7 мин.

Как Федун на рынок ходил

Близится к завершению зимнее трансферное окно в РФПЛ. Аленичев уже получил в свое распоряжение Мельгарехо и ждет некоего форварда, слухами о котором полнится интернет. Ждет форварда и все красно-белое сообщество. Но ведь самое главное для нас даже не то, кто окажется тем самым форвардом, а как он себя в «Спартаке» проявит. Тоже самое касается и парагвайца, переехавшего в Тарасовку из Краснодарского края. Можно много дискутировать в попытке определить, кто «Спартаку» нужнее, используя массу различных подходов к оценке полезности того или иного футболиста. Конкретно в данном тексте мы попробуем исходить из того, что все уже куплено до нас, и, оглянувшись назад, нам будет гораздо проще сказать, что ждет впереди. Итак, целью данного подхода стало изучение перспектив новобранцев «Спартака» на основе статистики трансферов за последние 12 лет. Отсечкой для отбора информации стало лето 2004 года, которое можно считать началом «эры Федуна». Все трансферы и статистическая  информация по ним сгруппированы в таблицу. Разумеется, статистика не может дать нам точный ответ на все вопросы, но определить ряд тенденций мы, надеюсь, сможем.

Теперь попробую дать пояснения к таблице. Надеюсь, суть информации, указанной в столбцах вполне понятна. Поясню графу «когда», в которой указан год и «номер» трансферного окна: 1 – зима, 2 – лето. В столбце «время в клубе» учитывается время, проведенное в «Спартаке» без учета аренд. Ну а главное пояснение должно касаться цветовой градации в колонке «игр/голов». В основе данного распределения лежит оценка пользы от того или иного трансфера. Разумеется, оценка моя и, соответственно, крайне субъективная. Согласных по всем пунктам не будет никогда, тем более что достаточно большое количество трансферов можно считать пограничными. Но логику своей оценки озвучить необходимо. Итак, красным цветом обозначены откровенно провальные трансферы футболистов, которые не смогли принести «Спартаку» никакой пользы. Оранжевый цвет относится к футболистам, которые явно не оправдали ожиданий. Желтым цветом выделены игроки, переезд которых в «Спартак» не стал успешным продолжением карьеры, да и «Спартаку» принес скорее эпизодическую пользу. Также «оранжевых» и «желтых» может различать выручка от их продажи. Зеленым отмечены в целом полезные трансферы «Спартака», а синим – самые успешные приобретения красно-белых.

Пара слов об игроках, которые остались неоцененными. В первую очередь, это коснулось тех футболистов, кто перешел летом 2015 и текущей зимой, так как с оценкой их полезности по понятным причинам стоит повременить. Также не оценен взятый в аренду Вукоевич и вернувшийся в 2011 году играющим тренером Андрей Тихонов. Причины, думаю, не требуют пояснения. В целом же в таблицу не внесены футболисты, изначально перешедшие не в основную команду, как, например, Макеев. Ну а информация для составления таблицы взята с небезызвестного немецкого ресурса transfermarkt.de. Обнаруженные при этом ошибки были исправлены. Для повышения читабельности на табличку можно кликнуть.

Ну а теперь попробуем разобрать все возможные комбинации. Начнём с соотечественников. Неудачно завершились попытки возвращения россиян из других чемпионатов. Ни Аленичев, ни Саенко, ни Билялетдинов надежд в полной мере не оправдали, и срок их «полезного использования» не превысил одного сезона.

Если говорить о трансферах россиян внутри чемпионата, то выявляется интересная закономерность: самыми полезными оказываются приобретения из достаточно сильных клубов и, как правило, за не самые малые суммы игроков, уже зарекомендовавших себя кандидатами в сборную России. Исключением можно считать только Реброва, но я не уверен, что вратарей вообще стоит грести под общую гребенку. Братья Комбаровы, Денис Глушаков, Владимир Быстров, Денис Бояринцев – все они пришли из достаточно сильных по российским меркам клубов, в которых были ведущими игроками основного состава. Впрочем, и тут были промахи: речь о Кирилле Комбарове и Романе Широкове. С другой стороны, откровенными провалами даже эти трансферы назвать нельзя, скорее игроки не в полной мере оправдали ожидания, хотя тот же Кирилл сыграл почти сотню матчей за «красно-белых».

А вот из числа игроков, скажем так, менее статусных можно отметить уже упомянутого ранее Реброва. Конечно, в определенное время мы видели твердыми игроками основы московского клуба Джанаева, Сабитова, Шешукова и Баженова, но это говорит скорее об определенных кадровых проблемах «Спартака» разных периодов, нежели о качестве этих трансферов.

Перейдем к легионерам. Тут разброс вариантов гораздо больше. Сначала посмотрим на трансферы внутри РФПЛ. Причем, если первые переходы иностранцев в «Спартак» из других российских команд в лице Рубина, Жедера и Дринчича оказались неуместными, то, начиная с лета 2010 года, качество подобных приобретений заметно улучшилось. Лишь Озбилису не удалось доказать свою полезность «Спартаку». Жоао Карлос тоже не стал цементирующим элементом в обороне «Спартака», но за сумму, уплаченную махачкалинскому клубу, оказался вполне полезным. Дикань, Боккетти и Мовсисян оказались в «Спартаке» к месту, хотя у каждого из них и не обошлось без проблем в клубе.  Теперь ждем, когда свое веское слово в пользу этой статистики скажут Попов и Мельгарехо.

Отметим, что наиболее успешные приобретения «Спартака» были сделаны все-таки за рубежом, и именно там, судя по статистике, стоит искать новых Алексов и Веллитонов. Если говорить о наибольших успехах селекции «Спартака», то заметим, что возрастная категория выдающихся новичков составила от 20 до 26 лет, причем сразу трое легионеров из пяти (Видич, Эменике и Промес) приехали в Москву в 22 года. Да и уплатить за качество пришлось прилично: дешевле всех «Спартаку» обошелся Видич – в 4,5 млн евро, да и то надо понимать, что этот трансфер был осуществлен больше 10 лет назад. По сути, рецепт удачного трансфера можно сформулировать  так: молодой игрок, уже ставший лидером своего клуба, заработавший репутацию в чемпионате, для которого переезд в России нёс какой-либо новый вызов. Вообще, если говорить о пришельцах не из топ-чемпионатов, то неудачными стоит назвать лишь переезды Деми Де Зеува, Хуана Инсаурральде да некого Андрезиньо. Впрочем, 28 лет Де Зеува и статус Инсаурральде как раз выводят их за границы того самого «удачного рецепта», сформулированного выше. Ну а Андрезиньо, похоже, просто «пляжник», непонятно каким образом оказавшийся в московском клубе. Были, конечно, и другие относительные неудачи, вроде Кавенаги, Рохо, Сухи и т.д., но эти ребята, хоть и не оправдали надежд в полной мере, но инородными телами в «Спартаке» не выглядели, да и многие из них принесли неплохую выручку при перепродаже.

Немного другая ситуация с приобретениями из пятерки ведущих европейских чемпионатов. В «Спартак» оттуда звали, как правило, взрослых состоявшихся игроков. Выдающихся трансферов мы не дождались, но переходы ряда крепких профессионалов вроде Моцарта или Челльстрема стали достаточно своевременными и полезными. Впрочем, и провалов среди подобных приобретений не было. Да, Родри выглядел, мягко говоря, удручающе, но он приобретался на место четвертого защитника за соответствующие деньги. Хотя я, например, категорически против подобных трансферов, ибо четвертых защитников и пятых форвардов надо искать во второй команде, а из-за границы выписывать игроков, способных усилить коллектив. Но это уже другой разговор. Есть еще одна закономерность, свойственная трансферам из топ-чемпионатов: перепродать кого-либо за достойные деньги практически невозможно, лишь на трансфере Хосе Хурадо «Спартаку» удалось заработать.

Отдельной строкой отметим двоих персонажей: Барриоса и Квинси I. Пусть выборка и маловата, но молодых и перспективных из топ-клубов просто так не продают, как и не стоит ждать чудес от парня, едущего из страны, где принято зарабатывать, а не прогрессировать и выкладываться.

Подводя итог, можно отметить, какие направления селекционной политики в современном «Спартаке» оказались эффективными, какие – не очень, а каким и вовсе не уделялось достаточно внимания.

I. Если к нам едет достаточно молодой футболист из чемпионата, сопоставимого или более низкого по уровню (или вообще с другого континента), и он является в своем клубе лидером, а клуб просит за него существенную компенсацию, то мы вправе надеяться, что это будет хороший ход для «Спартака». Подобный вариант можно считать самым приоритетным. В крайнем случае, таких ребят можно и перепродать нормально.

II. Можно укрепляться и проверенными профессионалами из Германии, Испании и т.д. Особенно это уместно в случае, когда в составе зияет дыра, и вариант «а вдруг заиграет» просто неприменим. Самое то для усиления перед еврокубками.

III. Кандидатов в сборную России из других ведущих клубов РФПЛ брать полезно. А вот из заграницы возвращать крайне рискованно.

IV. Легионеры из других клубов РФПЛ тоже могут прийтись ко двору, но ждать от них чудес точно не стоит.

V. Где переезды в «Спартак» лидеров провинциальных клубов РФПЛ? Нам что, не нужны Шатовы и Зыряновы? Да нынешнему «Спартаку» вполне бы пригодились и Васин, и Коломейцев, и Файзулин, и Смолов. Вот и этой зимой Ерохин и Подберезкин едут не к нам. Возможно, они и не заиграют, но чем вызвана такая апатия руководства красно-белых на данном направлении? А ведь у Романцева «Спартак» во многом держался именно на подобных трансферах. И хорошо держался, разве нет? А за последние 12 лет мы видим работу в подобном направлении у «Зенита», ЦСКА, «Локомотива», теперь и «Краснодара», и даже «Ростова» (!), а «Спартак» почему-то ни разу не вышел на этот рынок. Полный провал.

Конечно, такой статистический подход никогда не сможет дать ответ на перспективы того или иного футболиста в «Спартаке», но свет на определенные закономерности пролить может. Что, надеюсь, и получилось. По крайней мере, искать ответ на основании уже имеющихся фактов гораздо лучше, чем пытаться под желаемый ответ подогнать свои критерии.