18 мин.

Родионов: «Девиз для Академии придумал Федор Федорович Черенков»

На территории нынешней спартаковской Академии я, признаюсь, не был уже давно. А тут еще и пятница 13-е… Так что понять сходу, в какое из зданий надо бы идти, чтобы отыскать там давно знакомого мне президента Академии Сергея Юрьевича Родионова, оказалось затруднительно. В конце-концов, затеряться на бескрайних просторах Академии Родионов мне сам и не дал, подкатив на личном авто.

Описывать в свое время то, как Родионов прекрасно выступал и в «Спартаке», и в сборной мне было интересно, а вот рассказать о его нынешней деятельности на посту президента знаменитой академии красно-белых, пока не приходилось ни разу. Хотя еще в то самое советское время, когда Родионов играл, я не без интереса рассказывал в известной и популярной спортивной газете о зарождении так называемых футбольных спецклассов, футбольных интернатов. Тех самых, которые, в чем совершенно уверен, приносили свою немалую пользу отечественному футболу. В этом мои командировки по России, Белоруссии, Казахстану, Украине, знакомства с энтузиастами – детскими тренерами убеждали не раз.

Вот и сейчас. Я сразу заметил: Родионову не просто нравится работать здесь. Он этим счастлив. Мы шли по коридорам интерната, и Сергей Юрьевич то и дело просил меня посмотреть то налево, то направо. На стенах – портреты, фотографии спартаковской истории, великих игроков клуба. Удобные номера, рассчитанные на два человека, комнаты отдыха. Вежливые ребята, почтительно здоровающиеся за руку с президентом. Без всякой показухи. Просто так здесь принято, такая норма жизни поведения и воспитания.

Напротив кабинета президента висит аккуратно оформленная в рамочку футболка… Дзюбы. Я не сдержался и улыбнулся. Родионов перехватил мой взгляд, и тут мы в унисон, заговорили разными словами, но об одном и том же: пусть, мол, висит и дальше. В жизни ведь разное бывает. Сегодня так, завтра этак… А майку свою Артем Дзюба, как бывший воспитанник спартаковской Академии, дарил ребятам все-таки от чистого сердца.

С Родионовым мы намеревались поговорить минут сорок. Просидели почти два часа. Честно скажу, мне было интересно слушать, спрашивать и переспрашивать. Тем более, что очень многое об Академии хотели бы узнать и пользователи нашего сайта, болельщики «Спартака». А начать Родионова попросил с самого начала о том, как все-таки получилось так, что он стал президентом Академии? Прекрасно играл сам, потом попал в тренерский штаб клуба, а тут – как ни крути, но все-таки во многом футбольный функционер, хозяйственник, организатор. Со стены рабочего кабинета Родионова за всем происходящим внимательно смотрел Николай Петрович Старостин

- Как так получилось? - на секунду задумался мой собеседник. В 2010 году Валерий Георгиевич Карпин, на тот момент занимавший должность главного тренера и исполняющего обязанности генерального директора клуба, предложил мне подумать над тем, чтобы возглавить Академию «Спартака». Я поразмыслил некоторое время и дал согласие. И, если быть совсем точным, то 10 января 2011 года приступил к работе.

- К работе, совершенно новой, необычной для вас…

- Необычной, согласен. Но с другой стороны. Я все-таки футбольный человек и не шел в какую-то совсем уж незнакомую для себя область. Я, конечно, знал, что существует Академия, имел о ней некоторое представление, о ее структуре. Кроме того, мне к тому времени удалось окончить государственный университет управления, RMA. То есть, уже в достаточно зрелом возрасте я прошел определенное обучение. Было интересно попробовать себя на этом месте. Свои возможности и ту обстановку, в которой находился на тот момент, я оценивал вполне реально.

- У вас были какие-то предложения стать тренером?

- Были. Причем, как из второй, так и из первой лиги, но я не стал их принимать.

- Почему?

- Ну, к примеру, я вполне четко осознавал, что в первой лиге с ее нынешними нравами, устоями, взаимоотношениями мне было бы сложновато. Да с теми же легионерами, например. Я все-таки себя отношу к игроку, специалисту советской школы и мне не хотелось бы ощутить какое-то недопонимание со стороны зарубежных футболистов. Так что приглашение возглавить Академию, оказалось вполне кстати. И я ни о чем не жалею. Не случайно упомянул о том, что какие-то моменты в работе Академии мне были вполне понятны, потому что мы еще, будучи в Тарасовке, в тренерском штабе клуба, общались с Карпиным, с другими тренерами. Что можно улучшить, что можно сделать… Уже тогда слушал, высказывал свое видение, понимание ситуации. А когда дал согласие, то общался, конечно, и с владельцем клуба – Леонидом Арнольдовичем Федуном. И скажу честно: меня эта работа просто затянула. Теперь вся моя жизнь напрямую связана с Академией.

- Говорят, что новая метла метет по-новому. Имея в виду кадровые перестановки, появление новых тренеров…

- У нас все менялось потихоньку, потому что жизнь не стоит на месте. Не являюсь сторонником каких-то глобальных массовых увольнений. Надо ведь понимать, что история школы богата сама по себе и, недооценивать работу многих специалистов просто нельзя. Мы очень осторожно изначально относились к тому, что какие-то специалисты работают здесь очень давно. Спартаковские традиции, преемственность должны сохраняться. Мы учимся, развиваемся. Выезжаем за рубеж: в «Барселону», «Бенфику», «Спортинг», «Аякс», в Германию... Побывал в тамошних футбольных академиях, познакомился с их работой и скажу, что весь опыт перенять и перенести к нам невозможно. Разный и менталитет, и нравы. Что-то лучшее потихоньку можно брать, адаптировать это в наших условиях. Но просто перенимать все, что хочется – нельзя. У нас, например, работают квалифицированные отечественные кадры и мы ими очень довольны.

- Недавно прошла информация о резких перестановках в тренерском составе Академии. Что это означает?

- Не стал бы говорить о чем-то резком. Раньше ведь какое существовало понимание? Тренер брал мальчиков в восемь лет и вел их до конца, до выпуска. Сказать, что это плохо – не могу. Но и утверждать, что это очень хорошо – в нынешних условиях тоже было бы неправильно.

- Почему? Все-таки тренер знает своих воспитанников с малых лет, изучил их характер, нрав, видит рост мальчишек. Или на каком-то этапе у него «замыливается глаз»?

- Существуют определенные этапы подготовки, особенности возрастного периода и есть те методические указания, которые показаны в конкретном периоде. Я еще не видел таких идеальных тренеров, которые знают все. И мы, серьезно поразмыслив в Академии, пришли к тому, что вести ребят надо не до конца, а периодически, дифференцированно, понимая, на какой конкретной позиции какой конкретный тренер нам наиболее полезен. Был, например, период времени, когда мы решили: каждый год тренер будет меняться. Но сами быстро поняли, что на сегодняшний день это невозможно. Потому что опять-таки: нужно время, чтобы понять – где какой тренер окажется полезнее всего. У кого-то может лучше получаться с малышами, а у кого-то со старшими. Так что, нам, прежде всего, надо разобраться самим. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, сразу скажу: глобальных перестановок не произошло. Мы сделали незначительные передвижки в тренерском составе. За четыре последних года они практически минимальны.

- Если я правильно понял, вы в какой-то степени копируете систему общеобразовательной школы. Первые года с учениками работает один постоянный специалист, а потом приходят «предметники».

- Совершенно верно. И сегодня, мы, это я имею в виду и директора Академии Валентина Климко, и его заместителя, работаем коллегиально и принимаем совместные решения. Штат тренеров у нас достаточно солидный – 21 специалист. Это живые люди, у каждого из них есть свой характер, свое понимание, но… Что значит свое понимание? Оно, конечно, должно быть, однако мы при этом хотим единого понимания философии нашей Академии. Мы считаем, что не должно быть такого, когда тренер говорит: это моя команда. И, что хочу с ней, то и ворочу… Нет, такое сегодня уже не проходит. Это наша общая команда, команда ФК «Спартак», которая развивается в соответствии с общей стратегией и философией.

- Если можно, все-таки проясните суть единой философии. От кого она идет?

- Это философия в подготовке и понимании игры. Она у нас так и называется: живи футболом, играй и побеждай красиво! Пришла она от девиза Федора Федоровича Черенкова. То есть, мы все, конечно же, понимали, что есть футбол кружевной, со стеночками, короткими передачами, умный сам по себе. Сами в такой играли когда-то… Но, это все сразу на бумагу в слоган не переложишь. И вот однажды в детском доме проходил турнир, на который был приглашен и Черенков. И там его попросили подписать книгу «Мастер и мяч», которую мы дарили воспитанникам детского дома. Федор Федорович написал: живи футболом, играй красиво! Эти слова, эта, можно сказать, философия игры и легла в основу нашего слогана. Хотя при этом все равно оставалось ощущение некоторой недоговоренности что ли…

- Чего-то емкого и очень важного?

- Вот именно. Мы даже самого Черенкова попросили помочь нам как-то дополнить слоган, который полностью отражал бы единую философию жизни и работы Академии. И он очень активно пытался помочь. Мы разработали одиннадцать принципов спартаковцев. Одиннадцать по количеству игроков на поле… Так вот мы в течение, наверное, месяцев трех работали над каждым словом, думали, искали. Почему это слово или другое. Очень плотно обсуждали. А потом, как это часто бывает все пришло чуть ли не сходу и всем сразу. Сегодня многие говорят о результате. От него уйти очень сложно, хотя часто можно слышать как раз иное: нам, мол, результат не нужен. У нас же действительно основная задача – подготовка футболиста для дублирующего и основного состава «Спартака-2», главного «Спартака», для сборной Москвы или страны. Эта задача неразрывно связана и с общеобразовательной школой. Потому что мы обязаны выпустить из Академии человека обученного футболу и плюс адаптированного к нормальной, человеческой жизни. Любящего «Спартак». То есть, он должен не потеряться в нашей жизни. К чему я это все говорю? К тому, что мы и вы, думаю, прекрасно понимаете: все играть в футбол не будут. И тут никто никого не обманывает.

- В конце-концов, это недостающее слово вы все-таки нашли…

- Да. Живи футболом, играй и побеждай красиво. Побеждай… Спартаковский зритель очень требовательный. Победы нужны, но не сухие, а зрелищные. Потому мы и учим мальчишек играть для зрителей в том числе. Пусть их пока на матчах младших возрастов не так много, но они есть. Значит, и им должно нравиться, как команда не только играет, побеждает, но и побеждает красиво. Может быть, среди таких зрителей есть еще и те, которые ходили когда-то на мои игры на Ширяевку. А мы тогда старались показать красивый футбол.

- Эта концепция совпадает и с концепцией молодежки «Спартака»?

- Конечно. Владимир Бесчастных, до того, как возглавил молодежный состав, поработал у нас в Академии два года. Здесь он заявил о себе. Полная преемственность…

- Сергей Юрьевич, как много у вас в интернате ребят и откуда они?

- Cкажу так. Сегодня мы могли бы принять в нашем интернате 50 человек. Но в данный момент гостиница не заполнена до отказа.

- Не до отказа – это сколько?

- У нас сегодня живут в интернате 30 человек. Те ребята, о которых я говорю, действительно являются сильнейшими в своем возрасте. Дело в том, что иногородние подростки практически всегда должны быть футболистами основного состава в наших командах. Таким мы в любом случае рассматриваем каждого, кто пересекает порог Академии. Этому способствует, кстати, система скаутов. У нас их пятнадцать человек, которые работают в различных регионах России. Помимо них в нашем штате находятся еще пять селекционеров.

- Иногда можно слышать, что пребывание в спартаковской школе – это очень дорогое удовольствие для родителей. Это так?

- Тоже иногда слышу такое. И могу вам откровенно сказать: это ничего родителям не стоит. Ни копейки. Ни иногородним, ни московским. Президент «Спартака» Леонид Арнольдович Федун полностью берет на себя все расходы Академии. Задача родителей – только привезти ребят и затем выполнять наши требования.

- Вы упомянули о том, что ребята должны выйти в жизнь образованными людьми. Мне это напоминает систему спецклассов. Значит, где-то ваши воспитанники должны еще и учиться, ходить в общеобразовательную школу?

- Конечно. В спецклассе учился и я, а позднее и мой сын. Сейчас же существует общеобразовательная школа №365 в районе метро Подбельского. Достаточно недалеко от интерната. Мы отсюда утром отвозим ребят на автобусе, а после занятий – забираем. То есть, каждый – под нашим контролем. Москвичи добираются из своего дома. Если, конечно, они тоже хотят заниматься в спецклассе. Но у нас не принудительная система. Ты можешь посещать спецкласс, можешь ходить в какую-нибудь физико-математическую школу, английскую, в любую. Не хочешь менять свою привычную школу – не меняй.

- С набором детей нет особых проблем? Идут к вам?

- Сейчас идут. Первый при мне зимний набор прошел в феврале 2011 года. Причем, я бы сразу хотел оговориться: есть набор, а есть отбор.

- Вопрос качества?

- Качество – это само собой. Но разница в другом. Мы частное учреждение дополнительного образования. Мы – частная Академия. И финансируемся за счет одного человека или совета директоров. Наш учредитель – ФК «Спартак» Москва. Это деньги не государственные и не городские, не московские. А вот почему, например, система Москомспорта осуществляет отбор, а не набор – это мне непонятно. Почему не дается возможность всем желающим ребятам записаться по месту жительства? Потому что их там отбирают. Что неправильно. Там должны давать возможность ребятам попасть в футбольную школу и дать им возможность заниматься. А мы имеем право отбирать, а не набирать... Так вот о зимнем февральском наборе. К нам тогда пришло 29 человек. Всего. Я, честно говоря, был очень расстроен, потому что раньше в спартаковскую школу в разный период времени приходило порядка пятисот ребят. Почему так? Я думаю, что многое тут зависит от результатов главной команды. Это не секрет. Есть результат, растет популярность команды, увеличивается и приток ребят в наши спортивные школы. Это жизнь, она так устроена. Идут туда, кто побеждает. Часто и болеть впервые начинают за те команды, которые становятся чемпионами. На этом молодом уровне и формируется некая аудитория, с которой потом предстоит работать нам всем.

- Получается, что надо искать какие-то новые варианты работы, искать иные пути к сердцам молодых ребят, их родителей?

- Да. Мы стали искать различные способы, методы привлечения мальчишек и это дало результаты. Последний набор был уже порядка пятисот человек. Это я говорю о наборе сразу нескольких возрастов. 2005-й, 2006-й, 2007-й, 2008-й года рождения… Располагаемся по полям, каждый тренер занят своей группой. На отбор самых маленьких – 2008 года рождения пришло 97 человек. Это очень хороший показатель.

- Президент Академии – это во многом еще и психолог, согласитесь. Что вы видите в глазах ребят, а скорее их родителей, когда они приводят, привозят к вам не только из Москвы, но и со всей России своих чад. Только ли футбол? Может быть, еще и желание в будущем заработать. Причем, очень хорошие деньги.

- Конечно, вижу. И такое есть… Кстати, я позабыл сказать: в наш интернат ребята могут попасть только с четырнадцати лет. И не раньше. Это наше четкое правило.

- Почему?

- Вся статистика говорит о том, что мальчики более ранних возрастов не доходят до конца, не добиваются результатов. Отрыв от семьи – это очень серьезная проблема. А что касается московских ребят, то тут подобных возрастных ограничений нет. Они живут в своих семьях. Хотя многие школы идут другим путем, чтобы конкурировать со «Спартаком»: забирают мальчишек на раннем этапе. Хорошо это или плохо – покажет время. В четырнадцать лет парень во многом уже созрел. До выпуска остается два-три года. Мы подняли статистику, посмотрели, кого привозили в восемь лет, где сейчас эти дети?.. Не нашли. Да и просто были случаи, когда не удавалось детям адаптироваться без родителей. Представьте, вас отрывают от семьи в восьмилетнем возрасте…

- Но в таком случае существует риск искусственного отсекания талантливого парня от вашей Академии.

- Есть риск. Где-то находим, а где-то теряем. Но я опять-таки говорю: время покажет, правы мы или нет. И поверьте, говорю это не просто так. Сегодня мальчик в восемь или девять лет очень хорош, а через год-два сравнивается с другими. И все у него пропадает. Это особенности ребенка. Тут и физиология, и психология, и среда воспитания. Множество факторов. В детской подготовке всегда присутствует некая волнообразность. Почему часто и говорят: есть биологический паспорт, а есть – физиологический. Много различных нюансов. Есть поздний ребенок, родившийся, допустим в четвертом квартале, а другой – в январе. Так вот он имеет преимущество почти в год. А в маленьком возрасте – это очень серьезная разница. Нюансов – масса, углубляться в них не буду, но еще раз хочу отметить: мы за то, чтобы к нам в раннем возрасте в интернат не приезжали. Другие школы берут ребят и в восемь, и в девять лет. Что с ними будет – покажет время. Главное – не сломать их судьбу и воспитать нормальным человеком.

- Но даже в четырнадцатилетнем возрасте вопрос адаптации ребят очень непростой.

- А как же. Это касается не только интернатовских мальчишек. Не случайно у нас введена и должность спортивного психолога. Есть два воспитателя, есть отдельный человек, который занимается учебно-воспитательной работой. Кстати, я еще ни разу не упомянул в нашем разговоре о том, сколько всего ребят занимается сейчас в Академии – 280. Цифра немаленькая.

- Сергей Юрьевич, я уже говорил, что посетители нашего портала, зная о предстоящей беседе с вами, прислали очень много вопросов. Самых разных. Вот, например, Эго хотел бы внести ясность в историю, которую он прочитал в одном из СМИ. Якобы один из воспитанников Академии, стоя у портрета Николая Петровича Старостина, спросил: «кто этот дедушка?» Вы в курсе, о чем идет речь?

- Давняя история. В данном случае речь идет о легионере. Фамилию его называть не буду. Упомяну лучше того иностранца, который знал, сколько мячей забил Родионов, сколько Бесчастных или даже Симонян. Я говорю о Мартине Штранцле. Он сам интересовался историей «Спартака». И это – настоящий профессионализм. Когда ты приезжаешь в зарубежный клуб и изучаешь его историю. И она тебе небезразлична, как и сама команда.

- Дядя_ в спрашивает: прекрасно помню ваши голы в Киеве, когда «Спартак» обыгрывал обладателя еврокубка. Пересматриваете ли вы эти матчи? Мне эти игры не могут заменить даже нынешние встречи «Спартака» и ЦСКА…

- Соглашусь. Матчи против киевского «Динамо» останутся в памяти навсегда. Было очень интересно. Шло соперничество двух различных в футболе направлений, двух школ. Просматриваю эти матчи нечасто. Времени нет, да и не хочется сидеть и смотреть на себя того возраста. Как-то это не совсем хорошо, на мой взгляд. Но, это я про себя говорю. А кто-то другой может быть просматривает постоянно. И себя, и других.

- Планируется ли продолжение взаимодействия с МФПУ «Синергия» на предмет сотрудничества? И есть ли какие-то вакансии в вашей Академии? Это спрашивает выпускник факультета спортивного менеджмента выше названного учебного заведения Фэнэт.

- На сегодняшний день договор с «Синергией» закончился. Сейчас мы находимся в стадии переговоров: нужны ли друг другу... У нас было довольно плотное взаимодействие. Попросил одного из преподавателей «Синергии» подготовить некий курс лекций по истории и традициям «Спартака». Для младших групп, для старших и в том числе – для родителей. В этот курс входило многое: различные ключевые даты истории, зачем нужен первый контракт, как распорядиться первыми деньгами, взаимодействие со СМИ, что такое индустрия футбола, что такое национальная футбольная федерация… Мы отвозили ребят в «Синергию» и там они слушали этот курс лекций, подготовленный нами вместе с преподавателями.

- Толк в них был?

- Уверен, что был. Думаю, что кроме нас подобными вещами еще не занималась ни одна школа. Мы, таким образом, на практике осуществили некую модель воспитания детей и родителей. Эти лекции были пропитаны спартаковским духом, спартаковскими традициями. Кроме того в самой Академии есть медиаслужба, которая также проводит занятия по истории. Начиная прямо с 1922 года. Чтобы знали своих ветеранов, свою историю. Потому что знание традиций, уважение ветеранов – это первое ключевое правило Академии. Кто-то это воспринимает быстрей, кто-то медленнее. Но не сомневаюсь, что все упомянутые мною лекции, уроки в любом случае отложатся в головах спартаковских воспитанников. Это направление в нашей работе мы продолжаем, и будем продолжать. И наши воспитанники должны знать: кто такой – этот дедушка на портрете, кто такой Романцев, кто – Ярцев. К нам в Академию уже приезжали и Исаев, и Симонян. Постоянно на выпускные вечера приходит Олег Иванович Романцев, тем более, что ветеранский клуб «Спартака» находится рядом с нами. Дасаев недавно работал здесь в кураторском отделе, пока не перешел в дублирующий состав. Я уж не говорю о Федоре Федоровиче Черенкове, который здесь был всегда.

- А что касается вакансий в Академии?

- На сегодняшний день их нет.

- Lovelover прекрасно помнит вас, как одного из самых успешных и уважаемых футболистов «Спартака» и спрашивает: почему никто из молодых спартаковских талантов не становится по-настоящему сильным игроком? А вот в Германии, на его взгляд, ни один талант не пропадает. Может быть, считает он, стоит пригласить немецкого специалиста в Академию? Вот сейчас растет молодая звездочка – Артем Мамин. И наш читатель опасается, что и он может не дойти до основы клуба и до сборной страны.

- Ну, давайте так. Артем Мамин сегодня находится в дублирующем составе клуба, а не в Академии. Хотя вопрос по сути правильный и он комплексный. Потому что, пригласив немецкого тренера, надо приглашать и немецких футболистов с их менталитетом, с их системой финансирования, заработной платы и так далее. Здесь комплекс вопросов. Ну, а то, что касается доводки наших игроков до уровня основы клуба и сборной – примеров отрицательного плана в нашем футболе предостаточно. Чемпион Европы среди юношей – сборная 1989 года рождения. Где эти ребята сейчас? Тут надо всем задуматься. Это государственное решение вопроса. Сегодня все говорят, что деньги развращают молодежь. Подпишусь под этими словами. Я не за то, чтобы они их не зарабатывали. Деньги нужно зарабатывать. Но должна быть четкая система оплаты труда. Всё! Эта тема для меня закрыта.

- Так как все-таки доводить молодых до нужных высот?

- Считаю, что на сегодняшний день руководство «Спартака» выстроило абсолютно правильный и адекватный в футбольном понимании лифт. Это Академия - дубль - «Спартак-2» - «Спартак». То есть, в этой пирамиде появилась еще одна команда, где ребята могут играть. А раньше между дублем и основным составом существовал сумасшедший разрыв! И попасть дублеру в основу первой команды было практически нереально. Мы порой неправильно подходим к нашей молодежи. Ей сложно справиться с выпадающими нагрузками: со славой, деньгами... И это тоже проблема, перед которой молодые ребята не должны оставаться один на один.

Продолжение следует

Александр Владыкин