5 мин.

Как рекорд Шлиренцауэра спас этап в Викерсунде от скандала

Первый из двух запланированных стартов в Викерсунде выдался необычайно интересным – пресная первая попытка стала лишь затишьем перед бурей, апофеозом действия стала борьба за первое место. Андреас Стьернен уступил первому месту всего 1,5 балла. Но не попал на подиум. Shit Happens.

Наконец, 46 победа Шлиренцауэра

Грегор Шлиренцауэр сравнялся по числу побед на Кубке мира с Матти Нюканеном. Знаете, даже немного жаль, что это случилось – у Шлири в жизни осталась всего одна цель в виде личного золота Олимпийских игр. Шлиренцауэр показал самый далекий прыжок всей попытки – 216,5 м. Первое место ему не позволил занять ветер, и в итоге он уступил Симону Амманну.

Если вы не смотрели весь этап, то в повторе достаточно глянуть последние прыжков 7-10, чтобы увидеть настоящую борьбу за победу. Друг за другом Краньец, Стьернен, Стох, Шлири и Амманн устроили парад далеких прыжков – в район и за отметку 230 метров. Тем самым, эти ребята спасли соревнования, это следует признать (снова о скандалах – чуть ниже). Фортуна улыбнулась тому, кто улетел дальше всех, хоть и с плохим приземлением. Полет Шлири на 240 метров напомнил, что мы находимся на самом большом трамплине мира. И поражение с таким результатом – болельщики и зрители не поняли бы.

Скорость имеет значение, или почему новые костюмы мешают

В самом начале я назвал первую попытку пресной. А как иначе, когда по ее итогам мы видим всего семь прыжков за 210 м и ни одного (!) свыше 220 м (что-то похожее было и год назад). На иных трамплинах дальше улетают, и я даже не Планицу имею в виду. Все очень просто – судьи решили, что 15 стартовых ворот будет достаточно для полетов за хилл-сайз (т.е. 225 м).

Видимо, руководствовались они следующими критериями. Первое, в прошлом году из 15 ворот лучшие полетчики преодолевали 240 м. Второе, в квалификации из 14 ворот улетали за 225 м. Все логично и понятно, но, к сожалению, в первой попытке судьи не додумались (или не захотели) увеличить лавку. В  двадцатых номерах после прыжков Хильде (182,0 м) и Якобсена  (197,5 м) уже можно было увеличивать разгон. Но… видимо, побоялись ставить прыгунов в разные условия. Во второй попытке все уже прыгали из 18 ворот. Так что еще один вывод готов: в новых костюмах, скорее всего, все-таки хуже летается.

Краньец (2012 г.): 244,0 м, 101,7 км/ч, 15 ворота, попутный ветер 0,31 м/с

Шлиренцауэр (2013 г.): 240,0 м, 103,4 км/4, 18 ворота, встречный ветер 0,3 м/с

Почему соревнования едва не испортились

Кстати, после завершения соревнований главный тренер норвежцев Алекс Штокль спорил с рейс-директором Вальтером Хофером на тему того, почему судьи не увеличили разгон в первой попытке. «Мы продаем плохой товар», – говорил Штокль, намекая на то, что телезрителям нужны далекие прыжки. Правда, стоит отметить, что до драки с Хофером дело не дошло :) И второй попыткой Штокль остался доволен.

Норвежская пресса вновь начала нагнетать атмосферу. Известнейший норвежский комментатор Арне Шейе (на его счету 30 «Турне четырех трамплинов» – Д.Губерниев отдыхает) назвал первую попытку скандалом. «Мне жаль тех, кто заплатил деньги за билет. Когда ты идешь в Викерсунд, ты надеешься увидеть нечто большее, чем то, что было в первой попытке. Судьям нет прощения», – говорит Шейе.

Энтузиасты из числа болельщиков скандировали «добавьте скорости», призывая судей увеличить разгон. «Посмотрите на болельщиков, они просто убиты, судьи провоцируют скандал», – говорит один из активистов. Масла в огонь подлил и Андерс Якобсен, который еще после квалификации говорил о важности скорости на разгоне.

«Сколько можно прятаться за «вопросом обеспечения безопасности». Было же видно, что высокая скорость во втором раунде не оказала негативного влияния. Если завтра две попытки будут такими же (на высокой скорости – прим.), то нас ждут великолепные прыжки. Никто не выглядит непобедимым, и дальше Грегора можно прыгать», – говорит Якобсен.

Рекорду быть

Еще один животрепещущий вопрос: быть ли рекорду. Вальтер Хофер говорит, что максимум для трамплина в 240 метров: «Те, кто говорят про 250 метров, лукавят». Но не могу с ним согласиться. Соревнования в субботу однозначно дали понять – рекорд может пасть.

И этому не может помешать ни ветер (при минимальном попутном ветре можно улетать за 230 м), ни костюмы (проблема решается поднятием стартовых ворот). Остается только одна переменная – как высоко поднимать лавку.

Вопреки общепринятому мнению, Вальтер Хофер, согласно регламенту, не имеет права двигать лавку. Другое дело, что к его мнению могут прислушаться. А так, решение изменить разгон принимает коллегия из трех судей: техделегат Габриэль Грос (это который нашел недочеты в подготовке трамплина перед квалификацией, Словения), директор соревнований Уле Гуннар Фидьестоль (Норвегия) и ассистент техделегата Франк Салви (Франция).

Норвежские СМИ выяснили, что один из трех судей – как раз норвежец Фидьестоль (кстати, чемпион мира по полетам-1988) – постоянно голосует за то, чтобы поднимать лавку. Однако оставшиеся два судьи не разделяют его оптимизма, поэтому постоянно идет жаркая дискуссия по поводу стартовых ворот.

Одни из доводов Фидьестоля – в нынешнем сезоне можно прыгать за 250 метров. «Наши измерения показали, что гора приземления на отметке 250 м такая же крутая, как год назад на отметке 244,5 м (тогда так прыгнул Андерс Фаннемель – прим.)», – говорит норвежский судья. В заключение он сказал следующее: «Я не обещаю больше скорости, но я обещаю, что мы будем стараться создавать условия  для далеких прыжков».

Сегодня работу Фидьестоля можно оценить на четверку с минусом в лучшем случае. Давайте, судьи дорогие, сделайте завтра подарок всем.