8 мин.

Раненый бык. Почему «Ред Булл» не вернулся в число лидеров «Формулы-1»

Двигатели «Рено» второй год подряд портят жизнь коллективу из Милтон-Кейнса.

3 вещи, на которые нужно обратить внимание

«Рено» не дает команде бороться за высокие места

Даже с несколько отошедшим от дел Эдрианом Ньюи и потерей Питера Продрому, в Милтон-Кейнсе сумели сделать быстрое шасси, вполне способное бороться за победы, если бы не одно «но» – силовая установка «Рено». В то время как «Мерседес» улучшил свой и без того прекрасный мотор, а в «Феррари» добились ощутимого прогресса, в Вири, такое чувство, всю зиму топтались на месте. Трудно претендовать на что-то серьезное с дефицитом мощности мотора по сравнению с «Мерседесом» чуть ли не под сотню лошадиных сил, даже имея отличную аэродинамическую эффективность болида. На трассах, где мощность силовой установки имеет первостепенное значение, таких как Монреаль или Шпильберг, «Ред Булл» был практически беспомощен и ничуть не напоминал грозную титулованную команду.

Кроме того, двигатель по-прежнему не отличается надежностью в сравнении с конкурентами. «Ред Булл» уже успел понести наказание за использование лишнего элемента силовой установки по ходу сезона – в Австрии на болиды Квята и Риккардо были установлены уже пятые двигатели внутреннего сгорания (ICE). И это только начало – даже в случае абсолютной технической надежности узлов мотора, команде не избежать новых штрафов, не говоря уж о вероятных отказах техники, которые повлекут внеплановые замены.

«Рено» планирует серьезно обновить двигатель к Гран-при России, однако надо понимать, что гадкий утенок не может в одночасье стать прекрасным лебедем – сходу достать «Мерседес» и «Феррари» не выйдет в любом случае. Нужно также помнить, что конкуренты не будут сидеть сложа руки и также усовершенствуют силовые установки. В современной «Формуле-1» от мощности мотора зависит многое, и сколь-либо серьезного прогресса от «Рено» и, соответственно, «Ред Булл», до старта следующего сезона ждать стоит вряд ли.

Руководство «Ред Булл» больше не хранит хладнокровие

Что и говорить, с таким движком бороться за титул невозможно, и в «Ред Булл» явно начали разочаровываться в сотрудничестве с «Рено». Ситуация с поставщиком моторов разительно отличается от того, к чему привыкли в Милтон-Кейнсе за последние годы, и неудивительно, что даже обычно невозмутимый Кристиан Хорнер начал открыто жестко критиковать «Рено». Недоволен и главный человек в команде – Дитрих Матешиц, из уст которого уже успели прозвучать угрозы покинуть чемпионат. Французские мотористы также услышали немало неприятного о себе от Эдриана Ньюи, ну а то, что Гельмут Марко за словом в карман не полезет, никто никогда и не сомневался.

В Вири же, разумеется, недовольны постоянной критикой и в долгу не остаются – Сириль Абитебуль и другие ответственные лица с трудом сдерживают раздражение постоянными нападками со стороны главных партнеров, к примеру, обвиняя «Ред Булл» во лжи. В альянсе, выигравшим четыре титула кряду, явно наметился раскол – испытание серьезными трудностями «Ред Булл» и «Рено» проходят со скрипом, и возможно, дело закончится разрывом. Французский автогигант всерьез рассматривает возможность прихода в чемпионат с заводской командой, ну а «Ред Булл», по слухам, подумывает перейти на моторы «Мерседес» после сезона-2016. Так или иначе, такая открытая конфронтация между партнерами вряд ли поможет добиться успеха обеим сторонам – цитируя классика, «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». И весьма вероятно, что руководство австрийской команды еще пожалеет, что решило выносить сор из избы.

Пилоты коллектива справляются с прессингом

Австралийцу, «укатавшему» по всем статьям в прошлом сезоне четырехкратного чемпиона Себастьяна Феттеля, несколько легче – у него уже сложилась определенная положительная репутация гонщика с приставкой «топ». Однако лишиться ее можно довольно быстро – достаточно проиграть внутрикомандное сражение молодому напарнику, проводящему всего второй год в «Формуле-1». Квят неважно начал сезон, во многом по вине ненадежной техники, однако затем выдал целый ряд сильных выступлений и вплотную приблизился к Даниэлю по очкам.

Оба гонщика не могут чувствовать себя в безопасности, несмотря на все заверения Хорнера о многолетних контрактах и полном доверии – Макс Ферстаппен в «Торо Россо» дебютировал в «Формуле-1» столь лихо, что в случае совсем уж невнятных выступлений Марко вполне может пойти на определенные оргвыводы, да и Карлос Сайнс выглядит неплохо. Кто мог подумать, что австриец доверит место в «Ред Булл» Квяту после всего лишь года в младшей конюшне? Риккардо сейчас впереди Дани, однако с австралийца и спрос выше – у него куда больше опыта. Тот факт, что «Ред Булл» в этом сезоне не борется ни за что серьезное, конечно, в какой-то облегчает жизнь обоим пилотам, ослабляя прессинг и делая возможными такие ситуации, как в Монако, где после применения командной тактики между пилотами состоялся джентльменский обмен позициями.

Сейчас Марко должен быть доволен составом «Ред Булл», или по крайней мере, Гельмут вряд ли ставит одного выше другого. Риккардо и Квят выступают на высоком уровне, когда не сталкиваются с техническими проблемами, и пока не дали ни одного повода для серьезной критики. Скорее всего, оба пилота продолжат выступать за конюшню из Милтон-Кейнс и в следующем году – русскому гонщику в любом случае дали бы пару сезонов для оценки способностей, австралийца в «Ред Булл» после прошлого сезона ценят высоко, да и Ферстаппену с Сайнсом при всех их достоинствах еще годок в младшей команде точно не помешает. Но даже в этом сезоне провал неприемлем – «телята» из «Торо Россо» дышат в спину и расслабляться Риккардо и Квяту совсем нельзя.

Оценка техническому штабу: 7/10

Инженеры «Ред Булл» подготовили очень хорошее шасси, которому не повезло с мотором – достаточно вспомнить гонки в Монако и Венгрии, где RB11 мало уступал лидерам из «Мерседеса» и «Феррари». Аэродинамический пакет пурпурных машин привычно на высоком уровне, а постоянные обновления потихоньку двигают команду вперед – словом, технический штаб «Ред Булл» даже без активного участия маэстро Эдриана Ньюи справляется неплохо, в отличие от их коллег из «Рено», определенно заслуживших «неуд».

Оценки гонщикам

Даниэль Риккардо: 7/10

Улыбчивый австралиец держит марку и регулярно привозит неплохие очки на не самой удачной машине. Риккардо обычно хорошо выступает как в квалификациях, так и на длинной дистанции, если не сталкивается с техническими проблемами. Гонка в Венгрии так и вовсе тянет на звание одного из лучших перфомансов сезона – Даниэль вполне мог выиграть гонку, едва не повторив прошлогодний трюк на этой же трассе. Австралиец впереди напарника по очкам и чаще оказывался выше по субботам – упрекнуть Риккардо практически не в чем.

Даниил Квят: 7/10

Русский пилот начал сезон ни шатко ни валко – во многом из-за постоянных технических неурядиц. Однако начиная с этапа в Монако в соперничестве с Риккардо как будто наступил перелом – Даниил наконец смог набрать первые по-настоящему солидные очки в карьере, в Канаде смог выцарапать пару баллов на совершенно неподходящей RB11 трассе, в Сильверстоуне здорово проявил себя под дождем, ну а Гран-при Венгрии запомнится всем поклонникам автоспорта в России надолго. Даня подтянулся к напарнику и в квалификационном счете, и в личном зачете – не стоит забывать, что Квят проводит в «Формуле-1» лишь второй сезон. И если Даниил продолжит прогрессировать такими же темпами – сезонов в Большом цирке у него будет впереди еще очень много.

Лучший момент: двойной подиум на Гран-при Венгрии

На «Хунгароринге» успешного выступления от «Ред Булл» ждали – собственно, где еще брать свое, как не на одной из самых медленных трасс чемпионата. Но двойного подиума мало кто ожидал даже в Милтон-Кейнсе – конечно, во многом такому успеху поспособствовали проблемы у главных конкурентов, однако это вовсе не умаляет заслуг Квята и Риккардо, у которых также не все было гладко, но в итоге прорвавшихся к призовому шампанскому.

Худший момент: провал на домашнем Гран-при

В Австрии «Ред Булл» вынужден был пятый раз заменить элементы силовой установки на обоих болидах, но даже низкие стартовые позиции не могут служить достойным оправданием последующему позору. Австрийская команда напомнила саму себя образца первых лет в «Формуле-1»: на «Ред Булл Ринге» RB11 выглядел скорбно, и экс-чемпионы мира выступили из рук вон плохо, еле-еле зацепив одно очко усилиями Дэна Риккардо, опередив на финише лишь «Заубер» и «Манор». Наверное, не о таком мечтал Дитрих Матешиц, когда восстанавливал из руин трассу в Шпильберге – домашний этап «Ред Булл» полностью завалил.

На что рассчитывать во второй части сезона?

На чудо от мотористов «Рено» – только в этом случае можно рассчитывать вернуться в тройку в зачете Кубка Конструкторов. Если смотреть реалистично, то выше четвертого места подняться будет очень непросто – впереди целый ряд трасс, где все недостатки двигателя «Ред Булл» будут обнажены. Своеобразным часом «Х» для коллектива станет Гран-при России, куда «Рено» привезет существенно обновленную силовую установку. Поклонникам команды стоит обратить внимание на Гран-при Сингапура – медленный характер «Марины Бэй» импонирует RB11 и на этой городской трассе австрийская конюшня может набрать немало очков, а то и замахнуться на призы. Быть может, в этом сезоне Даниил Квят еще отведает шампанского на подиуме?

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Clive Mason, Charles Coates