8 мин.

Венгер инвестировал в новую систему трекинга. Тестил датчики для бутс у себя во дворе, а теперь вникает в детали и реально развивает бизнес

Такой трекер уже есть в «Краснодаре».

Все привыкли видеть на футболистах забавные топы – трекеры, собирающие данные обо всех перемещениях – в игре и на тренировках. Но на самом деле только координатные данные, сведения о пробеге и рывках, уже давно – не уникальное знание. Их даже считают ограниченными: важнее в любом случае действия с мячом, а по карте перемещений без дополнительных уточнений редко ясно, где футболист бежит просто в свободную зону, где – за соперником, который атакует, и так далее.

Решить эту проблему пробует компания PlayerMaker – она выпускает датчики, которые крепятся на бутсах. Бизнес запустил израильтянин Гай Арон, но в заголовках рядом с брендом чаще фигурирует другое имя – Арсена Венгера. Бывший тренер «Арсенала» подключился к уже запущенному проекту, стал одним из главных инвесторов и включился в развитие как советник.

Арон рассказывал, что идея зародилась у него еще во время службы в армии: он осознал, что просто массив данных – время от времени даже проблема, лишняя информация отвлекает и мешает принимать решения. Объединить координатные данные с аналитикой он пробовал в гребле и каякинге, даже помогал сборной США готовиться к Олимпиаде-2012.

Затем все же сфокусировался на футболе и остановился на том, что сама технология трекинга действий должна быть связана не с одеждой, а с обувью – в том числе потому, что так проще связывать перемещения и касания мяча. Причем PlayerMaker сразу разрабатывали так, чтобы пользоваться могли не только на элитном уровне: например, держали в уме, что точность данных нужно сохранять при игре на земле и даже на асфальте.

Запуск по цене ниже средней (в сравнении с аналогами), почти незаметный трекер на бутсах, первые партнеры на профессиональном уровне («Фулхэм», «Уимблдон» и «Миллуол»), комплимент от Венгера и его участие в проекте – по такой траектории PlayerMaker взлетел до статуса одного из самых ярких футбольных стартапов.

Продукт в продаже уже третий сезон, его дополнительно адаптировали на испанский и китайский, а продали уже в 16 странах. В этом сезоне английской Премьер-лиги трекером точно пользуется, например, «Норвич». Недавно систему приобрела «Атланта Юнайтед», о сотрудничестве объявляла сборная Аргентины (собирались готовиться с помощью технологии к Олимпиаде-2020) – примеры разрозненные, но проникновение уже широкое.

Гай Арон рассказал Sport Connect, почему единый сервис для клуба АПЛ и любительской команды – это возможно и объяснил, чем именно проекту помогает Венгер. А еще вспомнил, как Арсен проводил тренировку с PlayerMaker прямо у себя во дворе, а игроки, которые в этом участвовали, даже не знали, что едут к экс-тренеру «Арсенала».

Трекер PlayerMaker – про футбол, а не просто про бег. Хотят, чтобы одну технологию использовали и топ-клубы, и полупрофи

Глобально наша задача – обеспечить тот же сервис, которым уже пользуются клубы топ-6 АПЛ, полупрофессиональным клубам и даже просто любительским командам. Вряд ли так уж много примеров, когда одна и та же услуга востребована на всех уровнях.

Данные должны быть доступными, каждому тренеру важно анализировать игру своей команды и подсказывать, что стоит поменять – это справедливо для любой лиги. Моя мечта – сделать так, чтобы классным продуктом могли пользоваться в том числе любители футбола, ученики детских академий, даже небольших.

На новых рынках нашими первыми клиентами обычно становятся профессиональные клубы – как правило, лидирующие, потому что они свободнее чувствуют себя финансово, могут пробовать что-то новое. Затем информация проникает и в другие клубы, к нам приходят их конкуренты. Чаще всего, если мы подключаем нового партнера в межсезонье, технологию сразу внедряют в главной команде. Если по ходу сезона – бывает, что начинают тестирование на команде U23 или в молодежной лиге. Но, как правило, сотрудничество затем расширяется, и мы покрываем всю клубную вертикаль – не так уж важно, где именно начали (кстати, PlayerMaker точно используют в «Краснодаре» – Sport Connect).

Реклама 18+

Сам продукт значительно отличается от того, каким он был при запуске, потому что мы очень внимательны к партнерам. Мы буквально провоцируем пользователей на фидбек и используем их идеи как основу для обновлений. То есть суть прежняя, но внешний вид, простота использования, уровни глубины данных – все мы адаптировали в соответствии с отзывами. Причем обычно, если речь не про сложные внутренние изменения, мы можем обновить детали буквально в течение пары недель.

Искусственный интеллект изучает все собранные данные, ищет закономерности – тренер может использовать это и как основу для выводов, и как подтверждение своих взглядов. Ведь если не просто высказать мысль, а подтвердить ее цифрами, до футболистов донести суть проще. Меньше шансов услышать, что игрок тренеру не верит, общение становится более прозрачным.

Еще важно, что стандартный GPS-трекинг – это скорее просто про бег, а не про футбол. Потому что перемещения по полю в отрыве от того, что происходит с мячом, не так уж показательны. А так как мы увязываем движение и контакты с мячом, именно в PlayerMaker можно получить все необходимые данные сразу в единой системе.

Все средства, которые получили в последнем раунде инвестиций, мы намерены направить на продажи и маркетинг. PlayerMaker уже растет очень быстро, и нам важно сохранить этот темп. Параллельно мы готовим продукт и для других видов спорта, планируем рассказать подробности позже в течение года.

Венгер моментально проникся идеей, быстро разобрался в программе и проверил все на тренировке прямо на своем заднем дворе – игроки даже не знали, что едут к Арсену

Доводилось слышать, что участие Арсена Венгера в проекте важнее всего с точки зрения пиара, количества публикаций в медиа и в целом связи его имени с PlayerMaker для узнаваемости. Это не так.

Во-первых, мы и до появления Арсена были достаточно известны, подписали первых клиентов – и это были весьма известные английские клубы.

Во-вторых, на самом деле важнее всего взгляды Венгера, его опыт и понимание футбола. Мы ведь сотрудничаем с Арсеном не как просто с амбассадором проекта, который участвует в рекламных активациях, а как со специалистом топ-уровня, помогающим нам глубже понимать, что именно сейчас нужно футбольному клубу, тренерам и аналитикам.

Венгер глубоко погружен в процесс, он знает все детали о сервисе PlayerMaker и поэтому точечно направляет нас – подсказывает, каких именно деталей сейчас тренерам недостаточно, какие должны быть на первом плане, а какие – в детализированных отчетах. То, как Арсен понимает футбол, позволяет нам быть уверенными в своих возможностях, не стесняться и подчеркивать пользу. Если бы это звучало только от имени Гая Арона, доверия к нам было бы меньше – потому что кто я такой для футбольного мира? А когда нас направляет Арсен Венгер, все иначе.

Знакомство с Арсеном и то, как быстро он оценил PlayerMaker, как быстро захотел развивать проект – сказка для нас. Он сразу понял, что мы делаем нечто уникальное, поэтому очень внимательно выяснял все детали. Несколько раз мы встречались в спокойной обстановке у него дома, чтобы во всем разобраться.

Венгер – очень авторитетная фигура, но при этом в личном общении очень скромный, обходительный, вежливый. Он всегда делает так, чтобы собеседнику было комфортно. Его авторитет ощущается, но не давит. Сначала мне удалось привлечь его внимание на несколько минут во время одного из мероприятий, Арсен заинтересовался идеей, и дальше мы обсуждали тонкости.

Самый любопытный эпизод – когда Венгер захотел вживую убедиться, как именно работает система. Мы обратились к одному из клубов, с которым уже работали на тот момент – «Уимблдону». Взяли четверых футболистов, посадили их в микроавтобус и повезли, не говоря, куда именно. А Арсен предложил протестировать все прямо на заднем дворе в его доме.

И вот мы привозим этих ребят, они выходят из автобуса и видят Арсена Венгера. И Арсен проводит для них часовую тренировку! Чтобы лично рассмотреть, как работает PlayerMaker. Не помню, какие именно упражнения он давал, но это точно не спонтанно, Венгер готовил план этой тренировки – важно было протестировать разные виды нагрузок и сопоставить визуальное впечатление опытного тренера с тем, что показывает система.

Реклама 18+

Именно в тот момент Венгер убедился, что сервис очень прост в использовании. Когда система оказалась в его руках, Арсен все понял буквально за несколько минут. Поэтому затем на презентациях он сам демонстрировал, как все работает – потому что действительно знает.

Сейчас Венгер в курсе всех ключевых шагов, которые мы предпринимаем, он постоянно на связи, делится соображениями и новыми идеями. Конечно, Арсен не может посвящать PlayerMaker все свое время, потому что он занят и другими важными проектами. Кстати, зная Венгера лично, могу подтвердить: футбольному миру очень повезло, что именно он занимается развитием игры в целом, готовит предложения об изменениях в правилах и делится видением того, как футбол должен эволюционировать.

Экс-игрок «Реала» помогает развивать искусственный интеллект в футболе. Фича полезна для тренера, спортивного директора и врача одновременно

Звезд НБА и НФЛ спасают тренажеры Peloton. Их развивает девушка из России, ее история впечатляет и вдохновляет

Всю рекламу Nike в Европе делает парень из Екатеринбурга. Вот его история: от старта в 17 лет до шуток Пеле

Фото: playermaker, WOODY RANKING