Трибуна
11 мин.

Парк Юрского периода – самое безумное место в НБА. Здесь смотрят матчи болельщики «Торонто»

24 мая 1994 года. Торонто. Айзея Томас прорвался через большой бумажный логотип команды, в которую ему предстояло войти в качестве вице-президента управления баскетбольной деятельности. Такой пиар ход должен был символизировать прорыв команды с точки зрения управленческого персонала. Но спустя всего 4 сезона Томас покинул команду, а то, через что он прорвался, оказалось гораздо важнее. 

Я, естественно, имею в виду название баскетбольной клуба Торонто – «Рэпторс». Когда будущие владельцы команды получили права на одну из двух первых канадских франшиз в НБА, они думали, что процесс наименования будет простым. Дело в том, что 47 годами ранее в Торонто базировался первый профессиональный баскетбольный клуб за пределами Соединенных Штатов – «Торонто Хаскис». Но в начале процесса наименования стало очевидно, что любой дизайн логотипа, включающий хаски, будет в какой-то степени повторением логотипа «Миннесоты Тимбервулвз».

Поэтому на протяжении следующего года, управленческий персонал клуба и консультанты прокручивали разные варианты имен для команды. «Бобры», «Драконы», «Скорпионы» и другие животные/символы рассматривались в качестве талисмана клуба. Те, кто в сознательном возрасте застали премьеру фильма Стивена Спильберга «Парк Юрского периода», помнят, какой фурор произвел фильм. И группа Торонто решила воспользоваться популярностью фильма, назвав свою новую команду «Рэпторс» 15 мая 1994 года. Именно в этот момент был заложен фундамент одного из главных сюжетов чемпионского пути «Торонто» 25 годами позже.

Парк Юрского периода – баскетбол опять оттеснил хоккей

Несколькими днями раньше я написал статью «Баскетбол – спорт будущего в Канаде. Молодежь и иммигранты предпочитают его хоккею», в которой я объяснил, что баскетбол постепенно оттесняет хоккей в Канаде по причинам упомянутым в заголовке. Парк Юрского периода из той же серии. Многие возможно и не подозревают, что одна из самых известных фан-зон в мире была учреждена хоккейными болельщиками.

Фундамент парка Юрского периода в прямом смысле был заложен в 2008 году, когда Maple Leafs Sports and Entertainment (MLSE), холдинговая компания, владеющая «Мейпл-Лифс», «Рэпторс» и ФК «Торонто» начала строительство Мейпл-Лиф площади. Мейпл-Лиф площадь – многофункциональный комплекс, состоящий из двух небоскребов и небольшого сквера перед Скоушабэнк-ареной (в прошлом Эйр Канада-центром). Именно в этом небольшом сквере, стесненным между гигантскими стеклянными свечами, и проходит спортивный фестиваль.

Первая установка теперь известной фан-зоны появилась во время плей-офф НХЛ 2013 года. Это была первая путевка «Торонто Мейпл-Лифс» в плей-офф с 2004 года, когда капитаном был еще Матс Сандин, тренером Пэт Куинн и Александр Могильный был одним из главных бомбардиров клуба. Тогда хайп вокруг клуба был неимоверным. Помимо того, что это был первый плей-офф клуба за 9 лет, «Кленовые Листья», будучи андердогом, отважно сражались с будущим финалистом Кубка Стэнли «Бостон Брюинс». Но после колоссального фиаско в 7 игре, в котором «Лифс» упустили преимущество в 3 гола в середине третьего периода, команда не выходила в плей-офф на протяжении трех последующих сезонов.

«Рэпторс» перехватили инициативу в отсутствии «Мейпл-Лифс». Именно в сезоне-2013/14 года сформировался костяк вокруг Кайла Лаури и Демара Дерозана и все последующее сезоны клуб выходил в плей-офф. В это же время «Рэпторс» переняли эстафету от соседей в Скоушабэнк-арене и начали устраивать свои трансляции плей-офф игр на большом экране.

Масаи выстроил чемпионскую команду и парк Юрского периода.

К этому моменту, особенно среди поклонников баскетбола, трудно найти человека, который бы не слышал о парке Юрского периода. Об этой фан-зоне писали и ESPN и Washington Post и BBC, но никто не задался вопросом, откуда взялись идея и имя и каких затрат стоит обслуживание этого «фан-феста». Чтобы узнать побольше о «парке», я поговорил во время шестой игры с главой MLSE по работе с общественностью и мероприятиям Марком Бартлеттом. 

- Кто подал идею фан-зоны?

– Не было одного конкретного человека, с которого бы началась идея. Изначально приняли решение о трансляции матчей на большом экране в сквере на одном совещании. Во многом то, что вы видите здесь – заслуга болельщиков. Все началось с серии против «Бруклина». После успешного опыта «Мейпл-Лифс», болельщики «Рэпторс» тоже стали собираться на этой площади и с каждой игрой «парк» продолжал расти и расти. В итоге нам пришлось даже строить инфраструктуру, чтобы удовлетворить интерес болельщиков. 

- Кто придумал имя (парк Юрского периода)?

– Я думаю, это был Масаи. Это имя употреблялось в соцсетях, а затем Масаи сказал это однажды публично, и понеслось.

- Вы удивлены, насколько эта идея развилась? 

– Совсем нет. Честно говоря, мы приятно удивлены поведением болельщиков. Они ведут себя таким образом, что позволяет нам постоянно расширять масштаб мероприятия. Люди ведут себя очень по-канадски. 

- Какими силами дается организация такого мероприятия?

– Это все результат работы огромного количества людей. Мы расширились до нескольких секторов. И к сожалению, мы все помним наезд на людей фургоном в прошлом году. Поэтому как развлекательная компания, мы должны подавать пример как такого рода мероприятия должны проводиться, и мы это делаем. В нашей работе на помогают сотни охранников, сотрудников, полицейских и заинтересованных сторон, начиная с муниципалитета и заканчивая местным бизнесом.

- Может ли другой город повторить опыт Торонто?

– Любой город или развлекательная компания могут возвести такую-же инфраструктуру. Но нужны ярые поклонники, за счет которых появится потребность похожего. Но такого пока не видно в НБА.

- Болельщики…

Как же без них. Все, кого ни спросишь говорят, что именно болельщики душа и сердце парка Юрского периода.

Во время финала в «парке» и по его краям собиралось от 10 000 до 20 000 людей, несмотря на погоду. А погода во время финала была далеко не идеальной. Но люди тут ночевали. Выстраивались в очередь в час ночи.

В пригородах и по всей Канаде образовались похожие «парки».   

Все, кто писал об этом явлении, пытались искать аналогии. Чаще всего аналогии были со студенческим спортом в США. Особенно медиа концентрировались на Кшишевскивилле. Кшишевскивилл – это палаточной город, который образуется на площади перед стадионом Кэмерон, так как билеты на игры «Дьюк Блю Девилс» выдаются первым желающим перед игрой. 

Также есть те, кто считают, что атмосфера схожа со студенческим американским футболом в США. Разыгрывающий защитник Фред Ванвлит соглашается, но говорит, что он слышал мнение о том, что парк похож на футбольную фан-зону.

«Я думаю, здесь есть некоторое сходство [со студенческим спортом]. Кто-то говорил, что это больше [похоже на] футбол из-за страсти, которую проявляют болельщики. Я думаю, что у нас очень крутая поддержка. Я не знаю, с чем сравнить. Это определенно уникальное явление в НБА.»

Я соглашусь с Фредом. Я имел честь посетить много спортивных мероприятий в своей жизни, но сравнить с чем-либо мне трудно. Я знаю лишь одно – энергетику в Парке Юрского периода я никогда не забуду! 

Друзья, этой статьей я заканчиваю свою серию репортажей из Торонто. Это был невероятный опыт. Я хочу поблагодарить всех, кто внес свой вклад в мои статьи за последние несколько недель. Я хочу поблагодарить Sports.ru за предоставленную мне возможность для освещения этого события. И больше всего хочу поблагодарить читателей. Как без болельщиков «Рэпторс» в парке Юрского периода, так и без вас ничего этого не было бы.

Оставляю вас с фото и видеообзором из парка Юрского периода.

До новых встреч!

Парк Юрского периода в пригороде Торонто – Брамптоне. 

Еще в одном пригороде – Миссиссоге. 

Реджайна, Саскачеван. 

Монреаль, Квебек.

За барьерами «парка» собиралось тоже собиралось большое количество людей.

Смотрели из офисов расположенных над «парком».

Плохая погода не останавливала людей.

Из-за колоссального спроса люди занимали место в очереди за несколько дней и спали там же. 

«Парк» посетили знаменитости. Ютуб-блогерша Лилли Сингх, более известная как Супервумен.

Суперболельщик «Рэпторс» – Дрейк. 

Мэр Джон Тори в пиджаке, посвященном команде. 

Также на финал приехали медиа со всего мира, включая ESPN, что стало большим событием для местных болельщиков.

Были различные плакаты и прочее. «Нагнем [Сан-Франциско] Залив».

Прогулка по парку Юрского парка

Фото: globallookpress.com/Julian Avram/Icon Sportswire (1); Gettyimages.ru/Tom Szczerbowski (2); globallookpress.com/ Julian Avram/Icon Sportswire (3); REUTERS/Christinne Muschi (7); Ruscanus; instagram.com/tourism_regina; Greg Ross/CBC (10); Spencer Gallachian-Lowe/CBC (11); instagram.com/rysingvisuals