7 мин.

Полет в бездну

История мирового футбола знает тысячи случаев, когда тот или иной футболист, подававший серьезные надежды, в итоге не оправдывает и сотой доли этих ожиданий. Примеров, действительно, уйма - бразильский маг Керлон, итальянская надежда Артуро Луполи, еще один бразильский кудесник Лулинья. Сегодняшний текст посвящен тому, кто изначально получил слишком много авансов, и пал жертвой звездной болезни. В блоге "Оперативный простор" Александр Скворцов вспоминает и поздравляет с прошедшим праздником  Горана Славковски.

***

В ряду многочисленных неудавшихся новых Ибрагимовичей, Месси, Пеле, Зиданов и Марадон особенно ярко выделяется пример по имени Горан Славковски. В памяти что-то скрежещет, мозг пытается выудить из закромов хоть какие-то сведения о человеке с таким именем, но процесс дается очень тяжело. Безнадежное дело – некогда суперталантливый нападающий давно забыт, хотя несколько дней назад ему исполнилось всего 23 года. История его регресса чрезвычайно банальна и распространена – тысячи футболистов заканчивают свои карьеры примерно таким же образом. Но высота, с которой он навернулся, определенно выделяет Горана из армии таких же почивших талантов.

Славковски шел стопами Златана Ибрагимовича с самого рождения. Шведомакедонец по бумагам  и просто македонец по крови, Горан родился в Мальме. В пять лет его первым клубом стал «ФБК Балкан», затем случился прогресс до «Мальме» - короче говоря, все, как у Златана, с почти детальным соответствием. Говорят, тренеры тоже обратили пристальное внимание на новобранца, так похожего на звезду, и дали ему зеленый свет. Славковски оправдывал авансы и забил за молодежную команду что-то около двухсот мячей. Но это - если верить рассказам тренеров. Именно они и запустили раскрутку Горана как преемника Ибры, покинувшего Швецию годами ранее.

Ибрагимович уже перешагнул через «Аякс» и вовсю начинал цвести в «Ювентусе», поражая Италию выдающимися способностями центрфорварда. Это сподвигло Массимо Моратти и «Интер» на поиск такого же бриллианта (который с тех пор ведется в непрерывном режиме – последним златаноподобным игроком был Арнаутович). Далеко ходить не пришлось – оказалось достаточно заглянуть в тот же «Мальме». Там обитала копия Златана – рослый изобретательный нападающий с прекрасной техникой. Скауты особо и не разглядывали Горана, а просто рискнули и отрекомендовали Славковски как первоочередную цель.

Таким образом, расхваленный на все лады нападающий летом 2005 года подписал контракт с нерадзурри и отправился на Апеннины, плохо представляя, что именно ему предстоит. Прошло совсем немного времени, и 15-летний македонский ребенок подхватил самую банальную «звезду».

На момент перехода в «Интер» он уже вымахал до 190 сантиметров – для зеленого пацана такая антропометрия – фактический билет в будущее (а точнее, во взрослую команду). Голы он забивал разнообразные, но многие из них основывались именно на использовании выдающегося роста и мышечном превосходстве. Что-то протолкнуть, где-то продавить, кивнуть лбом по мячу в нужный момент. Успешная работа Славковски в Примавере подтолкнула Роберто Манчини к вызову македонца в основной состав и немедленному дебюту в Серии А – в возрасте 17 лет и одного месяца форвард появился на поле в матче против «Сиены» и побил рекорд Джузеппе Бергоми, став самым молодым футболистом в истории миланского клуба, игравшим в матче серии А.

С этого момента Славковски окончательно сорвало крышу от переизбытка славы. Его самомнение при содействии прессы раздулось настолько, что чувство реальности покинуло парня. Футбольные федерации Швеции и Македонии развернули за него настоящую войну. И, поскольку с ответом Горан тянул довольно долго, болельщики начали подозревать неладное: «Чего он ждет? Давно пора просто сказать «да» одной из сторон – той, к которой лежат душа и сердце». Но Славковски, упивавшийся своей значимостью, ждал каких-то громких шагов со стороны федераций. И дождался приглашения на беседу не с кем-нибудь, а с самим премьер-министром Македонии Николой Груевски. Политик вручил Горану футболку Македонии с девятым номером. После этой светской встречи Славковски выступил с заявлением, от которого разило плохим пафосом за километр: «Я не Свенссон и не Ларссон – мое имя Горан. Я не сине-желтый, а красно желтый! Мои родители из Македонии, и я буду играть за эту страну!».

Забежим чуть вперед и с удивлением узнаем, что премьер-министр тратил государственное время зря: Славковски лишь трижды одел футболку молодежной сборной, и больше не допускался ни до нее, ни до основной команды и на пушечный выстрел.

После дебюта в «Интере» нападающий больше не сыграл за нерадзурри ни разу. Он продолжал мариноваться в Примавере, где для достижения результата необходимо выкладывать гораздо меньше сил и где голы давались ему за счет физики. Славковски жутко обленился и не только перестал прогрессировать, но и начал стремительно терять навыки игры в современный футбол. В «Интере» никто не понимал, что происходит с македонцем – такой золотой талант, парень с фантастическими данными стал приходить на тренировки с ленцой и вразвалочку, на поле вел себя слишком вальяжно и играл только на чистых мячах. Бегающим Славковски вообще перестали видеть – он перемещался по полю сомнамбулой и только и делал, что требовал мяч. Вслед за этим потянулись травмы различной степени тяжести – как известно, чем чаще ты избегаешь контактов, тем чаще начинаешь травмироваться.

В 2008 итальянцы не выдержали, и сдали обленившуюся «звезду» в английский Шеффилд. Изначально это должен был быть «Миддлсбро» Гарета Саутгейта, но туда Славковски не взяли по решению медкомиссии.

А вот тренер «Шеффилда» Кевин Блэкуэлл поверил в македонца. Тот был отправлен набирать форму в дубль и готовиться к игре за основу, но в итоге все полгода форвард так и проторчал в резерве. В его мировоззрении ничего не поменялось, и он по-прежнему считал, что вокруг суетится челядь, а он попал в это захолустье по какой-то немыслимой случайности. По истечении арендного соглашения «Шеффилд» наотрез открестился от него и отказался от выкупа прав на футболиста.

В «Интере» его английский «реабилитационный период» сочли провальным и предложили подыскивать новый клуб – до истечения контракта оставался год. Славковски заключил было пятилетний контракт с хорватским «Хайдуком», но тамошние тренеры разорвали все соглашения, едва увидев его в поле. Совершенно не уделявший время поддержанию формы нападающий предстал грузной развалиной, не способной сделать ни рывка, ни эффективного открывания.

Приютил неудачника родной «Мальме», в котором игрок пробыл до лета. Естественно, «Интер» отказался продлевать его контракт. Агент Фабрицио Феррари, который по прибытии Славковски в Италию предполагал, что заполучил прибыльный актив, как оказалось, поставил не на ту лошадь: «С точки зрения техники он был безупречен, но что касается психологии и адаптации к нагрузкам – оказался совершенно недееспособен. При этом его амбиции только росли, и когда им интересовались «Тревизо», «Альбинолеффе» и некоторые другие клубы низших серий, он отметал все варианты. В итоге клубом было принято жесткое решение прекратить всякое сотрудничество с Гораном». Болельщики тоже выступили единым фронтом: «Пора гнать этого переоцененного балканца! Он не стоит и пальца Балотелли!».

Вплоть до января 2010 года нападающий не мог найти новую команду, пока на горизонте не замаячил немецкий «Бохум». Славковски подписал полугодовалый контракт, но снова провалял дурака в дубле и ни разу не сыграл за основной состав. В конце концов, он со скандалом покинул клуб, в качестве причины указав «слишком частую смену тренеров». На этом можно было ставить жирную точку (в 21 год!), но Горан попытался трудоустроиться в английский «Барнет» и шведский «АИК». Оба просмотра были провалены – и британские, и шведские тренеры были поражены ужасающим игровым состоянием некогда грозного проспекта.

…в 2011 году Горан Славковски заключил контракт (хотя это слишком громко сказано) с полупрофессиональным клубом третьей шведской лиги «ИФ Лимхамн Бункефло», и сейчас пытается играть в футбол. Впрочем, не слишком успешно – на поле выходит нечасто, голов не забивает вовсе. Сейчас его трансферная стоимость едва дотягивает до пятидесяти тысяч евро – при желании Ибрагимович мог бы покупать в «Милан» по одному Горану Славковски хоть ежеминутно.

Славковски стал жертвой необоснованного превознесения и банальной переоценки своего, по сути скромного, таланта. Пресса слишком рано сделала его звездой, и его заклинило в этом пагубном состоянии. Пять дней назад ему исполнилось 23 года.

С прошедшим, Горан. Все уже прошло, и это тоже пройдет.