11 мин.

Красно-белый оркестр мучительно ищет дирижера и находит его в подсобке

Жано Ананидзе против Динамо

Спартак провел лучший матч в сезоне – уровень соперника в данном случае не играет никакой роли. Динамо в нынешнем виде не спасет даже призрак Берии.

С другой стороны проблемы соперника – это не проблемы для Спартака, который горазд создать проблемы сам себе на ровном месте. Никто не мешал моей любимой команде спокойно забирать свои законные очки в домашних матчах с Кубанью, Анжи или Мордовией. Но по разным причинам Спартак не добрал драгоценные очки и лишил себя спокойной концовки чемпионата.

Не поддавшись на многочисленные уговоры, тренерский штаб оставил в запасе Пуцко и выпустил в старте Сальваторе Боккетти. Хотя соблазн сыграть на публику был велик особенно после выигрыша в недавнем дерби. Дифенсоре, как обычно, был невероятно эмоционален, тащил мяч почти до вратарской Антона Шунина в стиле Дель Пьеро, выиграл 6 верховых дуэлей – именно страсть итальянца, проснувшийся в этом сезоне вкус к игре, нивелирует его явные игровые косяки.

Его напарник Илья Кутепов смотрится более сдержанным – нордическое спокойствие россиянина уравновешивает буйный южный темперамент дифенсоре. Сальва идет в борьбу, а Илья страхует. И выглядит эта парочка вполне надежно и перспективно. Небольшая помарка случилась в начале игры, когда Бечирай почти без сопротивления бил головой по воротам Песьякова – чудо, что промазал.

Парадоксально, но с Песьяковым Спартак не проигрывает три матча подряд, причем два последних Сергей отстоял насухо. Так уж вышло, что игроки старта первой половины сезона теперь прочно засели на банке. А результат на табло.

Постепенно разыгрывается Ромуло – отдал шикарный голевой пас на Промеса, мог и сам забить, почти как на Ноу Камп. Но Шунин вытянул сложный мяч, хотя пропустил необязательные первые два мяча. Бразилец отлично справляется с возложенной на него ролью красно-белого Пирло. Если Глушаков со скрипом пытается играть в стиле Гаттузо, то Ромуло отобрал у Дениса право разводить атаки. Периодически этой парочке не хватает жесткости и цепкости в введении единобрств, периодически соперник слишком вольготно чувствует себя на подступах к штрафной Спартака – Денисов не даст соврать – но в целом Спартак навел порядок в многострадальной опорной зоне.

Команда сыграла примерно в таком же осторожном стиле, как и против Локомотива. Но если железнодорожники через выход Миранчука смогли забрать мяч и территорию, то у Динамо не оказалось в колоде игрока с таким же набором умений. Игроки Спартака не позволяли себе заигрываться, хавы не стеснялись отправлять мяч верхом в штрафную Шунина чуть ли не первым касанием, а нападающие ловко открывались на грани офсайда – тут надо сказать спасибо Дьякову, распиаренному мегазащитнику аборигену, будущему лидеру обороны сборной страны.

При третьем голе Хольмен показал, как не должен играть защитник уровня российской премьер-лиги – вчистую проиграл единоборство Промесу, а потом потерял его в собственной штрафной. Но опять же – это проблемы соперника. Спартак не раз и не два потерял очки в нынешнем сезоне из-за собственных просчетов, в том числе из-за банальной недооценки соперника. И то, что команда смогла без особого напряга без фирменного нервяка в концовке, с небольшим пожаром в обороне в середине второго тайма одержать сверх уверенную победу над непростым соперником, которому очки сейчас нужны как воздух – это дорогого стоит. И речь не о трёх очках ради мифической зоны еврокубков, а о поиске той самой пресловутой игры – баланса между атакой и обороной, в обретении необходимой здравой уверенности в собственных силах.

Отдельно хочу заострить внимание на действиях Жано и Ивелина Попова – так называемом мозговом центре Спартака в последних двух матчах.

Болгарин, пожалуй, самый невезучий распасовщик этого сезона во всем российском футболе. Он создал 42 возможности для партнеров – 42 передачи под удар, но партнеры воспользовались его услугами только однажды. Сделал это Промес в домашней игре против Краснодара. Навскидку вспоминаю матч в Краснодаре в первом круге – идеальный пас от болгарина и ужасное исполнение от красно-белой атакующей примы. Или недавний матч с Мордовией – шикарный пас от Попова на Промеса в первом тайме, и снова корявое завершение от звёздного голландца.

Реклама 18+

Всю первую половину сезона болгарин искал свою игру, журналисты и специалисты пытались увидеть скрытый конфликт между ним и Романом Широковым. Роман в итоге спустился пониже почти на одну линию с опорными полузащитниками, Ивелин должен был связать атакующую игру команды в один понятный клубок. Но получилось все наоборот. Широков не добавлял надежности, а Попов – креативности. Широков отчаянно не дорабатывал в защите, а Попов – так же отчаянно браковал в атаке.

В итоге Широкова в команде давно нет, в опорной зоне трудится сдвоенный центр в лице Ромуло и Глушакова, периодически им на помощь выходит Зотов. А болгарин окончательно ушел на левый фланг, причем трудится Ивелин в защите не хуже своих опорных коллег. В данном матче Попов ни отдал ни одной передачи под удар, ни разу не потревожил Шунина, фактически он сыграл левого полузащитника с защитным уклоном – исполнил условную роль Зотова, только когда Спартак играл с тремя опорными – Зотов играл справа, слева трудился Глушаков. С такой подмогой и Макеев стал похож на защитника. Тем более основная угроза для ворот Песьякова исходила именно с его фланга, где лютовал Алексей Ионов, кого общественность почти приютила в Спартаке. Но с помощью Попова Макеев закрыл свой фланг, а на противоположном краю обороны Брызгалов в целом справился с Ташаевым.

Жано довольно неожиданно исполнил роль дирижера в нападении. Если в предыдущем матче с Локомотивом Попов получал мяч гораздо чаще Жано, то в данной игре партнеры чаще искали передачами именно молодого грузина.

Моё субъективное впечатление – с функциями разводящего в нападении Жано справляется гораздо чище. Он разогнал первую голевую атаку в игре с Локомотивом, он создал шикарный момент для Промеса, а в игре против Динамо организовал 100%-й момент для Зе Луиша. Дело даже не в последнем пасе. Спартаку катастрофически не хватает игрока, способного отдать так называемый предголевой пас – отдать удобный пас на фланг на набегающего партнера, увидеть его рывок и вовремя вложить мяч ему в ногу или заметить рывок нападающего за спины защитникам соперника и закинуть мяч ему на ход как рукой, да так, чтобы чужой вратарь не успел на перехват.

Попов – игрок большого таланта, он мастер именно в завершающей фазе атаки, у него прекрасная техника и поставленный удар. Возможно, в ряде матчей он мог бы без проблем исполнить роль даже центрфорварда. Конечно, он даже близко не даст объем черновой работы как Зе Луиш, но болгарин гораздо чище решает моменты. К сожалению, организовать позиционное наступление, развернуть атаку у него получается с большим скрипом. А так как Спартак в большинстве матчей будет играть именно в позиционное широкомасштабное наступление, то и дирижер нужен соответствующего таланта.

Ни Попов, ни Мельгарехо, ни Промес под эту роль не подходят. Они все - игроки штрафной, могут пробить, обыграть, навесить, прострелить, убежать. Они прекрасно подходят под контратакующую модель игры, но у них нет таланта, чтобы развести мяч, увидеть слабое место в обороне соперника и отдать мяч в нужное место и в нужное время. Не так давно лондонский Арсенал играл против Хрустального дворца, решающий гол организовал Месут Озил, увидев рывок по флангу Гектора Бельерина. Немецкий турок как рукой вложил мяч в ногу своему партнеру, а тот, не теряя темпа, отправил мяч в штрафную, где Уэлбек с Жиру как на тренировке сочинили гол. Такой многоходовый вариант слишком сложный, казалось бы, проще отдать мяч сразу в штрафную на своих форвардов, чем играть через фланг – однако маневр прошел, и победителей не судят.

Не скажу, что и Жано идеально подходит под эту роль. Но по крайней мере у него это получается лучше, чем у более опытных партнеров. Попов не раз пробовался в качестве главного разводящего в атаке – получалось у него это очень блекло.

Жано не хватает физики, и он никогда не наберет нужного объема мышечной массы, его легко оттереть от мяча, он проигрывает слишком много единоборств, с ним команда всегда рискует получить опасный контрвыпад. Тем более Жано выдыхается уже к середина второго тайма. Это означает обязательную замену и перестройку игры. Держим в уме его высокую травматичность и неправильное гражданство, и на выходе получаем кучу минусов.

Как и любой другой дирижер в атаке Жано вынужден рисковать, как рисковал Миранчук в недавнем дерби. Рисковал и привёз второй гол. Но без риска – нет голевых моментов. Не всегда можно выехать на стандартах или контратаках. Не забываем, что за фол на Миранчуке должен был удаляться Евгений Макеев – так что, по идее Алексей свою работу делал. Тащил мяч, заставлял спартаковцев фолить, искал пустые зоны, если надо врывался туда сам или пускал в прорыв партнеров.

Когда Спартак играет против соперников, не боящихся играть первым номером – таких, как Зенит или Краснодар – особой надобности в «мега талантливом» дирижере нет, острый выпад могут придумать и опорники – Ромуло или Глушаков. Тем более такие соперники оставляют позади много свободных зон – впрочем, как и сам Спартак, когда играет в позиционном нападении. Тут наоборот, нужна дополнительная оборонительная единица. Но когда соперник не выбегает в атаку большими силами, как Кубань или ЦСКА, там и перехватывать нечего, и бросать в штрафную особо некуда – все подходы закрыты, тут как быть?

Реклама 18+

В этом и скрывается некая печальная закономерность современного футбола – таким командам, как Спартак, нужен атакующий архитектор вроде Жано или Широкова, хотя в ряде матчей можно прекрасно обойтись и без их гениальных ходов. Такие игроки вроде как нужны, но можно и без них обойтись. Они нужны как мастера по вскрыванию самых сложных оборонительных шифров, но с ними ты и сам рискуешь потерять в надежности собственных защитных конструкций.

Интересный ход придумал Леонид Слуцкий, передвинув своего главного креативщика Алана Дзагоева в опорную зону. По сути Алан заменил Расмуса Эльма, ведь вся игра ЦСКА строилась на умении Эльма начать быструю атаку длинным пасом. Роман Еременко делает то, что по идее должен делать Ивелин Попов – играет по сути второго форварда, а Дзагоев перепрофилировался в бокс-ту-бокса. Во втором круге сезона 2012-13 ЦСКА перевернул дерби со Спартаком, передвинув Дзагоева в опорную зону вместо Цауни, а на место Дзагоева вышел Хонда. В итоге армейцы взяли под контроль центр поля, тем более, что Спартак решил играть на удержание счета, поменяв Ари на Чельстрема. В итоге слишком тяжеловесный опорный кулак Спартака в лице Чельстрема и Вукоевича облегчил задачу сопернику по комбинированию перед штрафной Диканя. Мяч все равно двигается быстрее футболиста.

У Жано, к сожалению, даже близко нет такой физики. Играть второго опорника он никак не сможет. Он прекрасно может выполнять роль блуждающего форварда, но с условием, что в команде найдется кто-то, кто будет дирижировать атакой из глубины.

Возможно, им может быть Ромуло, или Денис Глушаков, или Ивелин Попов вдруг раскроет в себе талант к архитектуре. Возможно, руководство Спартака хаотично ищет игрока с подобными навыками на рынке. Возможно, что тренерский штаб упростит игру и обойдется без атакостроителя. В конце концов все эти годы команда как-то жила без Алекса. Сейчас абсолютное большинство команд в мире прекрасно обходятся без пресловутого атакостроителя – можете спросить у Раньери, как играет его Лестер, или у Дона Симеоне, как строится атака у его Атлетико. В мире не так много команд, которые пропагандируют игру от себя, но если Спартак по воле своего тренерского штаба решил идти по тернистому пути, по которому идут немногие – нужны соответствующие исполнители. И раз есть ударники и скрипачи, нужен хотя бы один нормальный дирижер.

Здесь уместно сравнение с шахматами – играют примерно равные соперники, все ходы знают наперёд. И в ситуации, когда тебе нужна победа больше, чем сопернику, ты рискуешь и делаешь нестандартный ход, который раскачивает монотонную партию. Ты получаешь временное преимущество и пока соперник не разобрался, что к чему, ты проводишь разящую атаку, чтобы перевернуть тупиковую ситуацию в свою пользу.

Реклама 18+

Точно так же, как попытался спастись Локомотив, выпуская Миранчука. Создал временный игровой перевес, но в итоге получил разящий контрвыпад в самой концовке. Точно так же рисковал Спартак, выпуская во втором тайме вместо костолома Шешукова 18-летнего креативщика Жано в Лиге Европы против Базеля 17 февраля 2011 года. Игра перевернулась неожиданным образом, а сам Жано в итоге забил победный гол после розыгрыша штрафного. Спартак сильно рисковал, потому что в опорной зоне остался один Кариока, но сверх азартной игрой в атаке Спартак заставил соперника больше думать об обороне, чем о нападении, швейцарцы даже в контратаки не могли нормально выбежать.

Жано Ананидзе против Базеля

С другой стороны, присутствие на поле игрока с подобными навыками ничего не гарантирует. Спартак выигрывал благодаря нестандартным ходам Алекса или Жано, но точно так же и проигрывал. Чтобы стабильно играть в атаке Жано не хватает пресловутой стабильности, даже находясь в оптимальной форме, он умудряется банально не попасть в игру. Он в команде уже почти 7 лет, но так и не убедил, что достоин большего, чем быть игроком основной обоймы.

Если бы Жано стабильно играл, как против Локомотива или Динамо! Если бы все игроки дисциплинированно выполняли свои роли как в двух последних матчах! Если бы тренерский штаб так же ответственно разбирал игру соперника, как в двух последних битвах! Так бывает, что команде весь сезон мучительно до нервных спазмов не хватает интеллекта в атаке, чтобы связать воедино весьма опасных индивидуумов, перепробовали в качестве дирижера всех, кого только могли попробовать, и вдруг в последний момент дали шанс вечно запасному-вечному школьнику-вечно подающему огромные надежды-вечно травмированному Жано Ананидзе, и вдруг парень сдюжил - спартаковская атака задышала свежими идеями. Большой вопрос - как долго продлится полет мысли грузинского вундеркинда?

Ведь не каждый раз Спартаку будут попадаться соперники уровня нынешнего Динамо, и не каждый раз команде как воздух будет необходим нестандартный ход в атаке – простые закидушки за спину защитникам или банальные прострелы с флангов никто не отменял. Но ведь кто-то должен исполнить эту закидушку или найти свободного партнера на фланге. Кто-то должен уметь увидеть на шахматной доске неизбежный мат в три хода и исполнить пресловутый предголевой пас.