7 мин.

Руководитель ЦПМФ «Рубина»: Неурожайный год? Не верю, что в миллионном городе нельзя найти 20 детей и обучить их играть

– Нияз Ильдусович, не могли бы Вы подвести итоги выступления «Рубина» во всех возрастных категориях в первом круге первенства Татарстана среди юношей?

– Я думаю, что первый  круг прошел достаточно динамично. В этом году сразу в двух возрастных группах мы возобновили практику, когда команда формируется из игроков на год младше, чем заявлено в дивизионе. Поэтому, если рассматривать дивизион «А» для игроков 2002 года рождения, то наша команда «Рубин-2003», конечно, где-то уступает ребятам постарше по физическим кондициям, но в плане организации игры и владения мячом выглядит очень хорошо.  Та же картина и среди команд 2003 года рождения, где у нас заявлены футболисты помладше – «Рубин-2004».  И пусть сегодня эти команды не занимают высоких мест в турнирной таблице, приоритет, конечно же, пока – игровые действия. Но для ребят, безусловно, важно все: и результат, и игровые показатели.

Если же рассматривать старшие возрастные группы, то там все матчи более прогнозируемы. Хотя отмечу, что наблюдается прогресс казанских команд, по сравнению с прошлым годом. Связываю это и с тем, что мы стали теснее с ними общаться – раньше этого не было. Плюс те ребята, что раньше занимались у нас, но по разным причинам не подошли по модельным характеристикам академии «Рубина», вернулись в свои городские спортшколы. Впрочем, со всеми мы продолжаем поддерживать отношения, и в случае прогресса готовы вернуть их обратно. Двери открыты для всех.

– Вы не упомянули ребят 2000 года рождения. Не потому ли, что в среде казанских специалистов этот год считается неурожайным на талантливых детей?

– Абсолютно нет! Говорить, что какой-то возраст выдался неурожайным – искать отговорки неудачам в своей работе. Что вообще это значит? Мы что, не можем среди полуторамиллионного населения Казани найти 20 ребят одного возраста и обучить их играть в футбол?! Если утрировать, то можно говорить, что и во всей России их не собрать. Но если подсчитать то, сколько ребят родилось в стране в 2000 году – что, все обделены талантом? Вот недавно мы пригласили в академию «Рубина» просто талантливых детей из Шемордана и других небольших населенных пунктов. Да, им не хватает сейчас   навыков, но, тем не менее, они обладают хорошими физическими данными. И ребята очень быстро прогрессируют, их просто нужно обучить. А если лениться, то ничего не получится.

– Кстати, а как попасть из Шемордана в академию «Рубина»?

– У нас абсолютно открытая академия. К нам на просмотр приезжало много молодых футболистов, и мы никому не отказали! Даже, если визуально на первый взгляд такой ребенок не соответствовал по параметрам своим сверстникам, что уже занимаются у нас, шанс мы все равно предоставляли. Одно – два занятия такой ребенок проводил в общей группе академии.

– А как записаться перед приездом?

– А мы не ведем специальную запись. Если мы говорим про детей старшего возраста, то приезжают либо по рекомендации или если их заметили наши селекционеры. А после просмотровых тренировок мы определим: соответствует ли они уровню академии футбольного клуба «Рубин»? В младших возрастных группах мы сами проводим селекцию, отбирая детишек в академию. Но с малышами достаточно просто, потому что, невозможно определить в 7-8 лет, вырастет из ребенка футболист или нет. Поэтому мы берем абсолютно всех,  конечно же и у них есть селекционные отборочные мероприятия, но в более лояльной форме. Единственное что, нужно иметь на руках медицинскую справку и заполнить анкету на официальном сайте, после чего с вами обязательно свяжутся и договорятся о просмотре. 

– Вы отметили, что уровень казанских команд за год подрос. Но есть и другое мнение, что сейчас коллективы из других городов пока смотрятся предпочтительнее своих столичных сверстников, за исключением «Рубина». Согласны с этим?

– Я бы не сказал, что казанские команды существенно уступают тем же челнинским, альметьевским или нижнекамским. И это все благодаря тому, что в последнее время в городе появилось много искусственных полей. Вот недавно проходил этап первенства России среди игроков 2002 года рождения, где наши татарстанские ребята из Набережных Челнов и Нижнекамска успешно конкурировали между собой. Не отставали от них и сверстники из Казани. В каждом отдельном случае нужно рассматривать задаваться вопросом: это уровень казанских школ подрос или у республиканских снизился?

– Вы как считаете?

– Я не хотел бы никого из коллег критиковать. В прошлый раз я уже высказывался про одну республиканскую школу, после чего там на меня слегка обиделись. Хотя злого умысла с моей стороны не было, просто есть с чем сравнивать.

– Результаты упали?

– Скорее игровые показатели. Так что давайте лучше скажем, что в республике уровень не снижался, просто в Казани вырос.

– Но разве в регионе республики не легче создать команду, чем в столице? Условия не хуже, конкуренции за детей – меньше.

– А за примером далеко и ходить не надо. Когда была целостность футбольного клуба «КамАЗ» и школа клуба работала рука об руку с основной командой, она была вполне конкурентоспособной, хотя в Челнах живет полмиллиона человек, а возможности привозить ребят из других городов у нее не было. Я это говорю к тому, что не обязательно иметь большой выбор детей, чтобы создать крепкую команду. Как говорилось в одном фильме: «Кадры решают все». Именно тренерские кадры и есть гарант того, что уровень детей будет расти. Или оставаться на одном уровне, если работа ведется неправильно. В нашей профессии нельзя останавливаться на одном уровне. Если будем учиться и развиваться сами, то и прогресс детей не заставит себя ждать. 

– Из ваших слов можно сделать вывод, что сейчас не в каждой детской команде Татарстана есть тренер, который бы помогал прогрессировать своим воспитанникам.

–  Увы, да. Но на то есть много причин. И одна из них – это невысокая оплата в нашей профессии. Хотя есть надежда, что в скором времени ситуация изменится. Появляются дипломированные специалисты, те же выпускники Поволжской академии физкультуры, спорта и туризма. Одного из них мы уже привлекли к работе в ЦПМФ.  Это воспитанник нашей же академии Дмитрий Нечаев.

– А кем он приходится тренеру молодежной команды Олегу Нечаеву?

– Однофамильцем, не родственником, если вы об этом (улыбается). Дима сейчас занимается с младшими группами, и у него есть перспективы вырасти в хорошего тренера. Но так в любом деле: когда молодой специалист приходит на рабочее место, не стоит ждать, что с неба на него посыплется манна небесная. Но пройдя тернистый путь и завоевав авторитет, каждый в итоге сможет повысить себе и заработную плату. Ни один руководитель не станет вставлять палки в колеса перспективному сотруднику. И если он им дорожит, то всегда изыщет возможность повысить такому подчиненному оклад. Так что трудности тренерской профессии – отговорки для ленивых.  

– Если возвратиться к первенству Татарстана, то не скучно ли юным футболистам «Рубина» там выступать? Ведь даже играя с ребятами на год старше, команды академии, как правило, занимают лидирующие позиции, а если и уступают, то сами себе.

– В детском возрасте им просто не может быть скучно. И вообще, участвуя в республиканских соревнованиях, мы показываем, что для нас это очень важно, и поддерживаем статус Татарстана. Да, нам говорят, что можно было бы заявиться на первенство Москвы, но я настаиваю, что летом мы просто должны выступать и набираться игровой практики именно здесь, в родном регионе. А там, глядишь, и остальные будут подтягиваться к нашему уровню.

– Говорят, что это тяжело сделать, когда «Рубин» забирает к себе лучших игроков из каждой татарстанской команды.

 – Нужно работать в любых условиях. А еще многие тренеры в республике вам подтвердят, что мы уже давно пошли по-другому пути. Заметив талантливого мальчика, мы приглашаем его на просмотр, но не выдергиваем из нынешней команды. Пусть тренируется с нами, а играет за свою ДЮСШ. Таким образом мы не ослабляем конкурентов, но держим перспективного подростка в поле зрения и постоянно можем наблюдать за его прогрессом.

– Но это вы говорите о казанских подростках и о казанских спортшколах. А между тем подобное мнение доводилось слышать и от тренеров иногородних команд. Чем ответите им?

– Конечно, такая схема невозможна с иногородними футболистами. Но сейчас нет и массового сбора со всех республиканских команд, идет точечная селекция. Мы работаем не на количество, а на качество. И стараемся приглашать только тех футболистов, за которыми давно следили и изначально разглядели в них потенциал.

– То есть, если перефразировать, то забираете у соперника не половину состава, а всего лишь лучшего игрока команды?

– Да мы и лучших порой не забираем. Иногда удается следить за игроками только на расстоянии, и после привлекать их на какие-то разовые мероприятия, выезды на турниры, недельные сборы. Никто не стремится кого-то ослаблять. Да, в конце концов, мы увозим этого паренька к нам, но только когда видим, что в своей команде парень достиг потолка и не сможет прогрессировать дальше. А двигаться вперед надо. Вот вам простой пример: академию «Рубина» серьезно интересуют два воспитанника «КамАЗа» 2002 года рождения. Этим возрастом и они, и мы участвовали в первенстве России. Но мы не забирали этих ребят к себе, а следили за ними на турнире со стороны. И в итоге они смогли помочь команде занять второе место и пройти этот предварительный этап. И только по окончании игр мы пригласили их к нам на недельный сбор, где сможем посмотреть на них в среде наших игроков. Кому от этого плохо?

Оригинал: http://www.ffrt.ru/details_news?id=281 

Дата: 24.06.2015 г.