ru en
Sports.ru
5 февраля 14:47
Блог болельщиков Спартака
Блог болельщиков Спартака

Коллективный аналитический блог о Спартаке

Боление, как образ жизни

 Как мы все понимаем, термин «болеть» в узком спортивном смысле не имеет ничего общего с первоначальным значением этого слова. Хотя, иногда, в каких-то ситуациях и случаях оба смысла серьезно сближаются. Наверное, каждому из нас приходилось испытывать нервную дрожь и некоторые другие болезненные синдромы и ощущения: повышенную раздражительность, стрессы, упадок сил или бурную радость, эйфорию (в зависимости от результата своей команды) до игры, во время ее и, особенно, после. Конечно, футбольные болельщики не одинаковы и «боление» имеет несколько уровней. Есть такие, что интересуются только сборной своей страны и смотрят матчи только европейских и мировых первенств. Есть люди, следящие за национальным чемпионатом время от времени, или предпочтительно за игрой «своей» команды, а на международной арене – исключительно грандов. Но, думаю, что этот материал прочтут только настоящие любители игры миллионов, активно участвующие в работе спортивных сайтов и порталов (в частности, Sports.ru и нашего спартаковского Блога), не пропускающие встречи не только «Спартака», но и всех возможных и невозможных телевизионных трансляций российского и мирового футбола. Ведь, именно к вам и обращена эта статья и приглашение к высказыванию своего мнения.

Правда, в последнее время эти добрые термины, включая замечательное слово – болельщик, все чаще заменят другими синонимами и неологизмами: «фанат» и «фанатеть», «угорать», «тащиться», «топить» и т.д. Признаться, мне лично эти, широко вошедшие в современную спортивную жизнь термины, не нравятся, и я предпочитаю  все больше старые, прошедшие проверку временем.

Собственно, заставили меня  задуматься над этим события, происходящие, время от времени, на просторах Интернета, но особенную окраску, получившие недавно, в ходе очередной дуэли «эль классико», в такой футбольной стране  Испании, между двумя, пожалуй, на сегодняшний день самыми сильными футбольными командами планеты – «Барселоной» и «Реалом». Конечно, нет ничего удивительного в том, что весь футбольный мир сегодня разделяется на два лагеря – поклонников этих двух, поистине, великих команд. Удивительным для меня оказалось другое: в Блогах, постах, комментариях, статусах и других возможных местах для письменного творчества люди по этому поводу, чуть ли не перегрызлись между собой, и сошлись во вселенском сраче  даже наши спартачи. Как, наверное, и представители болельщицких корпусов всех возможных других клубов: ЦСКА, «Зенита», «Рубина», «Динамо» и проч.  Уверен, что и в Англии, и во Франции, и в Германии, и в других странах происходило нечто похожее. Сознаюсь, что я был этим несколько озадачен, и даже попытался урезонить некоторых своих коллег. Эти попытки, надо отметить, имели успех, но меня заставили еще раз задуматься и обратиться к вам, други мои в «Спартаке», в попытке глубже разобраться в этой проблеме. Итак:

Почему мы болеем за…

Каждый из нас, болельщиков великого клуба, пришел к «Спартаку» своим путем, как и болельщики других команд. Однако для этого имелись определенные предпосылки – какие? Попробуем разобраться и назвать ряд универсальных причин, в той или иной степени, сыгравших определенную роль. Во-первых –  победная история того, или иного клуба; во-вторых – успешность команды на момент начала осознанного боления за футбол. Далее: импонирование игрового стиля команды представлению конкретного индивида его пониманию футбольной игры (хотя этот фактор играет большую роль в выборе зарубежных клубов). В-четвертых – наличие в команде своего любимца (игрока, тренера). В-пятых –  наличие определенных семейных традиций  (правда, эту причину можно поставить и второй и третьей). В-шестых – географическое расположение сопутствующих социальных институтов индивида (города, района, дома, квартиры,  садика, школы, ВУЗа) плюс национальные предпочтения. Добавим еще, пожалуй,  индивидуальные наклонности, а так же профессиональные и ведомственные интересы человека. Не знаю, удалось ли мне указать все универсальные причины боления, может быть, кто-то из вас еще добавит свои, но попытаюсь теперь подробнее остановиться на каждой. Ну, а для начала несколько слов о личном болельщицком опыте.

«Спартак» в моей жизни

Началу моего боления за народную команду летом этого года исполнится 50 лет. Причем, что удивительно, начав болеть за «Спартак» скорее неосознанно и под влиянием некоторых внешних обстоятельств, с годами эта привычка стала уже объективной необходимостью, занимая все больше и больше места в моей повседневной жизни.

А началось все во время первой же трансляции матча «Динамо» - «Спартак» по, купленному впервые нашей семьей телевизору в далеком 1962 году (маленький такой – «Рекорд-12» с линзой). Самое интересное, что отец (в прошлом неплохой футболист, поигравший в конце 30-х - 40-х на серьезном уровне в командах Новороссийска, Махачкалы и Курска, и, оказавшийся в Курске чисто по футбольным причинам), болел за «Динамо». А трое моих старших братьев за «Торпедо», ЦСКА и «Динамо» (Тбилиси) соответственно.

То есть, ряд серьезных причин, указанных выше, не сработали, а главную роль сыграла моя тяга, что сказалось позже, к исторической науке (в частности, любовь к Древней Греции и Риму).  Где-то в это время я мусолил детскую книжку Яна «Спартак», а потом, помниться, долго листал одноименную книжищу Джованьоли с красивыми и мужественными картинками римских гладиаторов и легионеров. Вероятно, что свою роль сыграли и детские попытки иметь собственное, отличное от других близких мнение. Не знаю теперь этого точно, но зато отчетливо  помню с тех пор несколько фамилий игроков того чемпионского «Спартака» 1962 года (Маслаченко, Нетто, Хусаинов, Крутиков, Дикарев, Рейнгольд и Севидов). Мне возразят, что в 5 лет невозможно серьезно воспринимать футбол и боление за него. Может быть, но в моем детском, зачастую проблесковом сознании, запечатлелось множество ярких эпизодов, связанных с великим клубом, хотя первым вполне осознанном турниром для меня стал ЧМ в Англии, впервые показанный в полном объеме на нашем ТВ.

Ну, а потом уже включились все другие факторы: «Спартак» тогда, впрочем, и всегда, был успешной командой, завоевывал титулы и, в крайнем случае, был почти всегда в призах, а его игроки регулярно попадали в сборную СССР и выделялись там (Логофет, Хусаинов, Кавазашвили, Ловчев дальше не продолжаю). А потом в «Спартаке» заиграл и стал любимцем всех спартачей наш старший товарищ по футбольной секции «Трудовые Резервы» Миша Булгаков! Без преувеличения, в 70-х в Курске 90% любителей футбола болели только за «Спартак». Тем более, Миша стал примером для многочисленной пацанвы – наш простой, да что там – почти родной, парень с Цыганского Бугра играет в «Спартаке»!

!977 год. Миша с болелами "Спартака"

Стоит отметить, что любовь к футбольному «Спартаку» распространилась на все команды этого славного общества: в хоккее (наш старшиновско-майоровский), в баскетболе (ленинградский, кондрашинский), в волейболе, да везде! И общество это было тогда одно из самых, самых (не то, что сегодня!), и «Спартаков» этих было много. С тех пор в моей жизни футбольный «Спартак» всегда со мной – и в радости, и в неудачах (1976 год), и в фееричных 90-х, и в неудачных 00-х, в прессе и в книгах, а лет уже семь, как и в Интернете, с некоторых пор и на  Sportsе. Однако вернемся к нашей основной теме и разберем более подробно причины «боления».

Успешность и история

Безусловными лидерами главных причин, наряду с семейной преемственностью, видятся славная история команды, ее победные традиции и успешность клуба на момент выбора объекта для «заболевания». Здесь мы имеем взаимосвязь этих факторов: успешность в конкретный отрезок времени, как правило, связана со славной историей коллектива, хотя, конечно, многие команды знавали разные времена (наиболее яркий пример – «Челси» и «Ливерпуль» в Англии, «Олимпик-Марсель» - во Франции, «Кайзерслаутерн» в Германии и т.д. ). С другой стороны, славная история не обязательный фактор для успехов, но непременный для их стабильности. Такие клубы, как «Нотингем форест», «Алания», или «Динамо» (Минск), раз сверкнув на футбольном небосклоне, скатываются в разряд середнячков, а то и вовсе влачат серое существование, или пропадают совсем (раменский «Сатурн», душанбинский «Памир»).

Однако главным фактором прироста числа болельщиков является успешность той, или иной команды. К примеру, постоянный участник всех розыгрышей первенств СССР «Динамо» (Киев) до середины 60-х имело своих постоянных болельщиков из числа, разве что жителей столицы Украинской ССР. Но, по мере завоеваний различных наград (первый раз в 1961 году – чемпионы Союза) и вплоть до 1990 года (13 чемпионских титулов) «Динамо» завоевало своей успешной игрой море болельщиков на всей территории СССР. Правда, здесь следует учитывать и феноменальный успех игроков-киевлян в составе сборной и авторитет самого Лобановского. Те же слова можно адресовать в России в сторону ЦСКА, «Локо» и «Зенита» в их последнее десятилетие. Однако здесь следует оговориться в том смысле, что их армию во многом пополнили, как раз, те российские болельщики, которые переживали за киевлян. Известно, что все последние розыгрыши чемпионатов СССР (с 1978 года) прошли под знаком противостояния именно этих команд, а с распадом Союза все «болiльнiки» перешли в станы противников народной команды. Это печальный, но бесспорный факт.

Такие же выводы можно сделать и по успешности европейских грандов: МЮ и «Челси», «Баварии», «Ювентуса», «Милана» и «Интера», «Барселоны» и «Реала», «Аякса» и дортмундской «Боруссии». Отсюда же и большое число болельщиков этих клубов и в современной России.

Игровой стиль

Этот фактор так же следует учитывать. Однако применим, он больше к иностранным клубам, и сказывается уже при осознанном выборе зрелого почитателя футбола. Думается, что большое число спартачей перекидывает мысленный мостик в Европу на испанскую «Барсу», именно потому, что игровая философия каталонцев в чем-то схожа со спартаковской. Об этом постоянно говорят наши тренеры (Федотов, Карпин) и бывшие наши игроки (Мостовой, Ледяхов, Цымбаларь, Хлестов). Лично я считаю, что игровой стиль исповедуемый «Барсой» соответствует, так называемой «спартаковской игре 80х-90-х, привеваемой своим коллективам Бесковым и Романцевым  (игра в пространство, мелкий и средний пас, стеночки, забегания, игра на третьего). Вот только, у «Барселоны» она исполняется на мега-уровне и мега-исполнителями, звездами мирового футбола. Отсюда и ее продуктивность.

    

Да не обидятся на меня спартачи – почитатели «Реала», но у меня имеются некоторые сведения, из которых следует, что основатель и вдохновитель сегодняшней модели «Барсы», мой любимый игрок всех времен зарубежья ( у нас-то это – Федор Черенков) Йоханн Круиф (Кройф, как пишут сейчас) специально приезжал в Москву в 1984-85 годах и посещал тренировки Константина Ивановича в Тарасовке. Воспитанник основателя «тотального футбола» «генерала» Ринуса Михелса (в отличие от маленького генерала Адвокаата) и великий игрок не считал зазорным подсмотреть кое-что у Бескова. Собственно, отсюда и мои симпатии к «Барсе». Подчеркну лишь, что это только симпатии, но не боленье. Еще одним фактором моих личных симпатий к зарубежным клубам то, как играл с ними мой «Спартак» и, наверное, поэтому мне симпатичны «Ливерпуль», «Арсенал» и даже «Реал», поскольку народная команда выигрывала у этих признанных грандов в разное время. И, именно, поэтому я не люблю немецкие («Бавария», «Вердер», «Кёльн», «Кайзерслаутерн»), итальянские  («Интер») и французские команды, от которых я, как болельщик, больше испытывал разочарований.

Фаворитизм

Ничего плохого в этом слове не вижу и думаю, что именно любимцы могут помочь с определением предпочтений в болении за какую-либо команду. Думаю, что игра таких кудесников, как Ди Стефано, Пушкаш,Эйсебио, Руммениге, Кройф, Росси, Марадона, Платини, Зико, Сократес, Папен, Роналдо, Ромарио, Роналдиньо, Фигу, Анри, Зидан, Ибрагимович, Дрогба, Хави, Иньеста, Месси, Касильяс, Рамос, Алонсо, Кака, Руни могут в разное время предопределить симпатии к тому или иному клубу, той, или иной сборной (хотя, опять же, со сборными своя история).  То же самое можно сказать и о тренерах и менеджерах клубов. Во многом мои симпатии к тому же «Арсеналу» связаны с работой такого креативного тренера, как Арсен Венгер, болельщики почитают Сэра Алекса, Моуриньо, Капелло, Магата, Бекенбауэра, Сколари. Отсюда идет переменчивая, как и тренерская жизнь, любовь к  клубам, где они работают.

География

Сразу оговорюсь, что здесь следует сделать различие между жителями мегаполисов, имеющих не одну команду, а две, три или даже восемь, как в Лондоне и жителями провинциальных городов. У нас провинциалов на первом месте, как правило своя команда (липецкий «Металлург», мурманский «Север, белгородский «Салют» и т.д.), а потом уже кто-то из больших клубов. Однако у меня, к примеру, сначала все-таки «Спартак», а затем уже наш «Авангард» (да простят меня курские болелы). Но и столицах бывает, что зависит от районов: «Дачники», «Шпоры», «Пушкари» или «Синие» в Лондоне. Может и в Сокольниках кто-то имеет несчастье болеть за ЦСКА, а в Питере за «Спартак». Конечно, не все железнодорожники переживают за «Локомотив»,  менты за «Динамо», а военные за ЦСКА, но и тут наверняка имеется какое-то предпочтение по роду занятий. Так же и социальная среда не всегда, но может ограниченно влиять футбольный процесс. Не думаю, что в местах заключения кто-либо болеет за «Динамо», а если и переживает то, наверное, втихую.

И еще, после распада СССР у старшего поколения есть какая-то привязанность к своим бывшим. Болельщики со стажем всегда будут поддерживать в азиатской ЛЧ «Бунедкор» или «Пахтакор», а в еврокубках БАТЭ или «Металлист». Правда, и здесь возможны возрастные перемены. Пример из жизни. В 99-м смотрю с сыном (ему тогда лет 11 было) полуфинал ЛЧ Киев – «Бавария», «Динамо» ведет 3:1, сижу, радуюсь, а он мрачнее тучи. Спрашиваю: «Ты чего, наши ж ведут» - а он мне – «Какие ж они наши? Я за «Баварию». Сначала опешил, потом посидел, подумал: «Ведь он, наверное, прав! Какие ему хохлы – наши? Ему наши, скорее, немцы!» Потом, когда Киев пролетел, пошел, купил ему футболку баварскую, так он рад был без памяти. Вот такие дела, но он у меня тоже свой - спартач! Сегодня мы должны бороться за вторую звезду, но нам неожиданно предложили четыре.

Вот так, примерно.

Я думаю надо соглашаться! Чего уж там, или не наши футболисты их заработали?

Вот так примерно пришли мне эти мысли в голову и я постарался донести их до своих соратников и других болельщиков.

 

 

 

 

 

 

Автор 
РЕЙТИНГ +81

Комментарии

10 марта 14:15

Респект Игорю Васильевичу!
А Спартак я люблю и всё тут)

Ответить
+1
10 февраля 22:39

С детства я любил футбол, чему поспособствовал, видимо, мой кресный (родной) дядька, а он болел за Спартак, и судьба моя была предрешена)))))))))). А если серьезно, я задумывался, почему я стал болеть за Спартак, и понял: меня, можно сказать, шокировало поведение дяди, когда он смотрел по телику футбол. Это были очень бурные эмоции(достаточно сказать, что он разбил как-то телевизор,про очки я и не говорю, но это было позже, когда я уже заболел Спартаком), и меня, маленького пацаненка, зацепило, заинтересовало, что это такое там показывают,что мой дядька так странно, мягко говоря, себя ведет. Я стал спрашивать, дядя рассказывал, дальше я сам стал уже интересоваться, дальше Федя Черенков (мой кумир, хотя я считал какое-то время, что кумир детства, ан нет, кумир не только как футболист, но и как человек)и все, любовь на всю жизнь. А когда Федор приезжал к нам в город уже по ветеранам, я выпросил у него нательную футболку, она была вся мокрая от пота, так я потом дома ее нестиранную надел, первый и последний раз. Теперь она у меня лежит,как реликвия. Вот так.

Ответить
10 февраля 21:39
Ответ на комментарий пользователя espartano

Согласен на 100%. Как будто свои мысли читал.

Ответить
+1
6 февраля 22:46

Спасибо, Игорь Васильевич.

У Спартака есть такой пунктик - можно наделать много материалов на тему боления старшего поколения... «Спартак нашей памяти» давно не обновлялся, и вот наконец материал из подобной серии, но не только воспоминания, а ещё и попытка анализа, как и почему.

Ответить
+1
6 февраля 12:27

Я считаю, что если знаешь за что любишь, то это уже не любовь, а скорее расчет. Вот я не могу сказать, за что я люблю, например, свою жену, за какие-то прекрасные личностные качества, за красивую внешность (да, да можно и немного похвастаться), таких женщин на самом деле много в нашей стране (в России, слава богу, никогда не было проблем с количеством красивых и умных женщин).

Так и с Московским СПАРТАКОМ!!! Люблю и все (примерно с года 1988,как всерьез увлекся футболом)!!! Не только за победы и великую историю. Люблю всегда, и когда позорно сливаем «легии», и когда мы на последнем месте в таблице и т.д и т.п., для меня всегда был, есть и будет только один клуб!!! Даже когда занимался в ДЮСШ, на просмотры я ездил только в Спартак, и даже мысли не было попробовать в других клубах.

P/S Никогда не понимал, как можно еще болеть за условный «Реал» или «Барселону», нравиться игра - да, симпатизировать - да (особенно в отдельных матчах), но болеть никогда!

Ответить
+1
6 февраля 11:28
Ответ на комментарий пользователя basilevs

Значит не совсем правильно вас понял. Про боление только за один клуб абсолютно согласен. Остальное это глорихантерство.

Ответить
+1
5 февраля 23:27

Спартак - это на всю жизнь
Болею с 8 лет, хрен ещё тут что добавишь, разве только, что мой родной Сыктывкар красно белый процов на 80%

Ответить
5 февраля 20:26

Уважаемый Дон и поклонник Стругацких (я, кстати, тоже), вы, наверное, невнимательно читали пост, поскольку противостояние Барсы и Реала там затронуто лишь, как информационный повод - это раз. И второе - я умышленно подчеркиваю, что болею только за Спартак, а за рубежом есть только симпатии и соответственно - антипатии к разным клубам.

Ответить
+1
5 февраля 20:18

Хорошо написано

Ответить
+1
5 февраля 19:30

Отлично написано. Но немного намешано в кучу. При чем здесь противостояние Барсы с Реалом? Мне вообще пофиг до обоих этих клубов. Как можно болеть за иностранный клуб, тем более сборную? Мне нравятся 2 клуба в Европе,но я не болею за них.

Ответить
+1
5 февраля 19:20

Я болею за СПАРТАК МОСКВА !!! и симпатий моих больше нет не кому !!! только одна команда....

Ответить
+1
5 февраля 19:13

Папа болел за Спартак,потом я )) До сих пор «болею» . ОУКБ хей-хей!

Ответить
+1
5 февраля 18:51

Мой отец болел за Спартак. Я спартач с 7 лет. Мои сыновья болеют за Спартак. Так было есть и будет.

Ответить
+1
5 февраля 18:36

круто!

Ответить
+1
5 февраля 18:24
Ответ на комментарий пользователя Ender

Во-избежании различных инсинуаций - имел ввиду именно то - что написал.
Эмоции заливают.

Ответить
+1
5 февраля 18:22

Прочитал по-диагонали. Иначе не могу - слезы наворачиваются!)

Ответить
5 февраля 18:12
Ответ на комментарий пользователя ROgeRstar

Ну, может и так...

Ответить
+1
5 февраля 18:12
Ответ на комментарий пользователя basilevs

Игорь, ты великолепно всё изложил, я лишь свои «пять копеек» добавить хотел. И есть ещё одна удивительная вещь в болении: люди, осознавшие себя болельщиками, крайне редко «изменяют» любимому клубу. При этом не имеет значения, каким образом они болельщиками стали.

Ответить
+1
5 февраля 18:10
Ответ на комментарий пользователя nikola67

А, по-моему, тут нет никакого заблуждения, если добавить, конечно, еще и прессинг Барсы. Однако, в чем вы правы, так это в том, что и у бесковского, и у романцевского Спартака никогда не было такой высокой физической готовности. А мой любимый игрок всех времен и народов Федя Черенков, кабы попробовал бегать, как Шави (Хави), быстро бы загнулся. Но одно большое НО - 20-30 лет назад спортивные лаборатории были только у Лобана, а Бесков с Романцевым на это обращали меньше внимания. Думаю сегодня они оба использовали современный опыт спортивной медицины по полной программе.

Ответить
+1
5 февраля 18:09

Где то читал еще такой вариант: Так сказать боления назло. Когда весь двор либо все родственники болеют за одну команду, а ты назло болеешь за его принципиального соперника. В результате такого противостояния постепенно вливаешься в боление и превращается в ярого фаната команды. Глядя на поколение молодых болельщиков сейчас, нельзя определенно сказать кто у нас фаворит, так как игроков хороших вроде бы хватает, но нет большого вклада (про период после Титова), хотя есть Карпин, есть Тихонов, но учитывая ужасающую травлю в СМИ Карпина можно с уверенностью предположить, что молодежь при выборе клуба будет стесняться перед сверстниками за такой выбор, хотя наверное ошибаюсь, либо просто хочется ошибаться.
Ps: Вот ты любишь шоколад? За что? За то что он сладкий.
А за что ты любишь свою команду (Спартак)? Любовь к своей команде как к девушке, ее нельзя любить за что то конкретное, ты любишь ее такой в целом, в общем, и факторов может быть до бесконечности, но все они сводятся к одному чувству. А если ты любишь девушку только за красивые ноги, то это уже не любовь, а ты не настоящий болельщик.

Ответить
+1
5 февраля 18:04
Ответ на комментарий пользователя врaжина

Думаю, когда дождусь внука, а ждать, судя по всему, осталось недолго (сын женился, а от дочери, которой уже 30 не дождусь, наверное), тоже обязательно будет спартач!

Ответить
+2
5 февраля 18:03

//Лично я считаю, что игровой стиль исповедуемый «Барсой» соответствует, так называемой «спартаковской игре 80х-90-х, привеваемой своим коллективам Бесковым и Романцевым (игра в пространство, мелкий и средний пас, стеночки, забегания, игра на третьего). Вот только, у «Барселоны» она исполняется на мега-уровне и мега-исполнителями, звездами мирового футбола. Отсюда и ее продуктивность.//

Очень распространенное заблуждение. Хотя автор прав наполовину, но неполная правда - это тоже неправда. Я не подозреваю автора во лжи, я считаю, что он далек от истины, как и большинство болел Спартака.
Фундамент успешности Барсы - прессинг и отбор мяча. Спартаку такая игра была в тягость. Отсюда и неуспехи на международной арене. Но и внутри СССР его щелкали по носу за это. Наиболее красивым и незаслуженно забытым унижением Спартака я считаю не вылет в пердив, а две игры там с Кузбассом из Кемерова. Не каждый болела Спартака подозревает о существовании такой команды. Единицы вспомнят фамилию Виталия Раздаева. Пишу это не ради укола Бескова и его команды. Считаю, что возврат к той игре - это деградация. Так играть в 21 веке невозможно! Т.е. возможно, но в ФНЛ или втордиве. Карпин двигается вперед, и в этом он прав.

Ответить
+2
5 февраля 17:52

А у меня и выбора не было. И отец, и дед уже болели за «Спартак». Сейчас еще и сын. Да и внук, думаю, никуда не денется...

Спасибо, Игорь.

Ответить
+1
5 февраля 17:35

Если говорить о «Спартаке», то, если быть честным, я начал болеть за него, наверное, потому, что его часто видел или увидел первым... но я тогда сразу же для себя прояснил, почему эта «встреча» неслучайна: мой любимый цвет - красный, а название команды и мое имя начинаются с одной буквы :) Ни о каких традициях и стиле игры, речи естественно не шло, как и о преемственности или том, что все друзья болели за «Спартак», хотя так и было. Это было где-то в 97-ом году, но по-настоящему я полюбил команду, после того, как побывал на матче в Лужниках и прожил с ней первый непобедный сезон за многие годы - в 2002-м. С тех пор и в горе и в радости мы вместе, некоторые друзья сменили цвета, прочие остались верны своим, время всё расставляет по местам. А вот за иностранные клубы я начинал болеть из каких-то принципов, мол, надо выбрать, хотя матчей чемпионатов не смотрел: только ЛЧ и кубки УЕФА, Кубок Кубков еще)) А знакомился с чемпионатами в основном по сюжетам в «Футбольном клубе» и прочих новостях, позже уже благодаря еженедельнику «Футбол». В Германии выбрал «Баварию», в Англии «Манчестер Юнайтед» - не из-за титулов, просто интуитивно что ли, чем-то они мне оказались близки. «Мадрид» совсем не подходил под клуб моей мечты в Испании, хотя в нём играл мой любимчик Роберто Карлос, но и тогда я понимал, что в Испании есть только 2 клуба... и болеть за сине-гранатовую мерзость (ассоциации с оллс) не стал бы никогда, поэтому начал болеть за Реал, который действительно приятно удивлял в матчах со «Спартаком» - тоже сыграло, наверное роль)) Теперь-то уже могу сказать осознанно, что не ошибся с интуитивным выбором, за все клубы болею от всего сердца и стараюсь пристально за всеми следить. Футбол - это радость и целый мир, я получаю большой кайф, имея даже здесь на спортсе множество собеседников-фрэндов, принадлежащих к совсем разным клубам. Самое интересное, когда в ЛЧ встречаются 2 твоих любимых клуба и тебя все спрашивают, за кого будешь болеть, а я и сам не знаю)

Ответить
+4
5 февраля 17:34
Ответ на комментарий пользователя frantic

Спасибо за спасибо, Андрей. Может ты и прав и измерить эмоции алгеброй и геометрией нельзя, но, все-таки, по-моему общие истоки боления, причины у всех примерно одни. Наверное, я изложил не все, но то, что пришло в голову - постарался.
И по второму тезису. До 95-98 года мне приходилось изрядно колесить по стране Советов, а потом и по отдельно взятой России со странами СНГ. Так, вот, почти везде и всегда: в самолете ли, в гостинице или купе поезда, в забайкальских степях или в Находке, на черноморском или балтийском побережье при первом же знакомстве и разговоре «за жизнь и за футбол» всегда и везде находил своих спартачей. Даже в Киеве и Одессе, Варшаве и Самарканде, Тбилиси и Степанокерте всегда находились болельщики великого клуба. И не только из приезжих командировочных, но и из местных хохлов и армян, грузин и узбеков, не говоря уж о русских ребятах, всегда большинство было за Спартак. Так что, я не верю социсследованиям ВЦИОМа заказанным Газпромом - за Спартак болеют более половины всех интересантов футбола в стране и даже за ее пределами. Хотя там, конечно, сначала за своих, а потом уже за Спартак. Ведь не случайно мы болельщики НАРОДНОЙ команды.

Ответить
+2
5 февраля 17:13

если бы я умел излагать прозой, написал бы то же самое.

а первой запомнившейся личностью был Миша Булгаков.

Ответить
+2
5 февраля 17:01

Игорь, спасибо! Прочитал с огромным удовольствием, нашёл там и свой случай начала боления. У меня так солжилось, что серьёзно футболом стал интересоваться только в начале восьмидесятых, когда приехал учиться в Москву. И причиной моего интереса к футболу стала игра Ф. Черенкова. Понятно, что вопрос за какую команду болеть уже не стоял :)

Хочется лишь одну деталь добавить. IMHO, боление - это штука из разряда эмоций, страстей. И попытка понять корни своего «заболевания» логически, может несколько увести в сторону. Чтобы поставить себе диагноз, достаточно прислушаться к химии, которая происходит внутри тебя при просмотре того или иного матча. Я очень люблю смотреть Испанское классико или матчи топ-клубов в ЛЧ. Но всегда ловлю себя на том, что получаю от этого такое же удовольствие, как, наприер, при прослушивании хорошей музыки. И нет даже десятой части тех эмоций, которые испытываю, глядя на любой матч, с участием Спартака (например вчерашний). Такшта, видимо, я безнадёжен :)

P.S. чтоб два раза не вставать. На днях жизнь свела с одним молодым человеком по совсем не футбольному поводу. Через непродолжительное время выяснилось, что мы болеем за один клуб. Наша Йошкар-Ола всегда была и остаётся КБ!

Ответить
+1
5 февраля 16:40
Ответ на комментарий пользователя Спартак 1964

Бывает же такое!

Ответить
+3
5 февраля 16:11

Шикарный пост, спасибо!

Кстати, любопытный момент, в Москве практически нет районов компактного проживания болельщиков отдельных команд, да и не было никогда. Пусть Сокольники и считаются традиционно спартаковской землёй, да и Красная Пресня исторически тоже, КБ в Москве расселены достаточно равномерно. Это касается и болельщиков всех остальных столичных клубов.
Однако, с недавних пор, нечто подобное, пусть и очень выборочно начало появляться. И пошло как-то с низов. Например, находясь в районе м.Автозаводской на фасадах многих жилых домов довелось видеть торпедовские граффити...) Логично, ведь рядом ЗИЛ. Но данный пример - скорее исключение из правил.

Ответить
+2
5 февраля 16:08

Игорь Васильевич спасибо за статью !!! ))

Ответить
+1
5 февраля 16:01

Не четыре не надо. Достаточно второй летом и потом, уже со следующего чемпионата, давайте уже за 10 чемпионств, как в нормальных странах :)

Ответить
+2
5 февраля 15:55

Я тоже начал болеть за Спартак не из-за его завоеванных титулов, а после того, как увидел фильм «Спартак», который был снят в 1960 году. После просмотра фильма у меня одно слово «Спартак» вызывало бурю положительных эмоций.

В моём городе есть клуб «Газовик», но опять же, на первом месте «Спартак» Москва, потому что за «красно-белых» стал болеть раньше.

Спасибо за текст. Было интересно!)

Ответить
+2
5 февраля 15:44

+
Зачот!

Ответить
+2
5 февраля 15:39

А я скорее по причине фаворитизма. После блестящего матча Россия - Франция 1999 года, где главную роль сыграли именно спартаковские футболисты Титов, Хлестов, Карпин, Тихонов, Бесчастных, Цымбаларь. Но больше всего конечно из-за тренера Олега Романцева, который пришел в команду после 3 поражений, без права на ошибку, только из-за нелепого случая не смог вывести сборную на Евро.

Ответить
+2
5 февраля 15:31

Надо же, как интересно. Мое боление началось тоже после покупки телеящика, правда не маленького с линзой, а по тогдашним временам весьма крутого, цветного. Назывался «Чайка»...

Ответить
+2
5 февраля 15:26

Круто, классный материал. Из 18 лет жизни, 12 болею за Спартак. По-настоящему болельщиком стал ощущать себя утром(!) 23 декабря 2000 года (думаю причина более чем ясна). Смесь семейных традиции (папа болел и продолжает болеть за Спартак) и симпатии игровому стилю.

Ответить
+3
5 февраля 15:25
Ответ на комментарий пользователя Гуфи

Всё, совсем с головой беда))
это же наш блог..))

Ответить
+2
5 февраля 15:25

а мне 17 лет и я болею за спартак с 2007ого года. в тот августовский или сентябрьский день спартак проиграл локомотиву 4-3 ведя в счёте, а я был первый раз на матче рфпл

Ответить
+1
5 февраля 15:24
Ответ на комментарий пользователя Vseslav

Спасибо за ссылку в статусе.
Что-то я проморгал, такой хороший блог..

Ответить
+2
5 февраля 15:23

отличный текст!

Ответить
+3
5 февраля 15:22

Отличный материал!
Сразу вспомнился опрос о причинах боления за Спартак, который мы в блоге устраивали как-то)
Много интересного тогда люди написали.
И вот сейчас я тоже с удовольствием почитал)

Ответить
+3
5 февраля 15:13

Спасибо автору. Отличный материал. Я болею за Спартак меньше Вашего - 24 года, а также симпатизирую Реалу, МЮ, Аяксу.

Ответить
+11
5 февраля 15:13

Игорек, дорогой мой дружище! Ты не поверишь, но мое боление началось именно с этого матча, в 1962 году. Мама привела из сада, а папа уже смотрел репортаж. Сказал садись, будем болеть за самую лучшую команду в мире:)- СПАРТАК!

Ответить
+8
5 февраля 14:59

Хорошо написал))

Ответить

Свежие записи в блоге

14 мая 17:46
Валерий Карпин. Послесловие

12 мая 16:45
Последний выпад

3 мая 00:52
Совсем рядом

22 апреля 23:14
Испорченный праздник

20 апреля 15:01
Спартак-Рубин. Skills (видео)

17 апреля 21:14
ЧР 2011-2012. 39 тур. Спартак-Рубин. Видеообзор.

15 апреля 21:04
Not bad

13 апреля 12:51
Ветер перемен

9 апреля 00:56
Гонка продолжается!

6 апреля 03:08
Фактор Лаюшкина. Видео

Новости по теме

ЛУЧШИЕ МАТЕРИАЛЫ

Футбол
33 самые влиятельные персоны российского футбола

Рейтинг самых влиятельных персонажей российского футбола с учетом всего случившегося за последние двенадцать месяцев|78

Футбол
Теперь я глорихантер

Михаил Калашников, находясь в здравом уме и трезвой памяти, заявляет, что отныне поддерживает футбольный клуб «Манчестер Сити»|329

Футбол
Самые красивые спортивные телеведущие России

Секс-символ «России 2», медалистка Афин, муза российского хоккея и многие другие – фотогалерея Sports.ru представляет главных красавиц российского спортивного ТВ|0

Хоккей
Таблица переходов КХЛ

Sports.ru следит за работой клубов КХЛ на трансферном рынке.|156

Футбол
10 лучших защитников евросезона

Лучшая защита – защита|128

Документы
Пользовательское соглашение
Как пользоваться сайтом
Информация об ограничениях Reuters
Sports.ru повсюду
Новости и материалы Sports.ru можно читать:
• с помощью Twitter
• подписавшись на RSS-потоки по интересующим вас темам
• на персональной странице iGoogle, добавив Google Gadget
• на вашем телефоне с помощью мобильной версии
Rambler's Top100
0