4 мин.

Тренерская компетентность.

Валерий Козлов. Агентство «SoccerPro». Специалист спортивной медицины. Тренер по функциональной подготовке. http://vksoccerpro.blogspot.com

Тренерская компетентность.

В продолжение темы: «Сезон 2013 г. в футбольной лиге мастеров Эстонии. Клубам Ида-Вирумаа предстоит поработать над ошибками». Часть 2.

У нас в Эстонии футбол это не летний вид спорта точно. Больше даже зимний. Сезон длится с марта по ноябрь с небольшим летним перерывом. А предсезонная подготовка, когда выполняется основной и самый большой объём тренировочной работы, «закладывается фундамент» успешности команды, приходится на самые суровые месяцы – январь и февраль. На «тёплые» сборы команды мастеров Ида-Вирумаа не вывозят из соображений экономии.

Хотя предсезонный сбор в благоприятных климатических условиях, а ещё лучше в сочетании со среднегорьем – неотъемлемая и обязательная составляющая предсезонной подготовки профессиональных футболистов.

И вот ещё одна системная ошибка наших клубов. Предсезонный тренировочный период они сочетают с селекцией и формированием состава, а затем пытаются форсировано, за 3-4 недели подготовить вновь созданные команды к сезону. Результат мы видим уже на протяжении многих лет – провальное начало чемпионата, не позволяющее затем бороться за высокие места, обилие травм, которые рецидивируют в течение сезона.

Есть непреложная истина в практике спорта – форсаж и неблагоприятные условия тренировок ведут к травмам и не имеют тренировочного эффекта, более того, способствуют угнетению тренируемых функций!

Правильнее - основную селекцию завершить ещё до наступления нового года. С тем, чтобы с начала января приступить уже к полноценной предсезонной подготовке. И иметь хотя бы эти 8 недель, до старта сезона, на качественный тренинг. Тоже, конечно, маловато, но грамотно распределив задачи, уже можно будет кондиционно войти в сезон.

А кто грамотно выстроит тренировочный процесс? И тут всплывает ещё одна серьёзная проблема наших клубов. Это выбор главного тренера.

Напомню основополагающие принципы тренерской деятельности, состоящие в неразрывном единстве

психолого-педагогических и биологических аспектов спортивной тренировки.

Тренировка - процесс педагогический, воздействующий на личность спортсмена, на его психическое и физическое состояние.

Опора на фундаментальные положения спортивной педагогики и психологии позволяют тренеру упорядочить педагогическое содержание и воспитательную направленность тренировки, её мотивационное и социально-психологическое содержание и сотрудничать со спортсменом как с развивающейся творческой личностью.

В то же время, тренировка имеет ярко выраженную биологическую основу, так как мастерство формируется на базе глубокой морфофункциональной перестройки организма и его адаптации к тренировочным воздействиям.

Т.е., если смотреть глубже, тренер в процессе тренировки воздействует на спортсмена, как на сложную и, кстати, далеко ещё окончательно не изученную, биосистему, создавая биологический сигнал и вызывая ответные реакции всего организма на это воздействие.

Если этот биологический сигнал был задан правильно в количественном и качественном отношении, то это приведёт к синтезу новых белковых структур в организме и улучшению тренируемой функции. В противном же случае – нанесёт вред здоровью спортсмена, а иногда и непоправимый!

Это к вопросу о спортивном профессионализме наших футбольных функционеров и об их ответственности за судьбу игроков.

За последние годы мы наблюдали в Нарве и Силламяэ тренерскую чехарду - галерею из целого шлейфа около футбольных авантюристов и тренерских бестолочей.

Причём, не в качестве, а более в «образе» главных тренеров – убогий Григорьев из Питера, неадекватно и до тупости самовлюблённый Свирков из Беларуси (явно клинический случай), и уж совсем тёмный в профессиональном плане Приходько. Ну и т.п.

А теперь представьте себе. Предсезонная подготовка. Суровые погодные условия января-февраля. И этот тренерский хлам проводит свои безбашенные эксперименты над нашими парнями! Причём делают это с раздутыми от внезапно свалившегося на них величия щеками и откровенно плюют на все разумные рекомендации и аргументированные доводы. Эти люди даже не в состоянии были осознать всей пропасти своей некомпетентности!

В такие моменты хочется заорать – Да заведите вы себе вместо футбольной команды стаю дорогих гончих собак или табун скаковых лошадей - тоже и статус и пафос. И экспериментируйте с их дрессировкой, тренировкой и разведением.

Но тут есть опасность, что при ненадлежащем обращении, активисты защиты прав животных могут загнобить. А игроков-то ломай-не-хочу, кто с тебя спросит.

На этом пока закончим. Учитывая, что первый пост был слишком объёмным, буду делать теперь посты покороче, для лучшей читабельности. И постараюсь быть менее

эмоциональным и более конструктивным. А продолжение следует… И о тренерской компетентности продолжу, обозначив критерии выбора главного тренера и об особенностях подростковой и юношеской тренировки в футболе поговорим.

Валерий Козлов. Агентство «SoccerPro». Специалист спортивной медицины. Тренер по функциональной подготовке.

http://vksoccerpro.blogspot.com

P.S.

В качестве эмоциональной разгрузки – шаблончик-прикол из личного опыта общения с «великими» тренерами.