8 мин.

Иллюзия обмана в Казани или Гастроли болгарского иллюзиониста

Ивелин Попов забивает Рубину

Ничья в Казани для определенного круга болельщиков Спартака стала громким разочарованием, хотя, по мне, вполне приемлемый результат, учитывая уровень соперника и не самый приятный психологический климат в моей любимой команде из-за недавних событий. Так бывает – во время просмотра захватывающего хита вдруг гаснет экран в кинотеатре, или во время фокуса кролик вылезает из шляпы раньше времени.

Бердыев о чем-то торгуется с красно-белыми боссами, Каррера в двух матчах набирает четыре очка, и вот увидите – кто-то из журналистов обязательно напишет, что есть смысл оставить итальянского тренера до конца сезона, что в принципе подходит под идею Федуна – тренер будет тренировать, пока команда выигрывает. На мой взгляд, есть минимальная вероятность того, что красно-белая торсида на услышит на своей Арене хруст волшебных четок туркменского гуру, как обычно стороны могут не договориться по важным пунктам и итальянец продолжит свои приключения в России.

Журналисты такой матч, как в Казани, называют игра без моментов. В чем-то голы вышли похожими – перевод мяча на фланг, откуда пошла подача и удар в касание. В прошлом посте говорил про искусство болгарского фокусника удивлять периодическими гениальными трюками, что он и продемонстрировал великолепным ударом слета после отличной передачи Куинси Промеса – в этой немного авантюрной манере Попов сильно напоминает некогда самое дорогое приобретение в истории Спартака Фернандо Кавенаги. Тот тоже умел радовать красно-белую торсиду ярчайшими трюками, но поставить на поток самое важное для игрока атаки – забитые мячи, в духе Веллитона, Павлюченко, Эменике или Мовсисяна – это не их стихия. Болгарин как будто сам не знает - что придет в его голову в тот или иной момент, вдруг решил слету пробить, вдруг решил пяткой сыграть, вдруг решил в обыграш пойти на стену из соперников. Не беда, что обрез случился - главное, что попробовал трюк провернуть. Как будто сочиняет программу прямо во время гастролей - он уже на сцене, публика собралась, а фокусник не решил, как распилить ящик и сохранить в целости ассистентку.

Об этом можно повторяться бесконечное количество раз – одаренные исполнители в атакующей линии Спартака пока играют за счет индивидуального мастерства – решают моменты в одиночку – но при умелом управлении, за счет игры друг на друга, где-то кто-то добровольно принудительно берет на себя роль подносчика снарядов для партнёров, кто за счет умелого движения уводит за собой, кто-то в случае потери мяча сразу вступит в отбор, есть большой шанс повысить КПД, пожалуй, самой мощной атаки в РФПЛ.

Сделаем скидку на таинственный вирус, покосивший спартаковские ряды – поредевшая красно-белая кавалерия мужественно весь матч штурмовала казанскую фалангу, чей генерал не постеснялся при домашних стенах играть от обороны. Попробуй Каррера или Бердыев так играть на Открытие-Арене – публика сразу начнет свистеть, давай в атаку! Ростов в минувшем туре забил два мяча питерскому Зениту и тут же выкатил такой автобус, что на Туманном Альбионе Жозе Моуриньо разразился сумасшедшей овацией, чем перекрыл хлипкую поддержку пары десятков мужественных ростовских болельщиков.

Спартак пытался играть первым номером, наконец в его составе есть игрок, способный в любой момент отдать точный пас в зону атаки, ни Глушаков, ни Ромуло не способны на такое. Другой момент – в Спартаке пока все передачи бразильского Пирло мимо кассы. Например, казанцы заперли Спартак на его половине, не давая нормально разыграть аут, в итоге мяч не самым удобным образом прилетел к Фернанду, тот одним движением укротил его, развернулся и вырезал на Дмитрия Комбарова. Получился не голевой момент, но опасный подход к штрафной Рубина, но Комбаров, наверное, вследствие того самого загадочного вируса, не поднимая головы сильно прострелил куда-то в штрафную больше на удачу, чем на партнеров, хотя момент можно и нужно было разыграть почище.

Или во втором тайме длиннющий заброс через головы защитников пришелся точно в ногу Мельгарехо, но парагваец по идее мог в касание отдавать на Промеса, что когда-то в Лиге чемпионов против Селтика провернул Ари с передачи Чельстрема – Эменике просто подставил ступню. Но не отработаны пока маневры – игроки думают, что сделать с мячом, вначале получают мяч и только потом ищут партнеров. Даже близко нет хотя бы пары комбинаций, отработанных до автоматизма. Вот и оборачиваются пшиком шикарные трюки бразильского волшебника.

Настоящие голевые угрозы Спартак создал после двух розыгрышей угловых – в первом тайме Сердар Ташчи как молотом бил головой в прыжке – мяч прошел выше, во втором тайме Сальваторе Боккетти умело сыграл на опережение и бил, казалось бы, с еще более удобной позиции, но тоже не попал в ворота. С игры Спартак не создал практически ничего, впрочем, тут соперники друг друга съели. Казанцы весь матч держали в тылу большие силы и пару-тройку раз опасно выбегали в контратаки.

Гол прилетел фактически из ничего – точно так же, как и спартаковский гол. Сонг пасует на фланг, откуда пошла резкая нацеленная подача прямо в голову Девича – тому и прыгать не пришлось. Комбаров не успел накрыть подающего, Ташчи проиграл позицию Девичу и сопроводил удар соперника изящным прыжком. Тут даже Каррера не поможет – при подобном наборе защитников можно хорошо начинать атаки, но любая подача в твою штрафную оборачивается голевой угрозой. То, что Сердар Ташчи не умеет играть головой, доказали еще игроки Анжи в концовке сезона 2013-14, когда звёздный немец только приехал после лечения покорять Москву. Ну а потом кто только не забивал Спартаку из-под некогда основного игрока бундес-тим. Прибавьте сюда дифенсоре, постоянно теряющего позицию, молодого Кутепова и паникующего на выходах вратаря – вот и получается взрывоопасная смесь, Отряд самоубийц, пытающийся играть в атаку.

В начале игры штанга в очередной раз выручила Реброва, а во втором тайме он потащил сильный удар почти с линии штрафной. Вот и все моменты – соперники большую часть сражения боролись за центр поля, где даже не в лучших кондициях Алекс Сонг показал умение держать мяч и начинать атаки из глубины – не хуже Фернанду Лукаса. Промес запутался в многочисленных защитных построениях противника, Попов кроме шикарного гола запомнился бесчисленными проигрышными единоборствами и регулярными обрезами, Мельгарехо в целом неплохо вошел в игру, но ему нужно больше игрового времени – иначе как ему поймать свою игру?

Возможно, все дело в действительно загадочном вирусе, возможно, из-за него многие игроки Спартака выглядели инертными и отсюда большое количества брака и проигранных единоборств. Особенно это было заметно в игре Дениса Глушакова – кроме старания и вспомнить нечего, причем даже на фоне более молодого коллеги Зобнина, регулярные провалы при игре в защите и нулевой кпд в атаке. Для успешной игры первым номером от игроков центра поля требуется более эффективная работа именно в атаке.

Не случайно Каррера заменил Дениса, оставив на поле Фернанду и Зобнина – помните странные замены в игре с АЕКом. Возможно, Денис банально устал, а, возможно, не давал качество игры, которое ожидал от него тренер. Могу только констатировать свое личное банально-субъективное мнение – при такой плотной защитной игре от казанцев Глушаков и Зобнин должны были со своих позиций чаще угрожать воротам Рыжикова, и, если Роману это пусть редко, но удавалось, то Денис в атаке был практически бесполезен.

Так уж вышло, но сравнение качества игры спартаковцев проходит строго по центру – бывшие динамовцы пока явно переигрывают своих более опытных визави – Зобнин банально свежее Глушакова, а Ещенко – в целом надежнее Комбарова:

Перехваты:

  • Ещенко 4

  • Комбаров 2

  • Зобнин 1,7

  • Глушаков 0,3

Игра на перехватах – основа баланса между атакой и защитой для любой команды, проповедующей наступательный футбол. Игроки обязаны уметь не просто выгрызать мяч, они должны уметь предугадать маневр противника, точно так же, как увидеть намерение партнера – не просто отдать точный пас в ноги, но запустить мяч на ход, и самому открыться под ответный пас. Например, Фернанду в среднем перехватывает мяч 5 раз за игру! В отчетном матче бразилец трижды удачно прерывал атаки противника, Глушаков и Комбаров – ни разу.

Игра Комбарова оставляет еще более противоречивое впечатление – смотреть без слез на его фирменные безадресные навесы невозможно. Когда успевает поднять голову – получается весьма недурно, все-таки две голевые передачи он уже сделал. Но в отчетной игре он был одержим любимыми демонами – все делал невпопад, торопился, суетился, не успевал… Хотя, возможно, все дело в вирусе. Не задуматься о перестановках просто нельзя. И неспроста запустили в сети байку о вероятном камбэке Федора Кудряшова, хотя по мне это еще более худший вариант.

При игре в атаку латераль обязан не только подавать со своей бровки, но еще уметь обыгрывать один в один, плести пресловутые комбинационные кружева, обладать хоть какой-то техникой остановки мяча – не случайно Фернанду чаще пасует в зону Ещенко, а не Комбарова. И потому постоянные разговоры об усилении левой бровки идут с неослабеваемой силой, тем более явление Ещенко на правой бровке убедительно доказывает, что незаменимых в Спартаке нет. При желании не обязательно искать умелых иностранцев – аборигены предпенсионного возраста тоже могут справиться.

Этот проклятый загадочный вирус вывел из стартового состава Зе Луиша, хотя, возможно, все дело в выборе тренера. С одной стороны, болгарин забил гол, команда получила гипотетическое увеличение атакующего потенциала, но с другой стороны, значительно потеряла в игре в защите. Тем более болгарин умудрился на ровном месте получить предупреждение уже в первом тайме, что в итоге форсировало планы Карреры по заменам. Без могучего африканца некому бороться за верховые мячи – всего 18% выигранных воздушных дуэлей за игру. Когда такое было?

Так уж вышло, что красно-белая команда иллюзионистов в этот раз выступила разрозненно и невпопад. Главный фокусник Куинси Промес забыл в Москве свой волшебный плащ, расшитый звездами и отметился только голевой передачей. Лучший иллюзионист Болгарии сотворил шедевр и вместо того, чтобы попробовать повторить стал требовать, чтобы ему налили уже в первом тайме, а когда тренер отказался – прыгнул в ноги сопернику. Ну а волшебник из бразильских джунглей со скоростью автомата выстреливал потенциально голевыми передачами весь матч, кролики вылетали из его цилиндра один за другим, сменяясь голубями и даже страусами, но партнеры решили, что болгарского чуда будет достаточно и не особо старались помочь новичку довести хороший фокус до уровня настоящего чуда.

Возможно, эта команда пока не может называться бандой волшебников, они пока только ученики и учатся делать нормальные фокусы, но ей точно нужен тот, кто для начала научит их базовым трюкам, чтобы впоследствии научить чему-то действительно выдающемуся. Может, молодые фокусники просто переели холодного мороженого, а может им действительно нужен многоопытный Шаман с магическими четками, лучше всех знающий особенности местного колорита, лучше всех понимающий, как из разношерстной банды амбициозных иллюзионистов создать настоящий Отряд всадников Апокалипсиса.