5 мин.

Кто круче в Китае?

На телевизионных музыкальных каналах все чаще можно видеть подписи к отдельным клипам следующего содержания: «такой-то feat. такой-то». То есть в клипе одного исполнителя песни присутствует, причем в активном режиме, более или менее известный певец. То Джеримай выступит на фоне «50 cent», то Николь Шерзингер. На нашей эстраде тоже много таких «feat» клипов, где просто пишут через «и»: Валерий Меладзе и Анастасия Приходько, Григорий Лепс и Стас Пьеха, и т.д. Этот трюк входит в состав, так называемого в шоу-бизнесе термина «раскрутка», когда с помощью известных певцов, обвальной рекламы и многочисленных клипов на музыкальных теле-радиоканалах из малоизвестного, а иногда даже посредственного, певца делают звезду.

Точно также в последнее время происходит и в футболе. Как после дождичка в четверг тот тут то там появляются названия клубов, о которых мы и слухом не слыхали лет десять-пятнадцать назад. «Бунедкор», «Лос-Анджелес Гэлакси», «Анжи», «Гуанчжоу».   Теперь на слуху «Шанхай Шэньхуа». Нет ни одного дня ныне когда футбольное сообщество не обсуждает новости, связанные с этим клубом. Спокойный предновогодний период временами взрывается сообщениями вроде «Жан Тигана переходит в «Шанхай Шэньхуа», «Николя Анелька подписал контракт с Шанхай Шэньхуа», «Дрогба перейдет в «Шанхай Шэньхуа» в январе».

Что же это за команда «Шанхай Шэньхуа»?

Основанный 10 декабря 1993 года, как раз перед созданием профессиональной футбольный лиги в Китае,    «Шанхай» стал первым клубом без участия государства. Так как первым спонсором команды стала местная компания «Шэньхуа» (что переводится на русский язык как «Цветок»), то название клуба с того дня звучит как «Шанхай Шэньхуа». Название не менялось даже при изменении собственников клуба. Даже в 2007 году, когда две команды одного города – «Шанхай Шэньхуа» и «Шанхай Юнайтед» - объединились в один футбольный клуб, а босс «Юнайтед» стал главным владельцем нового клуба.

 

Как видно из графики, клуб в основном является одним из лидеров китайского футбола. Дважды (1995 и 2003) завоевывал «золото», а «серебра» у него целых восемь штук. 12 раз из 18 сезонов клуб заканчивал в первой тройке.

На подмогу вызвали даже Валерия Непомнящего – только второе место в 2005 году. В 2010 году хорватский специалист Мирослав Блазевич постарался вывести клуб туда, где его место – на верхние ступеньки, но отсутствие классных игроков, особенно на острие атак, не позволило осуществить первоначальные планы. А прошедший 2011 год оказался полностью провальным. Находившийся на 3-м месте на протяжении четырех туров в середине сезона, «Цветочки» просто бросили играть. Забив 31 гол в 30 играх (разница мячей -10) и одержав всего 11 побед, «Шэньхуа» завершил сезон на позорном для него 11-м месте.

Клуб старается внести новинки, но даже это не помогает. Став первым в китайской истории клубом, нанявшим иностранных председателя правления (Освальд Хименес) и технического директора (Стан Валкх из ПСВ), «Шанхай» не смог привлечь хороших футболистов и тренеров. Тренеры менялись чаще чем в «Челси», а футболисты толком и не менялись.

Ввод иностранцев большого калибра в администрацию клуба начал новый владелец – магнат Чжу Цзюнь. Он является основателем шанхайской компании «The Nine City» по импорту зарубежных онлайновых игр. Гордостью этой компании является наличие лицензии на дистрибуцию по всему Китаю игры «World of Warcraft».

Вокруг этого магната ходит очень много нехороших слухов и фактов. В самом начале своего правления в «Шанхай Шэньхуа» он пытался вмешиваться в тренерские дела, однажды – 4 августа 2007 года - даже вынудив тренера включить себя в состав команды в товарищеской игре против «Ливерпуля». Бывшие игроки клуба отзываются не очень лестно (мягко говоря) о Цзюне. Задержки в выплате зарплаты стали повседневностью. В том что команда провалила 2011 год, во многом вина самого владельца. Из-за нехватки средств в середине сезона Чжу Цзюнь продал основного форварда Дувье Риаскоса, Ду Вея и Жао Лина.  17 августа этого года на возмущение болельщиков за отвратительные результаты клуба, Цзюнь ответил детским лепетом: « Если будете и дальше возмущаться - заберу команду в другой город».

Вот на фоне таких событий, фактов и слухов «Шанхай Шэньхуа» вступил на тропу агрессивной рекламы и пиара, привлечения знаменитых игроков и тренеров. Что же движет собственником клуба? Скорейшее выздоровление обстановки и атмосферы в клубе и восстановление статуса клуба в Китае? Или сравняться с Су Джиаюином, владельцем действующего чемпиона «Гуанчжоу Эвергранд», по «понтам»? 

Купил же «Гуанчжоу» аргентинца  Дарио Конку и бразильца Клео! Чем же Чжу Цзюнь хуже? И купил Цзюнь Тигана, Анелька и пригласил Дрогба в свою команду.

Одним словом, в китайском футболе бизнесмены на местном уровне начали мерить свои достоинства. Кто следующий?

Кстати, Анелька перешел в «Шэньхуа» в наилучших для себя условиях: двухлетний контракт с зарплатой 175 тысяч фунтов в неделю. А для Дрогба готовится предложение не менее чем в 200 тысяч фунтов в неделю. Почему не менее? Да все потому, что другой конкурент «Шэньхуа» в Китае футбольный клуб «Далиан Аэрбин» уже выслал Дидье письмо с предложением в 200 тысяч фунтов.

Но я уверен в одном – Дидье Дрогба никогда, в добром здравии и ясном сознании, не перейдет в китайский клуб. Ни в один из них. Дрогба не поменяет настоящий футбол в Европе на «денежные ванны» в Азии.

 

 

Китайский футбол становится что-то вроде крутейшего музыкального канала, где неизвестные доселе клубы, как и малоизвестные певцы, будут «раскручивать» себя – то есть свое имя - на фоне футбольных легенд и знаменитостей.

«Shanghai Senhua feat. Anelka».

 

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ