5 мин.

Не рой другому яму

В канун Гран-При США стало известно об отказе от участия в нём двух команд — Marussia и Caterham. Вполне объяснимо почему так произошло: долги, регулярная смена руководства и тому подобное. Но нельзя не отметить регулярные высказывания Берни о ненужности таких команд.

1

Лейтмотива в данном материале два: Экклстоун и его желание обойтись без маленьких команд, а также видение ситуации самими командами.

В последний месяц разговоры о 3-м болиде топ-команд участились. Экллстоун охотно продвигает эту идею, FIA отмалчивается, а болельщики в недоумении — зачем это надо? Что за очередная революция в Формуле-1? Недоверие фанатов к Берни легко объяснить. Сокращение расходов привело к тому, что появилось ограничение на количество двигателей. Ограничение на количество двигателей вынуждает команды делать их более надежными и, как следствие, менее быстрыми (если можно так выразиться). Страдает вся Ф1, поскольку испокон веков она считалась самой скоростной — Королева автоспорта, как никак. Несправедливые наказания гонщиков за смену двигателей, введение шинной монополии, про которую ни один болельщик ни одного хорошего слова пока что не сказал, непонятные системы DRS, ERS, KERS, которые привнесли искусственность — это лишь то немногое, что ставит Берни и FIA под огонь критики, и вызывает недоверие к любым действиям руководства Формулы у болельщиков.

2

И вот очередное желание — 3 болида у топ-команд и создание условий при которых маленькие коллективы просто не смогут существовать в Формуле-1. Было время, когда Экклстоун нетипично жёстко высказывался о них.

То, что Берни каким-то образом вырыл яму сам для Marussia и Caterham или активно этому способствовал, для меня, в принципе, вопросов не вызывает. Всё идеально складывается для босса Ф1: эти команды даже до конца сезона не дожили, а вероятность, что они выйдут на старт в 2015-м навряд ли даже равна 0 — она ушла в минус. И вопрос даже не в том, чем это обернется для самого Экклстоуна, вопрос не в том, что Тони Фернандес и Джон Бут повторили историю десятка коллективов, пришедших в Ф1 попытать счастья. Вопрос в том, как это отразится на Формуле-1 и нужна ли такая мера в Большом цирке?

Все 60 с лишним лет в Формуле-1 были явные лидеры и явные аутсайдеры. В 50-х годах команда могла выставлять столько машин, сколько ей заблагорассудится — Кубка Конструкторов пока не было, стало быть количество машин от Ferrari, Mercedes-Benz или Alfa Romeo никак не влияло на командный турнир. Сегодня это невозможно — количество машин должно быть строго фиксированным от каждой команды. Это самая главная проблема для «конюшен» и самое желанное для Берни, на мой субъективный взгляд. С одной стороны, добавляя третий болид, мы получаем до полутора раз больше борьбы! Представим, что в нынешнем году Mercedes борется тремя машинами: Росберг, Хэмильтон и, к примеру, Алонсо, который заблаговременно покинул Ferrari. Вы чувствуете? Битва титанов, не иначе! Тройная борьба, непредсказуемый сюжет. Вернемся в 2007-й год и представим, что уже тогда команды выставляли по три машины. Пусть в Ferrari гоняются Кими, Фелипе и Михаэль, который в свои 37 лет находился в отличной форме. За McLaren Хэмильтон, Алонсо и кто-то ещё... Страшно даже представить насколько феноменальной получилась бы та чемпионская кампания. А теперь представим, что это значит для команд.

3

Sauber, Force India, Toro Rosso, Williams почти наверняка становятся кандидатами в банкроты. У швейцарцев и с двумя машинами-то проблем выше крыши, а обязательство выставить третий болид просто поставит на команде крест — она не потянет. Виджей Малья в аналогичной ситуации. То есть, в случае 3-го болида, Формула-1 лишится ещё пары-тройки команд. Беспокоит ли это Берни? Да он того и добивается. Судите сами: учитывая «Марусю» и «Кэйтерем» в Ф1 было 11 «конюшен», в США приедут 9. Допустим, чисто гипотетически, 3-ю машину придётся выставлять, тогда на стартовой решётке окажется 27 машин. Многовато. Убираем ещё три команды и остаётся вместо 27 болидов 18. А это уже достаточно мало. И всего-то Берни нужно заманить в чемпионат мира ещё одного производителя, например, Toyota, чтобы те заинтересовались новыми технологиями, которые в будущем пригодятся в гражданском автомобилестроении. И дело в шляпе.

Непонятно только одно. FIA борется за экономию, но 3-й болид не вписывается в планы ограничить бюджеты участников. Конечно, понятно, что как бы ни старались чиновники снизить растраты, они всё равно остаются высокими, но всё же...

4

Итог таков: кризис аутсайдеров пришёлся на руку Берни Экклстоуну, который вновь будет настаивать на 3-м болиде от команды. Выхода два: либо топ-команды получают право на три машины, либо все. И в том, и в другом случае это придётся не по нраву середнякам, роль которых исполняли и исполняют «Форс Индия», «Заубер» и «Торо Россо». Встанет вопрос о целесообразности и возможности их участия в гонках, затем они возможно покинут Ф1, что опять же придётся на руку Берни, и оставшиеся места на стартовой решётке 84-й летний босс Королевы автоспорта попытается оставить для крупного автопроизводителя, которого заинтересуют новые технологии Ф1, такие как гибридная силовая установка и прочее.

Евгений Копысов

Опубликовано на sportbusters.ru