9 мин.

5 главных угроз «Формуле-1» в 2016 году

Отсутствие перемен, падение рейтингов, обострение борьбы за власть и другие опасности.

То, что «Формула-1» находится в кризисе, сейчас очевидно каждому: от упивающихся победами боссов «Мерседеса» до обывателя, включающего телевизор раз в две недели ради гонки. Провальная политика ФИА, шкурные интересы топ-команд и непоследовательные решения ФОМ привели ведущую гоночную серию мира на край пропасти. Справедливости ради, в «Формуле-1» наконец перестали прятать голову в песок и начали поиск выхода из сложившейся ситуации – в 2017 году должен вступить в силу обновленный технический регламент, призванный обеспечить качественное зрелище и повысить привлекательность гонок. Но до его введения еще целый сезон, споры вокруг него не утихают, кроме того, он не в состоянии решить все проблемы, стоящие перед чемпионатом. В то же время угроз, способных ухудшить ситуацию, предостаточно.

Падение телерейтингов

Регламент в 2016 году по сравнению с прошлым сезоном почти не отличается, а значит, шансов на существенное изменение расстановки сил в пелотоне немного. Повторение безальтернативного доминирования «Мерседеса» неизбежно уронит телерейтинги «Формулы-1» еще ниже. Интерес публики неуклонно падает последние годы и лишний раз перечислять объективные причины этого бессмысленно. Экклстоуну же впору ненавидеть четные года – вдобавок ко всему летом 2016-го во Франции пройдет чемпионат Европы по футболу, а в Рио-де-Жанейро – Олимпийские Игры. Сразу два крупных спортивных события неизбежно отберут часть аудитории у «Формулы-1» и отодвинут гонки на второй план. Если борьбы в чемпионате будет не больше, чем в сезоне-2015, то к середине первенства интерес к «Ф-1» упадет ниже плинтуса – телекомпаниям и ФОМ впору кричать «караул».

Исход из Америки

С появлением «Трассы Америк» в Остине «Формула-1» должна была надолго закрепиться в США, но у техасского этапа неожиданно возникли проблемы. Проливные дожди, сопровождавшие Гран-при США-2015, обеспечили захватывающую гонку, но также привели к огромным убыткам – пострадала посещаемость автодрома. Но главное – власти Техаса решили сократить финансирование Гран-при с 25 млн долларов до 19,5 млн, при этом в 2015 году затраты на проведение этапа составили 33 млн. Титульный спонсор, способный обеспечить будущее гонки, по-прежнему отсутствует. Пока под вопросом даже судьба Гран-при 2016 года, не говоря уже о долгосрочных перспективах Остина. Вероятно, промоутерам теперь предстоит судиться с правительством Техаса. Терять этап никому не хочется, но возможно, другого выхода не останется.

Дурной сиквел с двигателями «Рено»

Угрожавший покинуть «Формулу-1» весь 2015 год «Ред Булл» в стремлении получить чемпионский силовой агрегат едва вовсе не остался без моторов. В конце концов австрийская команда все же получила все те же двигатели «Рено» под брендом «ТАГ Хоэр» и осталась в чемпионате, но изрядно утомившая моторная сага рискует повториться в 2016 году.

Во-первых, вряд ли «Рено» даже с Марио Иллиеном удастся быстро совершить прорыв в развитии силовой установки, который позволит побеждать и успокоит разучившийся проигрывать австрийский коллектив.

Во-вторых, сомнительно, что французская компания простила «быкам» критические пассажи по ходу сезона-2015 и зарыла топор войны – Милтон-Кейнс получил двигатели в последний момент и явно не без давления Берни, не желавшего терять сразу две команды энергетиков. Соглашение между «Ред Булл» и «Рено» заключено на год, и его продление, учитывая натянутые отношения между партнерами, под вопросом.

В-третьих, альтернативным двигателям, на которые так надеялись в «Ред Булл», появиться в «Формуле-1» не суждено – а значит, все-таки придется договариваться с «Рено» или кем-то. «Мерседес», «Феррари» и даже «Хонда» (под нажимом «Макларена») не горят желанием снабжать движками команду – возможно, «Ред Булл» опять придется подавать объявление «Алло, мы ищем моторы».

Беды малых команд

Пришествие «Хааса» осложнит жизнь сразу двум коллективам «Формулы-1». Отношения «Заубера» и «Феррари» уже не те, что были несколько лет назад, а с появлением американцев конюшня из Хинвила лишается статуса приоритетного партнера «Феррари». По слухам, «Заубер» ведет переговоры с «Хондой» о поставке моторов с 2017 года – возможно, в будущем этот союз окажется оправданным, но пока его перспективы сомнительны.

Никуда не исчезли и финансовые проблемы команды Мониши Кальтенборн. Будущее других стесненных в средствах середняков выглядит светлее: «Форс-Индия» в шаге от крупного контракта с «Джонни Уокер» и вдобавок получит солидные призовые от ФОМ за ударный сезон-2015, а «Лотус» вовсе был куплен «Рено», и теперь будет оперировать бюджетом уровня топ-команды. «Заубер» же, и так вынужденный подписать двух рента-драйверов, получил иск от Адриана Сутиля, видимо, вдохновленного примером Гидо ван дер Гарде. Немец требует от Кальтенборн 2,5 млн евро за досрочное расторжение контракта – и, учитывая недавний прецедент с голландцем, у команды имеются все шансы попасть на деньги, а у Сутиля – купить новое дорогое фортепиано.

Однако если перспективы «Заубера» выглядят мрачными, но отнюдь не критичными, то для «Манора» появление «Хааса» может стать контрольным выстрелом. ФОМ выплачивает призовые первым десяти коллективам, и высока вероятность, что одиннадцатой и последней командой по итогам сезона станет именно «Манор». Нет денег – нет будущего, а только лишь за счет спонсоров долго протянуть в «Ф-1» невозможно. Прямо сейчас у команды нет руководителя и подтвержденных пилотов на будущий сезон, зато есть новый логотип, Николас Томбасис в качестве главного специалиста по аэродинамике и моторы «Мерседес». Но едва ли этого хватит, чтобы убраться из подвала пелотона, а значит, перспективы «Манора» в «Формуле-1» под угрозой. Впрочем, в Банбери к такому состоянию давно уже должны привыкнуть.

Война за власть

То, что сегодня происходит с «Формулой-1», не нравится ни ФИА, ни ФОМ, ни командам, однако путь к выходу из кризиса все заинтересованные стороны видят по-своему. Главное противоречие – кому предстоит определять будущее чемпионата. Последние пару лет слишком много власти оказалось в руках у производителей движков, в первую очередь – у «Мерседеса» и «Феррари». То, что это не просто громкие заявления, ярче всего продемонстрировала сама Скудерия, наложившая осенью «вето» на попытки ФИА и Берни ограничить стоимость силовых установок. В ответ на это Федерация начала лоббировать альтернативные двигатели, а затем и вовсе предоставила лично Жану Тодту и Берни Экклстоуну особые полномочия, позволяющие вносить в регламент «Формулы-1» изменения, необходимые для долгосрочного развития серии.

Очевидно, что ФИА начала наступление на позиции производителей, и первые плоды уже есть – на днях производители согласились снизить стоимость силовых установок для клиентских команд в обмен на гарантии использования турбированных V6 до 2020 года. Теперь идея альтернативных двигателей, которых столь сильно опасались производители моторов, вроде бы устранена, а ФИА получила то, что хотела. «Феррари» и «Мерседес» же показали, что способны идти на компромисс. Однако это всего лишь один из вопросов на повестке дня, решение же прочих еще только предстоит. В первую очередь, речь идет об изменениях в регламенте, которые ожидаются в сезоне-2017.

Буквально год назад дизайнеры ведущих команд распалили воображение общественности, вбросив в интернет концепты «болидов будущего», выглядящих настолько «вкусно», что хотелось сесть в «Делореан» из фильма «Назад в будущее» и оказаться в 2017 году с его потрясающими гоночными машинами. Помимо футуристичного внешнего вида, было обещано существенное увеличение средней скорости, мощности моторов и большая техническая свобода для инженеров. Однако последние слухи из паддока неутешительны – техническая группа оказалась консервативна, и, например, область между диффузором и задними колесами должна остаться прежней, как и ширина монокока, что не может воодушевить «Ред Булл», возлагающий большие надежды на новый регламент. Против резких перемен выступил «Мерседес» (что понятно) и «Пирелли», где считают, что машины станут слишком быстрыми и потому небезопасными. Спорными остаются и ряд других вопросов – такие, как, например, возврат дозаправок. Впрочем, дискуссии продолжаются и окончательных решений еще не принято. Но времени остается все меньше – новый регламент должен быть сформулирован к 1 марта, а Стратегическая группа по-прежнему хранит молчание, не сообщая ничего конкретного. Есть риск, что перемены придется отложить еще на год.

Кроме того, по-прежнему остро стоит проблема распределения доходов – и иск, поданный «Форс-Индией» и «Заубером» в антимонопольный комитет Еврокомиссии может стать бомбой под сложившийся уклад «Формулы-1». Напомним, индийская и швейцарская конюшни фактически обвинили владельцев «Ф-1» фонд CVC в картельном сговоре с топ-командами, незаконно предоставляющим им привилегированные условия при распределении призовых денег. В небогатых коллективах откровенно отчаялись найти понимание с ведущими коллективами и пошли ва-банк. «Заубер» и «Форс-Индия» уповают на статьи договора ЕС о запрещении использования методов несправедливой конкуренции. Решение Еврокомиссии ожидается в феврале-марте – и может как выбить почву из-под ног топ-команд, так и еще сильнее укрепить их позиции.

Отсутствие согласия в установлении правил, а также споры о распределении денег, принятие решений без консультаций с командами и яростная борьба за власть – все это во многом напоминает противостояние ФИСА и ФОКА в начале 80-х. Суть той конфронтации была немного другой, но проблемы «Ф-1» тех лет, ставшие причиной раздрая, очень похожи на современные. Вряд ли производители захотят просто так расстаться с огромным влиянием, которым они располагают сейчас, а конкретно «Мерседес» и «Феррари» явно будут выступать против любых резких перемен, способных поставить под угрозу их доминирующее положение. Риторика и действия ФИА и Экклстоуна не оставляют сомнений, что они также отступать не намерены. В то же время количество спорных вопросов и нерешенных проблем достигло критической массы – будет большой удачей, если всем сторонам удастся прийти к пониманию без ущерба для чемпионата. Однако пока на горизонте маячит силуэт нового большого конфликта в «Формуле-1».

Времена противостояния ФИСА и ФОКА не назовешь «золотым временем» для «Формулы-1» – в мире автоспорта царила неразбериха, создавались альтернативные федерации и чемпионаты, неоднократно нависала угроза бойкота гонок. Та борьба вполне могла оставить Большой цирк не у дел – но Жан-Мари Балестр и Берни Экклстоун сумели вовремя опомниться и пойти на компромиссы. Сумеют ли урезать амбиции и договориться нынешние противоборствующие стороны? Будущее «Формулы-1» всецело зависит от этого.

Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron, Dan Istitene (2-4), Clive Mason