5 мин.

Синдром «второго года». Что может помешать прогрессу канала «Наш футбол»

Сегодня стартует новый Чемпионат России по футболу, который станет вторым для переформатированного прошлым летом телеканала «Наш футбол». Блог «Телеканал «Спорт» рассказывает о препятствиях, через которые в предстоящем сезоне придётся пройти самому прогрессирующему каналу российского спортивного телевидения

Этот серебристый автобус - главный атрибут самого известного рекламного ролика канала "Наш футбол"

Обострение негативного отношения к российскому футболу

Инцидент с выбежавшими на поле болельщиками в центральном матче предпоследнего тура в прямом эфире федерального канала. Невзрачное выступление национальной сборной на первом за 12 лет Чемпионате мира. Вскрывшиеся факты примеров экономической деятельности клубов, которые могут декларировать официальную зарплату футболистов в 15 тысяч рублей в месяц, а также цитаты их президентов, которым "надоело", что их "долбают за этот футбол". Окружающий фон, мягко говоря, не способствует повышению уровня зрительского интереса к Чемпионату России, а ведь именно этот интерес необходимо конвертировать в увеличение числа телезрителей матчей и подписчиков платного канала.

Конечно, стереотипы о “ногомяче”, “недофуте” и “росгосужасе” постоянно сопровождают российский футбол, но всё-таки редко в актуальном информационном пространстве присутствует столько аргументов в пользу такого пренебрежительного к нему отношения. Прибавьте к этому послевкусие одного из самых интересных Чемпионатов мира последних десятилетий - и получите в итоге, что "Лиге-ТВ" стоит сильно надеяться на инертность отечественного болельщика, который несмотря ни на что готов следить за родным чемпионатом. А лучше и не надеяться - а усиленно привлекать зрителей к своему продукту.

Пробуксовка в работе менеджмента

"С момента снятия с должности Геркуса “Лигу-ТВ” покинуло 8 сотрудников – половина всего штата, к началу второго круга Чемпионата компания лишилась фото-службы, работа с 90 партнёрами была приостановлена, не велись переговоры с IMG по поводу продажи трансляций за рубеж, есть сомнения в реализации новшеств, подготовленных в новом сезоне" - такую не самую радостную картину обрисовал в майском интервью бывший руководитель Департамента реализации медиаправ “Лиги-ТВ” Лев Гоберман.

Сам он связал навалившиеся в первые месяцы 2014 года проблемы с работой в компании экс-маркетингового руководителя «Чемпионат.com» и РФПЛ Ильи Рустамова, который, в том числе, был в течение двух месяцев генеральным директором. Гоберман вроде как даже подтвердил ту самую фразу Василия Уткина о том, что в “Лиге-ТВ” встал документооборот из-за отсутствия у Рустамова паспорта. Как бы то ни было, мы видим, что определённый ступор в работе компании произошёл, и этот сезон, возможно придётся потратить и на то, чтобы избавиться от его последствий.

Неопределённость с появлением новой программной сетки

Главным атрибутом изменений "Нашего футбола" прошлого сезона стала вышедшая из под пера американских дизайнеров суперсовременная графика, аналогов которой в отечественном спортивном ТВ не было и нет до сих пор. Она, собственно, никуда на исчезнет и продолжит радовать глаз абонентов канала, но такого скачка в их количестве ТОЛЬКО за счёт радикально нового оформления, которое, помимо графики, включало в себя обновление студии и появление брендовой одежды, не будет, и “выехать” на этом уже не получится.

Дело идёт к тому, что пора браться за внутренности, а именно за программное наполнение. Причём говорят об этом уже давно, но таких серьёзных продвижений в программной сетке, как во “внешней” оболочке канала, пока не происходит. Стоит ли их сильно ждать, принимая во внимание ситуацию с менеджментом и, в частности, с утверждением бюджета, непонятно. Есть в этой связи ещё и информация о появившейся вероятности (Василий Уткин в эфире "Эха Москвы" оценил её в 20%) того, что в новом сезоне "Наш футбол" откажется от производства HD-версии канала. Раздувать эту новость, наверно, не нужно - лишь 20 процентов всё же - но вероятность такая есть.

Угроза потери части рекламных доходов

К слову, рассуждая о бюджете и в целом об имеющихся финансовых возможностях, не стоит забывать о законе, запрещающем рекламу на наэфирных каналах. Да, для “Лиги-ТВ” телереклама на своём платном канале - не основной источник доходов. И её запрет уж точно не ударит по компании так, как может ударить по футбольным каналам “НТВ-Плюс”, которые из-за этого могут не показать плей-офф Лиги Чемпионов. Но всё же - на декабрь 2013 года реклама составляла примерно 14% доходов компании от производства “Нашего футбола”. И мало того, что это цифра может по крайней мере значительно сократиться - это может (пусть и не так существенно) повлиять и на суммы контрактов РФПЛ с титульными спонсорами, которые рассчитывая предлагаемую Премьер-лиге сумму, будут это учитывать.

Реклама 18+

Сложности с организацией привлекательной картинки со стадионов

Из перечисленных опасений это, пожалуй, самое слабое. Потому что и в прошлом сезоне проблем со стадионами хватало - дошло даже до необходимости играть на химкинской "Родине". И хуже, видимо, не будет - в этом году ситуация выглядит более оптимистичной. Да, будет стадион "Динамо" в Уфе, который даже после реконструкции по вместимости уступает хоккейной "Уфа-Арене". Да, возвращается стадион "Старт" в Саранске, с которого во время матча открытия сезона 2012/2013 можно был увидеть проезжающий поезд. Да, "Урал" может из-за реконструкции стадиона к ЧМ-2018 на время переезжать то в манеж, то в Нижний Тагил.

Но всё же вместо томской арены без центральной трибуны появляются цельные чаши стадионов в Туле и Раменском. А главное - наконец-то в бой вступают "Открытие Арена" и "Казань-Арена" (сегодняшний матч на "Центральном" объявлен как единственный в чемпионате), картинку с которых лично я жду с нетерпением. Да и проблема скорее не в самих стадионах, а в том, как их заполняют и как это отражается на восприятии матчи по телевизору.

ПОСТСКРИПТУМ. КАКИЕ НОВШЕСТВА УЖЕ ОБЕЩАНЫ В НОВОМ СЕЗОНЕ:

- в эфир возвращается обзор тура, который отделён от программы "90 минут Плюс" и будет выходить после окончания последнего матча тура - по понедельникам или в середине недели применительно к midweek-турам (таких в чемпионате будет три);

- сама "90 минут Плюс" теперь будет выходить каждое воскресенье вне зависимости от того, есть ли в конкретные выходные очередной тур Премьер-лиги;

- совместно с компанией "Лига ставок" будет выходить программа «Лига прогнозов» о букмекерском аспекте предстоящих матчей. Сообщалось, что среди её ведущих, возможно, будет модель, актриса, телеведущая и двукратная обладательница фотосессии в журнале MAXIM Мария Анохина;

- планируется, что каждый матч теперь будет сопровождать студийное обрамление с интервью, включениями со стадионов и обсуждением. В связи с этим каждому матчу в сетке телеканала будет отводиться три часа, а не два с половиной, как сейчас;

- в регламент чемпионата внесены несколько поправок, учитывающих интересы телевидения: в частности, перед важными матчами планируется проведение предматчевых пресс-конференций.

А что, если бы Василий Уткин перешёл на канал «Россия» в 2000 году? - заключительный текст цикла блогов "Телеканал "Спорт" и "Профилактика" "А что, если бы?"; внутри - ссылки на остальные тексты

Facebook.com/Telekanal.Sports - страница блога о спортивном телевидении на Фейсбуке