12 мин.

Как команды «Формулы-1» готовы к новому сезону

Кто лучше и хуже всех провел предсезонные тесты?

«Мерседес»

В Барселоне «серебряные стрелы» подтвердили статус фаворитов чемпионата. «Мерседес» проехал гигантскую дистанцию, значительно превышающую километраж прочих команд. Команда не спешила работать над настройками и показывать W07 Hybrid во всей красе – в то время как конкуренты активно выезжали на «супер» и «ултьтрасофте», немецкая конюшня поставила собственное лучшее время на мягких шинах, при этом уступив результатам «Феррари» на ультрамягкой резине лишь две десятые.

В паддоке ходят слухи, что в квалификационном режиме силовая установка «серебряных стрел» способна преодолеть рубеж в 1000 л.с. Очевидно, что «Мерседес» обладает огромным потенциалом, который может оглушить соперников уже в Мельбурне – первый стартовый ряд с представителями других коллективов станет сенсацией.

Плюсы

Скорость, надежность, сцепление с трассой, устойчивость на торможениях – словом, за что не возьмись, во всем «серебряные стрелы» хороши. Темп W07 на «ультрасофте» и с пустыми баками же и представить страшно.

Минусы

Их просто нет. «Мерседес» перед стартом сезона-2016 выглядит настоящим «терминатором» – безжалостной машиной без уязвимых мест. По крайней мере в начале сезона соперникам придется в первую очередь уповать на технические проблемы чемпионов – подобраться к ним по чистой скорости будет затруднительно.

«Феррари»

Нет никаких причин считать, что за межсезонье Скудерии удалось догнать и перегнать «Мерседес» – квалификационное отставание почти в 1 секунду (если быть точнее – 0,8 секунды на Гран-при Абу-Даби-2015) можно компенсировать лишь при глобальных изменениях правил и провале конкурентов, – в лучшем случае «Феррари» отыграет половину этого гандикапа.

Важно помнить и фактор места проведения предсезонных тестов – по ходу чемпионата мира «Формула-1» будет приезжать на трассы, благоволящие моторам, а также на треки, где более важную роль будут играть шины или аэродинамика: на некоторых из них отставание от лидера чемпионата будет возрастать, на других – сокращаться.

Плюсы

SF16-H отлично работает с покрышками – если получится регулярно добираться до второго ряда, команда постарается вести борьбу с «Мерседесом» на длинной дистанции. Но лучшая новость, подтвержденная гонщиками – это отзывчивость болида в пилотажном отношении. «Феррари» избавилась от врожденного порока прошлогодней модели – недостаточной поворачиваемости, – и теперь послушно едет по трассе.

Минусы

Небольшие поломки разных компонентов (например, коробки передач) по ходу тестов, на самом деле, следует отнести к плюсам – когда неприятности выявляются до начала сезона, их проще устранить.

«Уильямс»

FW38 и после вторых тестов оставил много вопросов о собственном потенциале, но очевидно, что «Уильямс» и в сезоне-2016 будет одним из главных преследователей «Мерседеса». Болид британской конюшни может быть быстр как на отдельно взятом круге, так и на длинной дистанции. «Уильямс» по-прежнему выглядит «темной лошадкой», но вероятно, на старте сезона сумеет удержаться в тройке лучших команд чемпионата.

Плюсы

К сильным сторонам шасси стоит отнести износ резины – складывается впечатление, что английская конюшня сделала ставку на бережную работу с шинами немного в ущерб управляемости и стабильности на торможениях. Не стоит забывать и про силовую установку «Мерседес» – самые мощные моторы в пелотоне позволят Боттасу и Массе развивать высокую скорость на прямых, важную на многих трассах.

Минусы

Как уже было сказано, у FW38 наблюдаются некоторые проблемы с управляемостью на фоне конкурентов, что снизит потенциал «Уильямса» на техничных трассах. Баланс новой машины идеальным не выглядит, и вполне возможно, что команде из Гроува уж точно не помешала бы еще пара дней для работы над настройками.

«Ред Булл»

Как и в прошлом году, можно констатировать прекрасную работу инженеров из Милтон-Кейнса. Риск с экстремально компактной задней частью машины уже можно считать оправданным. Располагай конюшня моторами «Мерседес», Квят и Риккардо не позволили бы завоевать немецкой конюшне третий титул кряду. Но под кожухом RB12 по-прежнему «Рено», а значит, о победах мечтать рано.

Отставание «Ред Булл» от лидеров будет варьироваться в зависимости от типа трассы – на условном «Сепанге» придется туго, но не стоит удивляться возможному двойному подиуму австрийской команды, скажем, в Монако. Прогресс по ходу сезона будет всецело зависеть от успешности работы мотористов «Рено».

Плюсы

Шасси RB12 выглядит просто восхитительно. «Ред Булл» великолепно смотрится как в быстрых, так и в медленных поворотах, уровень прижимной силы чрезвычайно высок на фоне конкурентов. Отдел аэродинамики «Ред Булл» в очередной раз превзошел сам себя, и шасси австрийцев потенциально выглядит быстрейшим в пелотоне, но…

Минусы

…Но двигатель «Рено» вряд ли позволит побороться даже с «Феррари». У «Ред Булл» все те же проблемы – команде банально не хватает мощности мотора. RB12 значительно уступает лидерам в динамике разгона и максимальной скорости на прямой, и только лишь за счет высокого уровня прижимной силы достать «Мерседес» и «Феррари» не сможет. Кроме того, не все гладко с надежностью.

«Форс-Индия»

Если скомбинировать все результаты, то выяснится, что по чистой скорости «Форс-Индия» уступила только «Феррари» и «Мерседесу». В этом нет ничего удивительного: хотя бы потому, что конюшня из Сильверстоуна (в отличие от некоторых конкурентов) работала с хорошо знакомой машиной – VJM09 от VJM08 практически ничем не отличается.

Плюсы

С мягкими составами шин Хюлькенберг и Перес смотрелись на треке отлично – как на короткой, так и на длинной дистанции.

Минусы

Покрышки средней жесткости – головная боль команды, с ними болид ведет себя нестабильно; по чистой скорости на «медиуме» «Форс-Индия» уступает (помимо главных фаворитов) «Уильямсу» и «Торо Россо» и, возможно, «Ред Булл».

«Рено»

Похоже, конюшня из Энстоуна в начале сезона будет замыкать группу середняков – вряд ли их догонят «Заубер», «Хаас» и «Манор», – но по сравнению с остальными прогресс за зиму выглядит почти незаметным.

Плюсы

Теперь это заводская команда, и сотрудникам коллектива стало легче дышать – у них есть все необходимые материалы и оборудование, регулярная зарплата и вера в светлое будущее.

Минусы

Обновленный мотор «Рено», возможно, не лучше прошлогоднего «Мерседеса», темп на мягких покрышках один из самых ужасных в пелотоне, а с прижимной силой RS16 вообще настоящая беда. Наконец, машина ненадежная. Так что год для Энстоуна ожидается непростым.

«Торо Россо»

Ферстаппен и Сайнс за восемь дней тестов намотали 4883 км – это второй результат среди всех команд пелотона. Вспомните, как проходили тесты в прошлом году – одна поломка за другой. Если Джеймсу Ки наконец-то удалось построить добротный автомобиль, «Торо Россо» будет по силам побороться даже с «Ред Булл».

Плюсы

Двигатель «Феррари» позволил отыграть около 1 секунды на круге, болид проходит повороты четко и аккуратно, а темп на разных типах покрышек одинаково стабилен и хорош.

Минусы

По чистой скорости «Уильямс» все равно впереди, а машина «Ред Булл» заметно превосходит шасси «Торо Россо» в прижимной силе.

«Заубер»

С новым шасси C35 швейцарская конюшня работала всего четыре дня – в два раза меньше, чем остальные. Однако не похоже, чтобы это отрицательно повлияло на подготовку – никаких серьезных накладок с машиной не произошло.

Плюсы

Стабильная работа шасси, аккуратное прохождение поворотов и приличный темп на «софте» – выступления «Заубера» выглядели удивительными.

Минусы

Но чудес не бывает, правда? C35 действительно может оказаться намного лучше прошлогодней машины, но поможет ли она Эрикссону и Насру совершить прорыв? Есть ощущение, что новому автомобилю просто не хватит чистой скорости.

«Макларен»

Хуже, чем в прошлом сезоне, быть уже не могло, и кажется, «Макларен» действительно оттолкнулся от дна – болид из Уокинга ломается, но уже не на каждому шагу, проигрывает большинству соперников на быстром круге, но отнюдь не столько, сколько годом ранее. Пройденная на тестах дистанция же внушает уверенность, что число технических сходов будет не столь катастрофичным, как в сезоне-2015. «Макларен» уже точно не будет тем безнадежным аутсайдером, что в прошлом году.

Плюсы

«Хонда», возможно, не оправдала ожиданий в полной мере, но тем не менее добилась прогресса – значительно улучшилась работа ERS и подросла мощность силовой установки в целом.

Минусы

Хотя применительно к «Макларену» все шишки обычно достаются мотористам «Хонды», болид английской команды также не выглядит идеальным. Эксперты замечают, что MP4-31 держится на трассе неуверенно – в поворотах не хватает сцепления с трассой, на выходе машину «болтает», в целом болиду явно не хватает «отзывчивости» в руках пилотов. Все это указывает на низкий уровень прижимной силы и просчеты инженеров при проектировке шасси.

Добавьте к этому массу нерешенных проблем с силовой установкой «Хонды», недостаток мощности (японские моторы по-прежнему выдают «лошадок» меньше, чем все прочие конкуренты») и механическую ненадежность машины. Проблем у «Макларена» по-прежнему просто море, и вряд ли за один сезон команда сумеет добраться до сколь-либо высоких мест.

«Манор»

Конюшня рассталась с руководством и прошлогодними гонщиками, но получила перспективного Верляйна, двигатель «Мерседес» и рента-драйвера Харьянто (правда, возможно, от нефтяного концерна «Пертамина» ждали больших финансовых вливаний). «Манор» привез новую машину на первые же тесты и в итоге намотал больше километров, чем «Хаас».

Плюсы

Команда жива и даже добилась определенного прогресса (благодаря «Мерседесу») на быстром круге.

Минусы

Очень простая конструкция шасси говорит о том, что бороться с середняками Верляйн и Харьянто (если последнего не заменят по ходу сезона) не будут – главным конкурентом считается «Хаас». Смущает также не слишком высокая надежность техники. В общем, бороться за очки «Манору» будет ничуть не проще, чем в прошлом сезоне.

«Хаас»

Как для новичков, тесты для «Хааса» прошли просто замечательно – американская конюшня, хоть и проехала меньше всех, сумела набрать приличный километраж, а поломки случались не так часто, как можно было бы ожидать от совершенно новой команды. Нет ничего невозможного в том, если «Хаас» ко второй половине сезона приблизится к командам середины пелотона – а очки Грожан и Гутьеррес вполне способны зацепить и в первой части чемпионата.

Плюсы

«Самый первый» болид отнюдь не выглядит явным аутсайдером по чистой скорости – VF-16 сопоставим с «Маклареном» и «Заубером» в этом компоненте. Болид американцев выглядит как «упрощенная» SF16-H – что неудивительно, учитывая тесное сотрудничество со Скудерией. Машина достаточно плавно входит в повороты и демонстрирует неплохой разгон. Нет проблем и со скоростью на прямых – последняя спецификация мотора «Феррари» выдают отличную мощность.

Минусы

Если же перестать делать скидку на статус новичков, то придется признать огромные проблемы с надежностью – проблемы у VF-16 возникают и с силовой установкой, и с тормозной системой, и даже с креплением аэродинамических элементов. Сходы будут неизбежно преследовать американскую команду на старте сезона. Кроме того, отсутствие опыта может помешать «Хаасу» во многом – в организационном плане, во внедрении новинок, в разработке стратегии на гонку. Наверняка американцы не раз «накуролесят» по ходу сезона – впрочем, это нормальные проблемы роста молодого коллектива.

Расстановка сил по версии Дмитрия Федотова:

1. «Мерседес»

2. «Феррари»

3-4. «Уильямс» ≥ «Ред Булл»

5-6. «Торо Россо» ≥ «Форс-Индия»

7-9. «Рено» ≥ «Макларен» ≥ «Заубер»

10. «Хаас»

11. «Манор»

Расстановка сил по версии Глеба Каланова:

1. «Мерседес»

2-3. «Феррари» ≥ «Уильямс»

4-6. «Ред Булл» ≥ «Форс-Индия» ≥ «Торо Россо»

7. «Рено»

8-9. «Заубер» ≥ «Макларен»

10. «Хаас»

11. «Манор»

Фото: Gettyimages.ru/David Ramos (1,4); REUTERS/Albert Gea (2,6); Global Look Press/Joan Valls/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Sergio Perez (5,9); Gettyimages.ru/Dan Istitene; Global Look Press/imago sportfotodienst (8, 10, 11)