5 мин.

Академия «Динамо» – ТОП! Первыми в стране запустили эндаумент фонд и могут изменить весь наш футбол

В сезоне 2020/21 за основную команду «Динамо» сыграли 13 воспитанников. Двое из них вошли в десятку самых молодых игроков сезона РПЛ. Прямо сейчас бело-голубые занимают второе место в лиге по молодости состава (средний возраст – 25 лет, моложе только состав ЦСКА), воспитанники Академии им. Льва Яшина регулярно вызываются в юношеские сборные разных возрастов, а молодежная команда «Динамо» остаётся лучшей по итогам прошлогоднего первенства России.

Успехи «Динамо» в подготовке молодых игроков ощутимы уже сейчас, однако клуб строит работу вдолгую, о чём свидетельствуют недавние проекты.

В начале года бело-голубые открыли филиал своей академии в Махачкале, а недавно объявили о новом проекте — создании собственного эндаумент-фонда! Что это такое, и как это способно произвести революцию в российском футболе — попробуем разобраться. 

Что такое эндаумент?

Эндаумент — довольно новое слово для российского спорта, однако на Западе этот метод на протяжении многих лет считается привычным для организаций из области культуры, искусства, религии, благотворительности и образования. Любой известный вам зарубежный университет или музей, вероятнее всего, имеет свой эндаумент-фонд. 

Суть его довольно проста — для финансирования работы организации создается фонд, но расходуется не его капитал, а средства, заработанные от инвестиционной и прочей деятельности. Проще говоря, на дело идут только деньги, заработанные сверху, а «тело» фонда остается нетронутым. При этом «тело» может увеличиваться за счет пожертвований небезразличных лиц.

Основной плюс такого подхода — устойчивость и стабильность. В примере с академией «Динамо», да и со всем нашим футболом, это особенно актуально. Теперь, независимо от того, как обстоят дела у основной команды, какой бюджет у клуба, и сколько средств выделят спонсоры и акционеры, академия будет уверена, что на ее финансировании это никак не скажется. 

Ранее, несмотря на славную историю клуба, Академия иногда сталкивалась с трудностями.

«К сожалению, в жизни академии были разные периоды, я с 2006 года работаю в «Динамо» и видел многое. Какого-то острого безденежья не было, но серьезные ограничения случались. Иногда мы не могли, например, поехать на зарубежные турниры или нормально провести учебно-тренировочные сборы» — рассказывал в недавнем интервью директор академии Александр Кузнецов. Теперь подобные ситуации останутся в прошлом.   

Как работает эндаумент в спорте?

Многие зарубежные клубы имеют собственные фонды — только в Европе таких около 100. Однако лишь единицы из них работают по модели эндаумента.

В 2013 году эта модель стала применяться в фонде ПСЖ. Средства от него направляются на решение социальных проблем — помощь местным больницам, детским домам и школам.

В «Барсе» эндаумент-фонд пополняется не только за счет клуба, но и при участии игроков основной команды. Клуб перечисляет 0,5% от своих заработков, а игроки сверх этого добавляют 0,7% от зарплаты.  По принципу эндаумента работает и фонд Джейми Каррагера 23 Foundations, который помогает нуждающимся мерсисайдским детям и сиротам.

За океаном, где более долгие и прочные традиции применения эндаумента в спорте, примеров куда больше. После Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году доходы от их проведения были использованы для создания фонда, который по сей день финансирует олимпийские и паралимпийские сборные США.

В России из заметных примеров эндаумента выделяется фонд поддержки ветеранов фехтования. Его создал бизнесмен и президент Международной федерации фехтования Алишер Усманов. Целевой капитал, или «тело» фонда, составил один миллиард рублей. 

Существуют примеры и частных инициатив. Например, бывший помощник Олега Кононова в "Арсенале" и "Спартаке - Михаил Кожевников - создал фонд, который поддерживает обучение молодых российских тренеров. В частности, несколько тренеров благодаря этому прошли обучение в академии загребского "Динамо"

Это первый случай применения эндаумента в российском футболе?

Впервые про эндаумент в контексте российского футбола заговорил Сергей Галицкий. В прошлом году он объявил, что его академия будет существовать именно благодаря этой модели.

«В течение трех лет мы сформируем эндаумент в школе, чтобы это могло существовать без меня и иметь длительный фундамент… независимо от того, что в моей жизни происходит. Мы формируем финансовую базу, и через три года школа сможет существовать без какого-либо моего участия» – делился планами Галицкий. Однако Академия «Динамо» имени Льва Яшина опередила «Краснодар», запустив эндаумент уже сейчас.

Заниматься управлением целевым капиталом, иными словами, обеспечивать максимальную отдачу от фонда, будут специалисты «ВТБ Капитал Инвестиции» — инвестиционного банка, который входит в структуру ВТБ — основного акционера и, по факту, владельца футбольного клуба.

Таким образом внутри сложной системы взаимоотношений удалось достичь синергии. ВТБ создает фонд и формирует целевой капитал, «ВТБ Капитал Инвестиции», чей профиль заключается именно в инвестициях, управляет этим фондом, а специалисты Академии продолжают воспитывать молодых футболистов.

Важно уточнить, что в эндаумент-фонд Академии помимо взносов ВТБ могут быть включены и пожертвования других компаний и простых болельщиков. Уже сейчас болельщики могут внести любую комфортную для них сумму, и тем самым вложиться в подготовку будущих футбольных звезд «Динамо» 

Почему появления эндаумент-фонда Академии «Динамо» может изменить наш футбол?

Российский футбол, скажем прямо, давно зарекомендовал себя как структура, далекая от понятия «эффективный менеджмент». Детско-юношеский футбол пока чаще упоминается в лозунгах различных чиновников, чем становится местом применения по-настоящему эффективных практик. Эндаумент — инструмент новый, а значит первое время к нему будут относиться с опаской. Но если он зарекомендует себя с лучшей стороны, неизбежным станет его дальнейшее распространение на другие футбольные, и не только, клубы.

Невозможно подсчитать, сколько денег было банально выброшено «в топку» различных волюнтаристских футбольных проектов без долгосрочной перспективы. Если существует инструмент, позволяющий финансово обезопасить хотя бы детский футбол, то на него обязаны обратить внимание не только топ-клубы.