ru en
Sports.ru
6 февраля 2009 02:35
Футбология
Футбология

Блог Леонида Слуцкого

Теги Крылья Советов премьер-лига Андрей Тихонов Роман Адамов Леонид Слуцкий

Переносимая тягость бытия

Болельщики сейчас на протяжении двух месяцев наблюдают, как их любимые футболисты где-то там готовятся, наматывают круги, прыгают, бегают, их обмеряют, они с кем-то играют, выигрывают, проигрывают, наигрывают, набирают форму, теряют форму, «с трудом, но с честью» преодолевают немыслимые нагрузки и тому подобное. Но потом начнется сезон, и все увидят, что никакая из команд не бегает быстрее других, никакая не имеет явного физического превосходства, что фавориты остались фаворитами, а аутсайдеры – аутсайдерами. Тренеры 16 команд отработали предсезонку по абсолютно разным методикам, с абсолютно разными принципами и, в итоге, пришли к одному и тому же. Понятно дело, возникает вопрос: ради чего тогда вся эта работа и зачем нужно тратить на нее столько сил?

Что происходит с организмом футболиста во время сборов? Многие специалисты говорят: мы, мол, развиваем у них необходимые качества. Один такой мне рассказывал: «У футболистов благодаря этим упражнениям растет сила. Они когда пришли, делали жим лежа, ну например, 70 кг, а теперь делают 100 кг. Значит, настолько выросла сила».

В моем понимании (если мы говорим о высококвалифицированных футболистах уровня премьер-лиги), все это – не развитие, это – просто адаптация. Грубо говоря, человек никогда раньше не делал жим лежа. Он делает его в первый раз и толкает 70 кг. Но если он начинает заниматься этим систематически, то организм адаптируется к упражнению и результат можно довести до 100 кг. Однако сила, в прямом понимании, то есть та, которая необходима, чтобы вести борьбу на футбольном поле, она от этого не вырастет – я уверен. Иначе бы игроки просто «накачивались» и в раз сминали соперника во всех единоборствах.

Развить что-то из физических качеств у футболистов старше 20-22 лет невозможно

То есть, что мы делаем с организмом футболиста? Мы его адаптируем под ту работу, которую проводим. Или же, если игрок недотренирован, мы его доводим до его же собственного максимального уровня. Развить что-то из физических качеств у футболистов старше 20-22 лет, на мой взгляд, невозможно. Потому что, все что возможно, у них уже давно развито. Ну, за исключением случаев, когда игрок пришел откуда-то из низших лиг, где в силу неквалифицированной подготовки в нем не до конца раскрыли все потенциальные возможности. Тогда мы доводим его до максимума, заложенного природой. И все!

Ведь если рассуждать по-другому, предполагая, что мы каждый год у футболистов что-то развиваем, то можете представить, как тогда должен выглядеть Андрей Тихонов, у которого в карьере было два десятка таких межсезоний, и все эти двадцать лет росла бы сила?

Еще один простой пример – Роман Адамов. У меня сохранились результаты его тестирований в «Олимпии», когда Роману было лет 17-18. В «Москве» мы делали похожие тесты, и обнаружилось, что показатели в 17-18 лет у него были даже чуть-чуть выше, нежели в 26-летнем возрасте. А ведь все это время он тренировался и играл в профессиональных футбольных командах. О чем это говорит? О том, что своего физиологического максимума Роман достиг уже к 18 годам, а до 26 лет в играх и тренировках он просто поддерживает этот уровень. Благодаря интенсивной работе в «Олимпии», Адамов реализовал свой максимум к 18-ти, а если бы занимался, условно говоря, в какой-нибудь маленькой школе, то к 18-ти этого могло бы не случиться. Однако, все равно, оказавшись потом в системе профессиональной подготовки, Роман неминуемо бы достиг заложенного в нем потенциала, но, может быть, попозже, годам к 20-22.

В 18 лет показатели Адамова были даже чуть-чуть выше, нежели в 26-летнем возрасте

Эта моя четкая позиция, которая позволяет немного по-другому взглянуть на сборы. Если мы систематическими занятиями в течение двух месяцев в любом случае доведем футболистов не дальше их собственного максимума, то, наверное, есть смысл сконцентрировать не только на «голой» функциональной подготовке. Здесь есть предел и дальше ты уже игрока не сдвинешь. Будь иначе, легкоатлеты прогрессировали бы каждый год и давно б уже за 5 секунд стометровку пробегали. Но собственный порог возможностей не позволяет этого делать. Между тем, есть в футболе вещи, которые таким пределом не ограничены. Например, технический уровень мастерства можно бесконечно оттачивать, тактику и тому подобное. Поэтому на сборах нельзя забывать, что ты готовишь именно футбольную команду. А значит, сосредотачиваться необходимо на тех вещах, в которых реально возможно достичь прогресса.

Конечно, сейчас могут выступить другие специалисты, готовые привести сотни обратных примеров. Но мне кажется, все эти примеры, можно рассматривать только в более длинном контексте. Я лишь повторюсь, что если бы человек имел возможность развиваться бесконечно, сейчас бы на поле выходили не футболисты, а жуткие подобия «машин».

Автор 

Комментарии

12 февраля 2009 16:38

Слуцкий второй год выстраивает Крылья, в этом году, уверен, высоко поднимутся.

Ответить
12 февраля 2009 02:35

А тем временем я Вас видел в Москве, в театре эстрады...
к мыслям в посте не относится, но видно что на практике есть другие дела, акромя предсезонки =))

Ответить
11 февраля 2009 15:18

Да и еще, Максимов. В подготовке технической оснащенности так же есть предел, если хотите «норма» усвоения...и превышение этой нормы ведет к отрицательному воздействию, усвоения и совершенствования технических аспектов...Так что особой пользы от 2-х часовой тренировки технических аспектов то же не будет особой пользы.

А вообще везде надо знать меру)

Ответить
10 февраля 2009 13:12

как всегда - коротко, емко, понятно!

Ответить
10 февраля 2009 02:01
Ответ на комментарий пользователя максимов

ну вы прям байрон от футбола. спешу заметить, что запредельные нагрузки - это еще и способ тренера подчинить игроков своей воле, как сержант в армии. типа, не будешь выполнять установку на 100 процентов-будешь кроссы бегать. это, кстати, большая проблема, потому что каждый игрок - это ведь личность со своими тараканами и пониманием игры. и в России эта проблема гораздо сложнее, чем, скажем, во Франции. у нас с дисциплиной всегда были проблемы.

Ответить
10 февраля 2009 01:57

Леонид, респект Вам и уважуха от питерских самаритян. Очень познавательный текст, я подчерпнул много нового. Пожалуйста, проиграйте нам на Петровском. А мы опять дадим Тихонову гол с пенальти забить, а?

Ответить
9 февраля 2009 17:04
Ответ на комментарий пользователя Светлое_Будущее

:) масштабная фигура б/п!

Ответить
9 февраля 2009 13:54
Ответ на комментарий пользователя максимов

масткрство - мастерством...но не будет функциональной базы - не будет и техники...это взаимосвязанные вещи...в состоянии переутомления (а 90 минут игры, при недостаточной функциональной готовности - близко к этому) Твои движения максимально упрощаются, и ты уже не можешь правильно выполянять сложнокоординированные движения...

Функционал очень важен...но нужно знать грань, согласен полностью!
Если б во времена Лобановского была нынешняя аппаратура он бы не загнал такого кол-ва игроков...а так ему приходилось всех под одну гребенку: всем одни расстояния бежать, в одинаковом темпе...а это не эффективно.

Ответить
9 февраля 2009 11:14

Великолепное размышление! Простое и столь понятное, что большинством, возможно, будет не понято. Меня тоже всегда удивляло при наблюдении за тренировками команд по различным видам спорта, особенно, в межсезонье, абсолютный настрой тренеров на физические упражнения. К примеру, у команды две тренировки, а то и три, и практически все основное время работы футболисты вынуждены в прямом смысле пахать, то есть бегать, прыгать, качать пресс и так далее. Работа с мячом зачастую занимает чистых 10-20 процентов тренировки. Если не меньше! Я понимаю, что в период подготовки к сезону необходимо набрать, как принято говорить, оптимальную форму, но, мне кажется, парадокс заключается в том, что, как верно было подмечено в статье, к официальным играм, по сути, все команды, а точнее игроки достигают соответствующих физических кондиций. Поскольку, ясно ведь и вполне логично, что любые регулярные упражнения даже с разными нагрузками, в конце концов, приводят к положительным результатам. И вот здесь на первый план выходит мастерство, грубо говоря, умение работать с мячом – не нравится мне это выражение – умение чувствовать мяч, умение чувствовать расстояние, скорость, умение вести и останавливать мяч на скорости или в условиях ограниченного времени, то есть побеждает тот, кто просто лучше умеет играть, в данном случае в футбол. А вот с этим как раз и проблема и тот, кто умеет эффективно использовать тренировки именно для развития навыков владения мячом, тот и уходит в отрыв. Из личного примера, могу сообщить, что когда одна знакомая мне команда включила в тренировочный процесс банальную пробежку, при которой каждый игрок двигался со своим мячом, пресловутая культура паса, скорость и точность передачи мяча в игре выросла на глазах, однако можно легко представить, как выглядели первые такие пробежки, когда мячи сбивали впереди бегущих или просто разлетались в разные стороны … а ведь профессионалы

Ответить
9 февраля 2009 08:52
Ответ на комментарий пользователя ViPeR

Ну нельзя же все так буквально понимать, ей-богу, насчет пешком. Смысл текста wanywinkl изложил кратко и толково. А ты уже придираться к словам начинаешь, тут, мол, не про силу, тут про выносливость. В тексте это все коротко обозвано - физическая подготовка. И не призывает Слуцкий (ну и я за компанию)) про нее забыть совсем, зацикливаться просто на ней не надо.

Ответить
7 февраля 2009 11:53
Ответ на комментарий пользователя ViPeR

Максимума надо достичь в победе в чм и лиге чемпионов, вот там максимум, ну еще можно золотой мяч и бутсу..... и зарплату ... побольше.

Ответить
7 февраля 2009 09:58
Ответ на комментарий пользователя wanywinkl

Про пешком по-полю Я ответил Molokonaft’у...нет щас такой игры...
по поводу достижения максимума: Достижения максимума в чем? в силовой подготовке, скоростно-силовой, или в выносливости?

Ответить
6 февраля 2009 23:52

Леонид, очень интерестно у вас получается, в вашем блоге. Спасибо. А к тексту хочется добавить вот что. Говорят, что до евро 08 Хидинк получивший коману на длительный срок, приласил специалиста, который ставил игрокам технику бега. И вроде Семак по скорости бега стал одним из лучших.

Ответить
6 февраля 2009 20:39

Спасибо. Интересное наблюдение. Леонид, а вы смотрели Супербоул. Потрясающий настрой на игру! Может попробовать и в футболе такое: «Мы сделаем их! Мы лучшие!» По-моему раскрепощает, а?
(ответ Viper: Леонид ничего не писал про пешком по полю? Наоборот: быстро и в пас. Просто если игрок достиг своего максимума , то нет смысла издеваться над организмом)

Ответить
6 февраля 2009 16:22
Ответ на комментарий пользователя Molokonaft

Ну это, друг в 60-е прокатывало - пешком то до штрафной...

Ответить
6 февраля 2009 16:19

кеды джеккичана
Я к вопорсу силы...она не ключевая в футболе (именно мышечная сила). Кстати, дойдя до определенного развития силы, она уменьшает как скоростные возможности так и скоростно - силовые соответственно...

Да и все таки нельзя не согласиться, что щас системы подготовки изменились: не гребут всех под одну гребенку...проводят тесты, смотрят индивидуально биомеханику и мышечную моторику спортсмена и из расчета этого делают для каждого упражнения... И, кстати, обратите внимание: практически все легионеры говорят о атлетичности нашего футбола...другое дело, что быстрота работы с мячом, коллективных действий отстает, а это уже вопрос техничесской и тактической подготовки...

Ответить
6 февраля 2009 16:03

Здравый текст. Видно, что Слуцкий старается строить не команду «бей-беги», а тактически грамотный коллектив. И прав он насчет физики. Можно ее показатели за время сбора увеличить на 2-3 процента, разницы не почувствуется, а можно за это время команду комбинациям научить, чтобы она пешком могла в штрафную войти. Проще говоря, закладывая физику, не надо про остальное забывать. Молоток Леонид. Посмотрим, насколько КС прибавят в игре в этом сезоне.

Ответить
6 февраля 2009 15:27

ViPeR
а в чем сила футболиста, если не в этом?)

Ответить
6 февраля 2009 12:55

>Здесь есть предел и дальше ты уже игрока не сдвинешь.
//
но этот предел не так просто раскрыть.
и у легкоатлетов тоже - не каждому тренеру удается...
другое дело, что футболистам, может, и не нужно по максимуму развивать атлетические качества в ущерб чисто футбольным навыкам...
важен баланс...

Ответить
6 февраля 2009 12:17
Ответ на комментарий пользователя _сикх_

наверно потому, и 10 лет назад Недвед был быстрее Тихонова. А сейчас оба синхронно сдали в скорости, но Недвед по-прежнему быстрей. Хотя, имхо, ненамного. Что он в Ювентусе тормозной ветеран - мне лично в глаза бросается. Но у него другие достоинства остаются.

Ответить
6 февраля 2009 11:07

по поводу предела у каждого соглашусь, но по поводу возраста нет.
Тот же Дель Пьеро лет в 24 выглядел хиленьким, а начиная с 27-28 уже обрел мыщцы и в единоборствах выглядел более хорошо.
Ну опыт европейских чемпионатов показывает что у футболистов можно развить работоспособность чтобы они носились на поле как угорелые.

Ответить
6 февраля 2009 11:02

Лично я рад, что Роман Адамов снова в острие футбольных проблем. Рома был надеждой Терека, лучшим бомбардиром ЧР в ФК Москва, распасовщиом Хиддинка в ЧЕ-2008, забил золотой гол в Рубине и заслуженно стал Чемпионом России. Теперь я вижу Адамов попадет в учебник по футболу Слуцкого как наглядный пример. Здоровья Роме и долгих футбольных лет! :)

Ответить
6 февраля 2009 10:27

все таки с жимом штанги несколько некорректный пример на мой взгляд...

Ответить
6 февраля 2009 09:04

Ну почему тот же тихонов не бегает по полю хотя бы как недвед..... Он что из другого теста какого то? Возраст схожий у них....? тут пока вопросов больше чем ответов

Ответить
6 февраля 2009 09:01

Ну тогда ворос.
А почему тогда в топ чемпионатах игроки на вид на поле работают интенсивнее намного....???
Быстрее бегают, атлетичнее. Почему Рома Павлюченко удивляется в премьер лигу попав, как можно столько бегать и насколько другой уровень физухи в англии по сравнению с россией?
В чем тут дело? Даже если силу нарастить нельзя, в чем я сильно сомневаюсь... скорость вот это сложно нарастить, а сила качается в очень больших пределах и наши футболисты не похожи на людей раскачанных до предела атлетизма, то как же там наращивают и играют, а у нас продолжают ползать по полю. Ну не ползать, а скажем почему от наших игроков не могут тренеры получить скажем расстояние пробегаемое по полю на максимальной скорости? Почему оно стабильно ниже чем в топ чемпионатах? Неужели у нас люди какие то не такие?

Ответить
6 февраля 2009 07:17
Ответ на комментарий пользователя кеды джеккичана

это скоростно силовая подготовка и подготовка выносливости...сила тут не при чем...

Ответить
6 февраля 2009 07:16

6 февраля 06:47
кеды джеккичана

-----------------------------------------------
сборников готовили, чтоб они выложили максимум за 3-4 недели. На большее бы угорелости не хватило. В межсесонье, как говорят, заклыдывают(???) фундамент на весь сезон, чтоб было как можно меньше функциональных ям. Я так понимаю.

Ответить
6 февраля 2009 06:47

но ведь сборников к евро подготовили так, что они носились как угорелые...кто знает, где есть тот самый максимум?

Ответить
6 февраля 2009 05:16

ну это же очевидно, Леонид. Хорошо бы побольше конкретики.

Ответить

Новости по теме

ЛУЧШИЕ МАТЕРИАЛЫ

Футбол
10 лучших защитников евросезона

Лучшая защита – защита|129

Теннис
Вне игры. Мария Кириленко

Фото русской теннисной красавицы в небрежных футболках и вечерних платьях|10

Футбол
Теперь я глорихантер

Михаил Калашников, находясь в здравом уме и трезвой памяти, заявляет, что отныне поддерживает футбольный клуб «Манчестер Сити»|330

Хоккей
Таблица переходов КХЛ

Sports.ru следит за работой клубов КХЛ на трансферном рынке.|174

Футбол
Карта памяти. Франческо Тотти

Красивая ностальгическая галерея в честь культового героя «Ромы» и просто героя сборной Италии|0

Документы
Пользовательское соглашение
Как пользоваться сайтом
Информация об ограничениях Reuters
Sports.ru повсюду
Новости и материалы Sports.ru можно читать:
• с помощью Twitter
• подписавшись на RSS-потоки по интересующим вас темам
• на персональной странице iGoogle, добавив Google Gadget
• на вашем телефоне с помощью мобильной версии
Rambler's Top100
0