8 мин.

Роджер Федерер: «Я не идеален»

Ему почти 33 года, но он не собирается заканчивать карьеру и все еще может играть в хороший теннис, что и доказал в великом финале Уимблдона против Джоковича, проиграв только в пятом решающем сете. Мы открываем человеческую сторону чемпиона, который выиграл все. Семьянин, который не чувствует на себе никакого давления будучи на вершине совершенства.

Во второй половине дня 6 июля, после одного из величайших матчей в истории Всеанглийского клуба лаун-тенниса, сербский теннисист Новак Джокович рыдая держал в руках блестящий трофей победителя Уимблдона, вернул себе первое место в мире и сказал полушутя в микрофон: «Спасибо, что позволил мне выиграть сегодня».

Адресат этих слов, Роджер Федерер, с улыбкой стоял в нескольких метрах, держа в руках трофей финалиста. Одетый в белую уимблдонскую форму, он был безупречен, безо всяких следов пота на лице или на его каштановых волосах, или на остальных частях тела, и это после почти четырехчасового напряженного матча.

Фото: Fotobank/Getty Images/Harold Cunningham

«Ты победитель 17 турниров Большого Шлема и являешься самым успешным игроком всех времен», – Джокович сказал это в честь своего противника, семикратного победителя Уимблдона. «В трудные моменты ты всегда играешь в свой лучший теннис. Ты пример отличного спортсмена, образец для подражания для многих детей, и я уважаю твою карьеру». Федерер улыбнулся. Он, наверное, последний пример элегантности в теннисе.

Это качество является тем, что швейцарец показывает как на корте, так и за его пределами. Его манеры и искренность подтверждают результат опроса Института Репутации, который состоялся три года назад и показал, что Роджер – самый уважаемый человек в мире после Нельсона Манделы.

 - Вы не устали быть самим совершенством?

 – Не чувствую никакого давления по этому поводу. Я такой, какой я есть. Люди могут думать, что я идеальный парень, но я не такой. У меня свои проблемы и иногда я делаю глупые вещи. Я горжусь тем, что хорошо играю в теннис и являюсь лицом крупных брендов. И мне нравится это делать. Если в один прекрасный день у меня будет чувство, что я не могу больше быть послом тенниса в хорошем смысле, поверьте, я брошу все. Но в данный момент моей жизни я должен делать то, что мне нравится. Не пытайтесь нарисовать идеальный образ. Это правда, что я вежливый и почтительный, стараюсь быть примером для детей. Но если это наводит вас на мысль о том, что я идеален, знайте – правда в том, что я не такой.

                                                                                                                        

Роджер

Его выступление во Франции было не очень успешным. Проиграл в начале второй недели латышу Эрнестсу Гулбису. Перед этим уступил в первом круге турнира в Риме. Рождение близнецов Лео и Ленни в мае сместило фокус его внимания в другую область.

В теннисе наступает смена поколений. Раонич, Димитров (оба на Уимблдоне вышли в полуфинал против Федерера и Джоковича соответственно), Киргиос (который обыграл Надаля в четвертом круге)... Высокие и крепкие игроки, более 1.90 ростом, с сильными ударами, которым трудно противостоять. Но даже учитывая эту смену поколений и натиск молодежи, в туре все еще сияет ветеран Федерер, текущий номер три и рекордсмен (302) по количеству недель на первой строчке рейтинга. Секрет его успеха заключается в сильных ударах и хорошей работе ног, которая позволяет ему быстро добегать до сетки, постоянно перехватывать инициативу и навязывать сопернику высокий темп, который выбивает противника из равновесия. В игре Роджера до сих по много активно выигранных розыгрышей и ударов чрезвычайной красоты под невероятными углами.

Это хорошо описал покойный Дэвид Фостер Уоллес в статье 2006 года: «во время его игры ваш рот открыт, глаза выскакивают из орбит и вы начинаете издавать звуки, которые заставляют людей прибежать из другой комнаты, чтобы убедиться, что с вами все нормально». Это то, что Уоллес назвал «Момент Федерера».  «Если вы хотя бы немного играли в теннис, вы можете понять невозможность того, что он делает».Тем не менее, сегодня швейцарец может даже считаться аутсайдером в матчах с Надалем, Джоковичем и Марреем, так называемой Фантастической четверкой, которая разделила между собой все большие турниры в последние несколько лет.

 - Есть ли у вас чувство, что вы последний пример элегантности в теннисном мире?

 – Я бы так не сказал. Но это правда, что, оглядываясь назад, к тому, каким был этот вид спорта 50 или 25 лет назад, когда я начинал играть и в туре были игроки типа Сампраса, который начинал в восьмидесятые и девяностые годы, я чувствую себя ближе к тем парням, которые играли в очень классический и традиционный теннис. Сегодня все примерно одинаково сильны. Игра у сетки отошла на второй план, больше движения на задней линии... Теннис стал спортом, в котором скорость бега ценится больше, чем талант. Только работа, а не талант может принести вам успех сегодня. В этом смысле я оказываюсь в невыгодном положении по сравнению с игроками текущего стиля. Я должен был сделать много корректировок в своей игре по ходу карьеры, но я горжусь тем, что держусь, что не потерял свой стиль игры.                                                 

- Как вы думаете, этот стиль игры может вернуться в профессиональный теннис?

 – Это кажется сложным. Я не вижу предпосылок к этому, теперь все очень хорошо бегают, все физически подготовлены... Может быть, это произойдет в течение 20 лет, но сегодня этого почти нет.

Помимо того, что этот игрок положил в карман больше всего денег за победы на корте (60 млн. евро), по оценкам Форбс, его спонсоры платят ему ежегодно более 30 миллионов евро. Среди них Rolex, Nike, Credit Suisse и Moеt & Chandon, с которыми он подписал контракт сроком на пять лет в конце 2012 года. Несмотря на искушение жить очень хорошо исключительно за счет своего имиджа, Федерер еще много чего может сказать на корте, как показал Уимблдон этого года.

«Близок ли конец моей карьеры? Нет. Для меня все по-прежнему. У меня есть дети и они являются приоритетом в жизни, но я действительно наслаждаюсь теннисом. Кроме того, моя жена и дочки любят путешествовать. Я надеюсь продолжать играть много лет. Но кто знает, что произойдет через год, три или пять? Не могу ответить. Мне бы очень хотелось знать, когда я закончу, но я надеюсь продолжать играть как можно дольше. Все зависит от того, как я буду чувствовать себя физически и ментально. Многие просто устают от путешествий и игры. Потом, есть желание делать другие вещи. Для меня самое главное – оставаться успешным как можно дольше на корте и наслаждаться игрой. Если этого не будет, это будет конец. Я люблю эту игру. И я люблю быть успешным. Я играю, потому что люблю теннис, а не потому, что кто-то заставляет меня делать это»

Роджер

«Во время финала Мастерса в Риме я гулял с моими дочками. Кто-то сказал мне: «Новак выиграл». Я ответил, что мне все равно. Когда я выбываю из турнира, мне действительно без разницы, кто победит».

Самым главным в жизни, по его словам, является семья. Его жена, Мирка Вавринец, была игроком, как и он, и, после ухода из профессионального тура из-за травмы, она ездит с ним почти на все турниры. Их дочкам-близнецам, Майле Роуз и Шарлин Рива, скоро исполнится пять лет. У них есть братья, также близнецы Лео и Ленни. Их отец, который бросил школу в возрасте 16 лет, чтобы посвятить себя ракетке и достичь самых вершин тенниса, остается любителем футбола, гольфа и лыжного спорта. Его хороший заработок позволил ему создать фонд, основанный в Цюрихе для того, чтобы поддерживать детей, в основном в Южной Африке, где они с матерью организовали гуманитарные проекты.

Но и Федерер не идеален. Трудно забыть беспомощные слезы швейцарца, пролитые им после поражения в финале открытого чемпионата Австралии против Рафаэля Надаля в 2009 году. Испанец преследует Роджера в историческом противостоянии с 14 турнирами Большого Шлема, он выиграл 23 из 33 личных встреч, которые были одними из лучших теннисных поединков первого десятилетия этого века. Например, финал Уимблдона 2008, который длился пять часов и который для многих является лучшей игрой всех времен. Но последний поединок между ними был словесным. Федерер высказался за ужесточение наказания за постоянные нарушения правила 20 секунд на Уимблдоне. Прямая атака на испанца, который ответил журналистам, что «он устал от этой песенки», и добавил, что некоторые люди «берут больше времени на паузу, потому что таковы их потребности». Иногда даже боги Олимпа являются всего лишь людьми.

                                                                                        

Роджер

- Кем вы хотите быть после тенниса?

 – Семьянином. Я и сейчас такой, но, возможно, хочу больше наслаждаться жизнью в Швейцарии. И выделять больше времени на мой фонд, то, что я не могу делать во время карьеры профессионального игрока. Часто я не могу решить, хочу ли я выйти покататься на лыжах или съездить куда-нибудь на выходные с женой. Или провести романтический вечер с ней. Это те вещи, которые я надеюсь делать чаще, когда закончу играть.

Источник: номер El País от 20 июля 2014 года.