьбы за звание величайшего баскетболиста в истории и тем, как мы воспринимаем его сейчас, мы потеряли смысл того, кем является Кобе Брайант.
Во многом, безусловно, виноваты журналисты. В своем недавнем статусе я отозвался о книге «Франчайз» как об одном из трех лучших литературных произведений о баскетболе, которые мне довелось прочитать. И дело даже не в том, насколько красочно и детально Кэмерон Стаут разбирает историю успеха «Плохих парней», а в том, насколько точно он подмечает роль спортивных журналистов в создании легендариума НБА. «Им не нужны ответы, им нужны заголовки», – рассуждает автор, и этот постулат очень точно иллюстрируется тем, как журналисты попросту проигнорировали то, что ныне известно как Секрет Баскетбола, который в 1989-м в пространном послематчевом интервью им на блюдечке выложил Айзейя Томас. То, что подобная тема была поднята лишь спустя два десятилетия благодаря известному графоману-нонконформисту из Бостона – еще одно подтверждение сей печальной тенденции.
Кобе стал главной жертвой из последнего поколения суперзвезд до взрыва Интернета – когда ему понадобилась платформа, дабы рассказать свою правду, Фейсбука, Твиттера и Инстаграмма не было и в помине. Единственным рычагом формирования общественного мнения были спортивные журналисты, которые между центровым-балагуром и помешанным на баскетболе закрытым одиночкой по вполне естественным причинам выбрали первого. У нынешних звезд имеется гораздо больше возможностей преподнести себя толпе, сформировать свой образ, показать себя в выгодном свете. Всего-то десять лет назад? Все зависело от того, насколько ты умеешь понравиться тому или иному журналисту. Кобе, в отличие от Шака, не то, что бы не владел подобным навыком – лишь не осознавал его значимость в перспективе, а на выходе получил недопонимание общественности.
Добавьте сюда характер Шакила, для которого, к ярости Кобе, баскетбол никогда не был на первом месте, и амбиции Фила, который предпочел сделать ставку на ленивого и расхлябанного О’Нила, дарившего на тот момент лучший шанс на чемпионство – и Брайант получил ситуацию, из которой невозможно было выбраться чистеньким. Каждая атака и каждое недопонимание со стороны окружающих еще глубже загоняли его в себя, в упрямого и недоверчивого мальчишку в песочнице, где либо все по его правилам, либо никак. В итоге он оказался в этой самой песочнице в полном одиночестве, пусть и с целой горой игрушек, но под знаком с надписью «Осторожно, злой ребенок».
Его патологическая тяга всегда все сводить к противостоянию между ним и остальным баскетбольным миром сложилась именно подобным образом. Не помогло и то, что лига была на перепутье – ей был нужен новый Джордан, но еще важнее ей было определиться с судьбой баскетбола. Жизнеспособен ли так называемый heroball и игра один-в-пять? Брайант с Айверсоном принялись доказывать правомерность подобного мнения при полной поддержке баскетбольной общественности, которая одобрительно гудела с трибун и неодобрительно покачивала головами в послематчевых разборах. Однако эволюция решила пойти другим путем и привела к тому, что стиль Кобе стал анахронизмом. Травма сухожилия же окончательно отобрала у него возможность соревноваться с логикой и гнуть свою линию.
Уже ставший легендарным момент – в котором Брайант рвет ахилл, пытается собственноручно вставить его на место, забивает два штрафных, а затем без чьей-либо помощи уходит на замену – фактически стал его последним шансом сформировать свое наследние на паркете. С тех пор он был вынужден существовать за пределами площадки; отсюда и его ежегодные поездки в Китай, и недавно вышедший документальный фильм «Муза», и все больше откровенности, проскальзывающей в различных интервью – все это лишь попытки поведать то, что он не успел, донести смысл своих деяний, напомнить, кем он является.
А является он, немного немало, человеком, который мальчишкой решил стать величайшим игроком в истории, и спустя почти три десятилетия обнаружил себя лишь в паре шагов от казавшейся заоблачной вершины; человеком, который сумел вклиниться в борьбу звание величайшего игрока в истории, несмотря на один ключевой момент.
Джордан – это безусловный золотой стандарт, по которому можно и нужно мерить себя, но которого не достичь никому; попросту потому, что ЭмДжей был помазаником баскетбольных богов. Он был трудолюбив, безусловно, но ему никогда особо и не нужно было пахать больше других – в нем была такая атомная смесь таланта, атлетизма и жажды побеждать, что счетчик Гейгера попросту отказывался функционировать в его присутствии. Джордан мог позволить себе провести целый день на поле для гольфа, затем приехать на арену и уничтожить соперника, сесть в самолет, провести весь полет за игрой в карты, выйти на площадку в другом конце страны и вновь разобрать кого-то на части.
Брайант же, как мне кажется, никогда не обладал подобными природными данными, за исключением похожего склада ума и страсти к игре. Ему приходилось практически жить в тренировочном зале и летать на футуристические медицинские процедуры в Германию, дабы получить хоть какое-то преимущество над стремительно настигающими оппонентами. Он сумел вклиниться в дискуссию о величайшем баскетболисте в истории и на целое десятилетие стать лицом лиги, не обладая для этого особыми задатками и собственными руками завышая свой естественный порог.
«Я вижу определенную красоту в той боли, которую мое тело испытывает каждое утро, ибо я помню о бесконечных часах тяжелой работы, которые привели меня к этому моменту».
За всей драмой, которая окружала Кобе с момента прихода в лигу, именно этот урок мы в итоге и упустили – каждый из нас способен добиться чего угодно, живи и дыши мы своим ремеслом. Его карьера – вечное напоминание о том, чего можно добиться трудолюбием и упорством, и о том, что можно упустить упрямством и нежеланием меняться. Его письмо в Players Tribune - это подарок всем нам: заранее объявив о своем уходе, он дал ненавистники последнюю возможность позубоскалить, наблюдая за тем, как «озерники» проигрывают матч за матчем и впервые в истории пропускают сразу три плэйофф подряд; своим поклонникам он дал последнюю возможность насладиться, возможно, самым отточенным и продуманным арсеналом движений в истории; и всем нам он дал возможность вживую увидеть окончательную смерть героического баскетбола.
Один из подобных моментов можно было наблюдать в недавнем проигранном матче с «Индианой». При отставании в четыре очка «озерники» организовали своему лидеру целую серию заслонов, пробежав через которые, Брайант очутился с мячом на дуге, и, недолго думая, запустил его через руку одного из лучших персональщиков лиги Пола Джорджа. Абсолютно сумасшедший бросок оказывается точным, отставание сокращается до одного очка, «Лейкерс» фолят на Джордже и отправляют его на линию штрафных. И пока звезда «иноходцев» идет через всю площадку, камера выхватывает лицо Кобе.
Вот она, смерть героического баскетбола – стоящий на ушах «Стейплс Центр», прекрасная Ванесса Брайант, улыбающаяся с трибуны своему супругу, и в центре всего этого последний адепт баскетбола-анахронизма, довольно ухмыляющийся удачному броску, несмотря на уже проигранную охоту. Да, мы любим состроить умное лицо и хором осуждать Кобе, но вряд ли кто поспорит – то была чертовски славная охота.
Фото: Gettyimages.ru/Harry How; REUTERS/Sue Ogrocki, Brent Smith
Коби проделал невероятный путь и наверно уместно будет сказать, что Коби показал самый большой прогресс, от сопляка полирующего скамейку, достигнув статуса легенды и даже спустя 20 лет, оставаясь по прежнему способным феерить на площадке, пусть и эпизодически.
Коби Брайант это олицетворение того,чего может достичь человек от дарованных ему возможностей и талантов. Коби реализовался даже не на 100%, он смог прыгнуть выше.
Что касается места в истории, то уже понятно, что таких игроков как Коби не было и врятли будут. Тот уникальный набор игровых качеств, навыков, приемов, характера, жажды победителя и инстинкта убийцы, трудолюбия и трудовой этики, сложно отыскать даже среди легенд.
Будь здоров и счастлив, Мамба. Такую страсть в игре я видел только трижды и очень хочу увидеть снова.
В точку. Одни из лучших слов о нём.
Это квинтэссенция спорта. Ну, может не спорта, а "героического баскетбола" точно. Это было безумно круто...
Но он не мог так уйти. Потому что это Кобе. Потому что он был уверен, что сможет, как смог забить те штрафные. Он просто не мог.
Не надо сравнивать силу востока и запада на тот момент.
Это раз. Собственно на этом можно было бы и закончить.
Но.
Я не собираюсь, в отличии от вас обоих, принижать никого из игроков.
Ни Нэша, хотя лучшим ПГ на тот момент я считаю Кидда, который, кстати два раза подряд вывел деревянных Нью-Джерси под каток ЛАЛ, а потом САС. Правда МВП ему не давали.
Ни Ансвера, который тоже выводил деревянную Филу.
(это к слову о востоке, где роль личности велика в способности на своём горбу дотащить до финала дажё полумёртвый состав.;))
Ни тем более Майкла, Ди Вейда или Леброна со Стефом или к примеру Данкана с Новицки.
Ни многих других.
Факты по Мджею просты. На тот момент он настолько превосходил оппонентов по позиции, что сравнивать с ним кого-либо на тот момент нет никакого смысла. Но пока у него не было Джексона и пока Пиппен не вышел на звёздный уровень игры, всё это дело заканчивалось пшиком.
Примерно по тем же причинам нет смысла сравнивать никого с Уилтом во времена его доминирования или с Каримом в его времена.
Во времена Кобе, на позиции АЗ играло очень много сильнейших игроков.
Некоторые считают их лучшими игроками, чем Кобе в отдельные моменты карьеры.
Кто-то считает ТиМака, кто-то ДиВейда, кто-то может глянуть ещё дальше и найти других личностей, вроде Рей-Рея.
И всё же Брайант взял верх в этих противостояниях.
И мне этого факта достаточно.
За сим всё. Доказывать никому из вас ничего не собираюсь, ибо болею за, а не против.
И отношусь с уважением практически ко всем мастерам этой замечательной игры.
Но именно к мастерам.
Майкл тоже не выиграл ни одной гайки без Джексона.
Более того, без Джексона он не выходил из первого раунда, а в ПО заходил с отрицательным балансом, если что.
Не совсем согласен - Эм Джей оказался просто не готов ко встрече с "Плохими парнями" в 89-м, когда Пистонс наказали Буллз в плей-офф, а Джордан отлетал от Леймбира и Махорна из-за недостатка силы. И после того Джордан пахал как конь, превращая свое тело в машину, чтобы потом выйти и отомстить. Талант - безусловно. Но и преподносить Джордана как человека, которому вот прям все с неба свалилось и он мог играть в гольф днем, а вечером убивать кого-угодно на площадке - неверно, как мне кажется. За его талантами лежит огромный труд, Джордан был конкурентен не меньше Брайанта - он все воспринимал как вызов и работал из раза в раз больше.
Хотя я и понимаю, что текст о Брайанте, а потому необходимо было выделить, что мол "Джордану все давалось легко, а Брайант всегда работал".
Playing unselfishly and under control, Kobe Bryant scored 17 points and the Lakers received strong performances from Smush Parker, Lamar Odom, Luke Walton and Kwame Brownen route to a 99-92 victory over the Suns in Game Three of their Western Conference first-round series
Kobe shot 9-of-14 from the field in Game 4.
в той самой исторической 4 игре даже не Кобе ,а Одом набрал больше всего очков
Сколько угодно называйте легендами легенд, но уровень Джордана... Это был идеальный спортсмен.
Не одиночка, как Торп, Фелпс, Сампрас, Бубка, Болт, а человек, который разрушал топ-команды.
в 2007 они должны были проигрывать, они и проиграли
в 2011 должны были выигрывать, но проиграли
в 2012 должны были выигрывать и выиграли
в 2013 я бы сказал был паритет учитывая состояние Уэйда(хотя он и выдал пару неплохих игр)
в 2014 должны были проигрывать и проиграли(хотя не так однозначно как, например в 2007 или 2015)
в 2015 должны были проигрывать и проиграли..
Коби же в КАЖДОМ своём финале, даже проигранном(может быть не считая 2008 и то не факт) должен был выигрывать.. причём разница между его командой и командой соперника зачастую была в разы больше, чем разница между Кливлендом и Майами ЛеБрона и их соперниками по финалу..
ещё не учитывая тот факт, что в 3 из своих 7 финалов Коби был вторым лучшим игроком команды..
а ЛеБрон ВСЕГДА по сути был лучшим
и я не фанат ни того, ни другого.. просто ЛеБрон намного лучше как игрок, а финалы выигрывает команда
Продолжайте в том же духе.
Обсуждать, что там показал Нэш Кобе, даже смысла не вижу.
Лучший игрок лиги в прайме с деревяшками-партнёрами, акромя Одома, против одного из двух лучших разыгрывающих лиги на тот момент с хорошей сбалансированной командой. Который так и не попал в финал. Никогда. Ни в качестве МВП, ни в любом другом качестве.
Приводить в пример команды, которые выходили в финал от Востока в те времена не стоит.
Была по этому поводу недавно шутка.
в старте ,а здесь сразу против праймового Нэша
Джордан с Айверсоном бросали по 30 раз ,Харден сейчас бросает по 40 раз
вообще никого не колышет
I still remember when you unwrapped me on Christmas Day and said I was the best gift ever. We grew up together in gyms from Italy to Pennsylvania. You shot me countless times to practice and prefect your step back J. Dunked me thousands of times and dribbled me till I couldn’t take it anymore. You shot me for game winners, 81 points and of course the finals championships. I loved to be in your hands. You have announced your retirement this year and I will miss you dearly but something has changed recently. I still see the determination in your eyes but your body can’t back it up. You shoot me the majority of your teams shots without a chance of me going through the basket. I get blocked now by people who’s name on the back of their jerseys I don’t even recognize. It doesn’t have to be this way. You can still shoot me when your open. Pass me with that great court vision you’ve developed. Grow the new guys coming up the ranks. Allow them to shoot the Utah air balls that lead to your development. Play the mentor role. We can go out with our heads held high and the love of the fans. It’s time you stepped aside and let the next Laker great be born.
Yours truly,
The basketball
Мне лично всегда очень тяжело воспринимать уход достойных героев прошлого: писателей, актеров, игроков НБА. Тяжело и в ситуации с Кобе, который вроде всегда был тут, но любить его по-настоящему начинаешь только после осознания, чт скоро он станет легендой.
И от этого на душе возникают чувства такие же противоречивые, как и завершение Его карьеры.
И неужели теперь каждый хороший текст будут сопровождать опросники-набросники? тем более на настолько избитую тему
Брайант же, как мне кажется, никогда не обладал подобными природными данными, за исключением похожего склада ума и страсти к игре. Ему приходилось практически жить в тренировочном зале и летать на футуристические медицинские процедуры в Германию, дабы получить хоть какое-то преимущество над стремительно настигающими оппонентами. Он сумел вклиниться в дискуссию о величайшем баскетболисте в истории и на целое десятилетие стать лицом лиги, не обладая для этого особыми задатками и собственными руками завышая свой естественный порог.
и вот это главная мысль, чувак не имея ничего, чего нет, скажем, у условного кента бэйзмора или брэндона раша, добился величия и остановился в шаге от самых самых