8 мин.

Бизнес-модель Doyen Sports и бедный хихонский 'Спортинг’

Используемая компанией Doyen Sports схема закупок части прав на игроков считается вроде как законной и просто необходимой для многих европейских клубов. А с подобным явлением, как известно, следом за ФИФА в Европе борются и на уровне ЕС (были на эту тему отдельные дебаты в Европарламенте). Представители же клубов заявляют, что они должны располагать экономической свободой (право распоряжаться экономическими правами на игроков как средство привлечения дополнительных денежных средства частных инвесторов). Ведь это бизнес, и все далеко не просто так, что пришли 'добрые дяди' и безвозмездно дали денег на спорт либо выкупили полное владение клубом, чтобы временно ‘поиграться своими капиталами’). Такая схема продаж экономических прав на игроков помогает клубам закрывать бюджетные дыры и покрывать долги.

Анализ документов по сделкам на примере падающего на дно голландского клуба ‘Твенте' показывает, что сделки между Doyen Sports и этим клубом принесли временное финансовое оздоровление, но в долгосрочной перспективе загнали клуб в клетку банкротства. Economic Rights Participation Agreement (ERPA) - подобные соглашения с компанией Doyen Sports назаключали многие испанские клубы (хихонский ‘Спортинг', 'Севилья', 'Хетафе', 'Гранада', мадридский 'Атлетико', 'Валенсия'). И это только известная часть.

В Испании на фоне мирового финансового кризиса были свои экономические сложности в конце 2000-х. Дефицит бюджета страны составлял порядка 10% в 2008-2012 гг. Что уж говорить о футболе и функционировании спортивных клубов. Активов и свободных денежных средств объективно не хватало, чтобы покрывать расходы на трансферы и зарплатные ведомости игроков (согласно отдельным исследованиям в минусе было 80% клубов Примеры, а уж в дивизионах ниже…). Пришло время что-то серьезно менять, при это стараясь не утратить спортивную конкуренцию и отток высококвалифицированной футбольной рабочей силы, как это произошло в Италии. Если кто не помнит, то в 2011-м году в Испании почти половина клубов двух низших дивизионов (после Примеры) начали процедуры банкротства! Ныне рвущий и метающий мадридский ‘Атлетико' тогда 4-5 лет назад имел налоговые задолженности на общую сумму порядка 120 млн евро (что составляло порядка 60% ежегодных доходов клуба)! А экономический кризис в стране клубам не позволял получать доходные средства обычными путями (через акционеров и участников, спонсорство и банковские займы). Например, муниципалитет Хихона спас местный клуб ‘Спортинг' от краха путем выкупа тренировочных полей и помещений клубной молодежи за 12 млн евро.  

Продажа прав на телетрансляции – это отдельная большая статья доходов для европейских клубов (не в России). В 2010-2015 гг испанские клубы совместными усилиями генерировали порядка 700 млн евро ежегодных доходов с продажи прав на трансляции своих матчей. В то время как средний показатель Бундеслиги в 2013-2016 гг был 628 млн евро. А у итальянской Лиги 1 – 940 млн евро в сезоне 2012-2013. Английская лига с 2013-го года делает доход свыше 1,2 млрд евро! А в сезоне 2016/2017, уже было подсчитано, доход улетит дальше в космос – 2,1 млрд евро!

При этом испанской Примере этих 700 млн недостаточно для покрытия расходов. Да и в отличие от других ведущих лиг (где права продаются общим пакетом) в Испании они до сих пор продаются индивидуально. Об этом  в стране давно идут горячие споры. Мол, ‘Реал' да 'Барса'  + все остальные. Отсюда и слишком большое расслоение между богатыми и бедными. И понятно, что существует сильное лобби так все и оставить. Но вроде бы наметили и продавили решение перейти к общеевропейскому стандарту совместной продажи пакета прав на всю Примеру со следующего сезона 2016/2017. Посмотрим.

5 лет назад, в 2011-м, например, из 641 млн евро прибыли ‘Барса' заработала 163 млн евро, а ‘Реал' - 156 млн евро. То есть примерно 50% на двоих (из нынешних 20 клубов Примеры, но тогда было 18 клубов). Получается в среднем порядка 20 млн евро на остальные клубы Примеры. В то время как даже самые маленькие клубы Англии получали как минимум 49 млн евро в тот же 2011-й год. И даже скромная итальянская ‘Пескара' тогда получила 25 млн евро! В последние годы цифры подросли, да и подтянулся третьей серьезной силой мадридский 'Атлетико', который, думается, тоже оттянул на себя весомый кусок телевизионной прибыли. 

Но вернемся к вопросу подписания клубами соглашений на передачу прав на игроков третьим лицам. Возьмем бизнес-схему получения прибыли Doyen Sports по сделке со скромным клубом ‘Хетафе' в отношении молодого, но многообещающего (по меркам маленького клуба) игрока Баррады (http://www.transfermarkt.de/abdelaziz-barrada/profil/spieler/93664 ). Клубу ‘Хетафе' не удалось получить финансирование у банка, и руководство решило передать 60% экономических прав на игрока компании Doyen Sports за 1,5 млн евро. Было согласована и минимальная трансферная цена – 5 млн евро (то есть минимальный ценник, по которому игрока куда-либо продадут, прямое влияние на трансферную политику клуба, иначе будет игрок торчать до истечения его действующего контракта в ‘Хетафе'). При этом с трансферной сделки Doyen Sports гарантированно получит 3 млн евро (60% от этих 5 млн евро). То есть, купив права за 1,5 млн компания обеспечивает себе сразу окупаемость + прибыль 100%. В 2013-м году состоялся трансфер игрока в 'Аль-Джазиру' (Абу-Даби, ОАЭ) за 8,5 млн евро. Таким, образом Doyen Sports получил с этого трансфера 3,35 млн евро (прибыль в 223%). И это лишь один пример скромного клуба. И сколько таких соглашений у Doyen по всему миру? Конечно, есть свои риски, не всегда проходят планируемые и согласованные трансферы, и не все многообещающие игроки повышают свою капитализацию…

Вот пример неудачной сделки. Мадридский ‘Атлетико' продал Doyen 50% экономических прав на малоизвестного игрока Джошуа Гуивалоджи (http://www.transfermarkt.de/josuha-guilavogui/profil/spieler/93704 ) за 5 млн евро. Кстати, клуб  в свое время продал и 33% прав на Фалькао за 10 млн евро. Трансфер которого в ‘Монако' за 43 млн евро принес отличные дивиденды как клубу, так и Doyen Sports. Но с Гуивалоджи все наоборот. Была аренда в немецкий 'Вольфсбург' с правом выкупа минимум за 4 млн евро. Немцы отказались выкупать игрока и собираются вернуть его в Мадрид в конце текущего сезона 2015/2016. При этом по условиям контракта с Doyen (аренда игрока – тоже трансфер) получается так, что клуб будет вынужден даже доплатить Doyen из своего кармана, чтобы покрыть согласованную по контракту выплату по игроку в 6,5 млн евро. Согласно контракту с Doyen в 2013-м была установлена минимальная ежегодная выплата в  5,5 млн евро с дальнейшим ежегодным повышением на 500 тыс. евро до 2015-го. И это получаемые деньги только на правах владения 50% прав на игрока. То есть закладывался расчет на серьезное повышение капитализации игрока. Но игрок, к сожалению, не оправдывает ожидания. И таких не оправдавших ожидания - много. А страдают прежде всего клубы, в то вреям как третьи лица (компания Doyen) все равно получают свои деньги и на раз-два отбивают вложенное. Эдакий ‘квазибанковский' инвестиционный и весьма прибыльный бизнес Doyen Sports. 

Показательна в контексте всевозможных проблем ситуация с хихонским ‘Спортингом'. В последние 10-15 лет клуб неоднократно стоял на грани банкротства и исчезновения. В 2005-м долги клуба составляли 51 млн евро (половина – долги перед государством). Еще тогда была начата процедура банкротства. В 2007-м вопрос с кредиторами был временно улажен, долги сократились, но все еще грозно нависали (35,8 млн евро). Суд решил отменить процедуру банкротства клуба (сохранил клубу жизнь). В 2011-м году бюджет клуб был профицитным, но серьезные долги все еще продолжали висеть. Где изыскать дополнительные средства? Банки были неохотны. Клуб пошел к Doyen Sports продавать частичные права на игроков (самих же игроков не распродать, кто тогда играть будет и приносить рабочий доход)? Именно благодаря таким сделкам сегодня в 2016-м году клуб еще жив? Хотя абсолютно в этом же контексте есть отрицательный пример падения голландского ‘Твенте'. Тоже показательная ситуация.

Есть и более обширная форма контрактов клубов с третьими лицами. В нашем случае это Economic Rights Partnership Agreement между Doyen и хихонским клубом ‘Спортинг' по трансферу 25% прав на (!!!) всех игроков клуба, как первой так и второй команды (есть исключение на пару фамилий, по которым переходит только 10% прав). Этот процент владения остается в силе до того момента, как компания Doyen получит с клуба общих 7 млн евро по трансферным сделкам в другие клубы. Далее процент владения снизится с 25% до 15% до момента, когда Doyen получит еще 3 млн евро. Причем оговорены и сроки. Если сумма в 7 млн евро не будет получена до 31 января 2015-го года (была ли она получена – вопрос?), то тогда процент владения увеличится с 25% до 35%! Такая вот хитросплетённая сделка! Однако доподлинно не известно, как исполнялись условия этого соглашения. Да и возможно, что оно было пере подписано в 2015-м на иных условиях. В любом случае это многое раскрывает. Клуб загнал себя в серьезную кабалу, чтобы продолжать существовать и играть в футбол (см http://www.realsporting.com/). В текущем сезоне после 33 туров клуб с 29 очками занимает 18-место в Примере (зона вылета). Отрыв от последнего и предпоследнего места, равно как и от спасительного 17-го места всего в 1 очко.

При этом из анализа опубликованных контрактов между Doyen Sports и испанскими клубами (и это только часть всей существующей финансовой круговерти) следует, что компания вложила порядка 19,3 млн евро, трансферы малоизвестных игроков принесли клубам порядка 47 млн евро, а итоговый профит Doyen составил порядка 15,7 млн евро (это за период с 2011-2012 гг., то есть за последние 4-5 лет). Цифры, конечно же, приблизительные, стоимость трансферов взята с transfermarkt, но тем не менее это дает некое конкретное представление о спортивном футбольном бизнесе наших дней. 

В 2015-м ФИФА наложила запрет на подобные схемы (ban on TPO). Получается, что компания Doyen хорошо (и главное – вовремя!) подсуетилась и выстроила бизнес по зарабатыванию денег на страдающих испанских клубах от бушующего в Европе экономического кризиса. Это тогда, когда многие банки отвернулись от ‘ненадежных заемщиков'. Хотя опять же есть документы, показывающие, что ‘Спортинг' на деле выплатил в 2015-м Doyen только 250 тыс. евро из полагающихся на тот момент 3,5 млн. В феврале 2016 года стороны официально заявили, что у клуба долг перед Doyen в размере свыше 3 млн евро, который должен быть закрыт до 2019-го года. Но поскольку перед клубом маячит вылет в низший дивизион (а все права на игроков частично распроданы), то финансовая ситуация у клуба крайне тяжелая. Банкротство все еще реально.

Кстати, испанская и португальская лиги (La Liga и La Liga Portuguesa) недавно подали совместную жалобу в Еврокомиссию на наложенный ФИФА запрет на право владения третьими лицами (так называемый TPO – Third Party Ownership).

Этот правовой институт будет еще не раз подвергнут разным международным анализам на предмет законности и обоснованности дальнейшего использования.

См http://www.doyensports.com/?lang=ru

(забавен кривой русский перевод официального сайта компании).