6 мин.

Максим Калиниченко. Жертва собственной универсальности

Максим Калиниченко провел первый матч за Спартак 25 марта 2000 года, через два месяца забил свой первый гол (из 32-х) в красно-белой майке. Всего украинский полузащитник провел за Спартак 196 матчей, из них 132 в основе. Игрок, про амплуа которого внятно не выскажется ни один специалист или болельщик. Игрок, который полезнее всего мог выступить на позиции Егора Титова – под нападающим, но волею тренеров выходил на позицию крайнего полузащитника. В него по-настоящему не верил ни один из наставников, а их было немало: Олег Романцев, Андрей Чернышов, Невио Скала, Александр Старков, Станислав Черчесов, Владимир Федотов. Ему не находили места в основном составе, но не хотели продавать ни под каким предлогом. Как будто понимали его ценность, но не могли придумать, как использовать его нехилый потенциал.

Казалось, ему давали шанс проявить себя, но при первой же ошибке сажали в запас. Когда деваться было некуда, его выпускали, и он забивал шальной мяч немыслимой красоты. Как в фильме «Берегись автомобиля» - Калиниченко виноват, что не стал твердым игроком основы, но он не виноват…

Максим Калиниченко жертва собственной универсальности

- Наверное, я сам виноват, что даю людям возможность думать о себе, как о Зидане. Но я же не специально. Если у команды не идет игра, всегда крайним оказываюсь я. У любого наставника! Почему? Видимо, я одной-двумя играми когда-то задрал себе планку, и все решили, что я постоянно должен на ней находиться. Ребята, даже Пеле и Марадона на высоченном уровне играли далеко не всегда! Тот же Зидан, гениальный и великий, в «Реале» по полгода «валял кизяк» и на поле отыскать его было трудно. И ничего! Ни слова упрека! Меня же и на двадцатой минуте первого тайма могли убрать. Олег Иванович, случалось, выпускал на замену и вскоре возвращал назад.

Максим не был классическим крайним полузащитником и тем более – вингером. Он любил повозиться с мячом в центре поля, мог сочинить гениальнейший ход, выведя партнера на ударную позицию, мог пальнуть с сорока метров и попасть в девятку. Он все умел и не по чуть-чуть. Он был тем самым универсальным бойцом, которых так обожал Олег Романцев, которые нужны были ему в его видении игры, в его Спартаке. Но для следующих тренеров Максим стал неразрешимой задачей – как совместить Калиниченко и основной состав Спартака? Ставить в старт или не ставить? Продавать или не продавать? Как в сказке – «Такая корова нужна самому…» А вдруг в другой команде Максим раскроется во всей своей красе? А вдруг мы что-то упускаем? А вдруг Егор Титов сломается - кто тогда игру вести будет?

- Может быть, мой минус в том, что из меня сделали суперуниверсала. А при всех равных, предпочтение всегда будет отдаваться классическому крайнему хаву, классическому центральному полузащитнику, а не футболисту, гипотетически способному эти позиции закрыть.

Похожая судьба у Сергея Ковальчука – талантливого полузащитника из Молдавии, который несколько матчей отыграл на позиции правого защитника. Фланги полузащиты застолбили Денис Бояринцев и Владимир Быстров, под нападающим пережил вторую молодость Его Титов, хотя буду честен – после дисквалификации на свой уровень так и не вернулся, в опорной зоне трудился Сантос Моцарт. Чаще всего его напарником становился Радо Ковач. Наставникам Спартака нужно было обеспечить надежную оборону своих ворот, естественно обедняя атаку. А Максим, вдали от чужих ворот терял большую часть своих козырей.

- Бить штрафной "Тереку", когда я вышел на замену собирался Кавенаги. Он еще не понял, что происходит. Но Титов, Бояринцев и, по-моему Павлюченко его просто отодвинули, установили мяч и дождались, пока я от бровки прибегу. Да я и сам бы не дал никому ударить. Лег бы перед мячом, по нему пробили бы только через мой труп. Знал, что точка моя, и это - мой шанс. Я не Егор, который после возвращения имел автоматическое место в составе. Мне нужно было начинать с нуля. Когда уже начал набирать форму весной, Старков откровенно сказал: "Я не знаю твоих возможностей, не знаю, как ты играешь". И в первых турах чемпионата моим уделом был дубль. Значит, любой выход на замену, любой штрафной удар становился для меня решающим.

После длительного отсутствия Максим выходит на замену в матче с Тереком и забивает со штрафного гроссмейстерский гол в девятку. В серебряном матче против Локомотива он сочинит голевой навес на голову Егора Титова. Еще раньше чудо-ударом с сорока метров принесет победу в игре с Торпедо. В него не верили, предпочитали других исполнителей, но его все-таки ставили, и он срывал овации. Вот такой парадокс. Тренеры часто находили оправдание в его неправильном гражданстве. Хотя находили место в основе для Жедера или Квинси. Еще одним серьезным фактором, испортившим карьеру Максиму – две тяжелейшие травмы. Но Макс вернулся и стал тайным оружием Спартака, о чем немного позже.

А кто из болельщиков помнит, что в сезоне 2000 именно он вынесет мяч из своих ворот в золотом матче против Ростсельмаша? У Максима был редкий дар оказываться в нужное время в нужном месте. Редкое качество для полузащитника обладать пушечным ударом и тонким пасом. Был момент, когда он оценивался самым дорогим игроком в команде наряду с Фернандо Кавенаги – после чемпионата мира в 2006 году. Руководство его много критиковало, наверняка, не раз задумывалось о его продаже, но в последний момент сворачивало переговоры – Макс не продается!

  1. 26 марта 2006 года Калиниченко меняет на 22-й минуте Мартина Штранцля, чтобы через 17 минут со штрафного забить Спартаку из Нальчика.

  2. 8 ноября 2006 года Максим забивает ос штрафного в ворота Сатурна.

  3. 22 ноября 2006 года в Лиге чемпионов Калиниченко со штрафного пробивает самого Оливера Кана.

  4. 15 февраля 2007 года в Кубке УЕФА так же со штрафного забивает Сельте.

  5. 8 октября 2007 года двумя выстрелами со штрафных в одиночку хоронит Спартак из Нальчика.

  6. 3 ноября 2007 года очередным выстрелом со штрафного распечатывает ворота Ростова.

Вы помните, чтобы игрок Спартака за два сезона семь раз удачно исполнял штрафные удары? Это при дефиците тренерского доверия и игровой практики. Как можно было избавиться от такого игрока? По всем канонам он не подходит, но он выходит на поле и приносит пользу. А при игровых проблемах Спартака чудо-штрафные Максима Калиниченко становились секретным оружием, а заработанные очки становились весомым вкладом в серебряные успехи команды. Максим заставлял дрожать от страха всех вратарей, разбегаясь перед ударом со штрафного хоть с 20-ти, хоть с 30-ти метров, но не смог пробить Боруца в важнейшем матче за выход в Лигу чемпионов всего лишь с 11-ти метров.

Максим Калиниченко игрок без постоянной прописки в основе

- Я достаточно натерпелся и мне хочется определенности. Я спартаковец каждой клеточкой, но если я «Спартаку» не нужен, скажите, я не маленький – не обижусь. Я землю грызть буду, если какая-то команда в меня поверит и даст мне возможность быть самим собой, а не затыкателем дыр.

Неклассический вингер, но большую часть своей спартаковской карьеры провел именно на фланге. Не обладал супер скоростью, волшебным дриблингом, поразительной выносливостью. Всем казался переоцененным футболистом, однако расстались с ним только в 2008 году, вместе с Егором Титовым. Закончилась эпоха. Настало новое время. Век Титанов сменился Веком Героев. В этом есть некая закономерность. Калиниченко мог раскрыться рядом с такими партнерами как Егор Титов. Так же как и сам Егор. Без подходящего окружения они превращались в чересчур хрупких замысловатых заковыристых игроков, "тормозящих игру" - а ведь требуется сыграть попроще, понадежнее. поэффективнее.Под такой футбол слишком тяжело подобрать команду, гораздо проще сменить мозговой центр.

В новом Спартаке – современном, силовом, скоростном – где нет времени плести кружева и ткать паутинку замысловатых комбинаций – они оказались лишними. С другой стороны годы тоже свое взяли. И травмы сказались, и неправильное гражданство, и непростой характер. В любом случае - кто-то выиграл от этого расставания, а кто-то проиграл. Спартак был и остается командой, откуда не так легко выйти.