13 мин.

Ольга Вилухина: «Я живу 2018 годом!»

Лучшая биатлонистка России по итогам 2014 года, дважды серебряный призер Олимпиады рассказала о детской мечте, тернистом пути к ней и о том, почему не готова отдать всю жизнь спорту.

Досье: 

Ольга ВИЛУХИНА

Родилась 22 марта 1988 года.

Заслуженный мастер спорта. 

Двукратный серебряный призер Олимпийских игр 2014 года (в спринте и женской эстафете)

бронзовый призер чемпионата мира 2012 года в гонке преследования

трехкратная чемпионка России (2013 год — эстафета, 2014 год — спринт, эстафета)

Абсолютная чемпионка Европы среди юниорок 2009 года

 

— Ольга, правда, что биатлон для вас начался в 1998 году с просмотра телевизора?

— Да. Мне тогда было 10 лет, я смотрела трансляции с Олимпийских игр в Нагано. Больше всего понравился красивый, зрелищный биатлон. Особенно — как спортсмены закрывали эти черные чашечки. А еще запал в душу тот момент, когда биатлонистов показывали на рубеже! Тогда и появилась мечта — завоевать медаль на Олимпиаде!

Потом в наш город Межгорье (Республика Башкортостан) приехал Валерий Иванов, участник этих самых Игр! Он возглавил секцию лыжных гонок. Моя учительница по физкультуре привела меня к нему за руку. С тех пор я и начала кататься. Правда, у нас не было отделения биатлона. Межгорье — закрытый военный город, и стрельбы там категорически запрещены. Так что биатлон пришел в мою жизнь немного позже.

— Для исполнения детской мечты потребовалось 16 лет! В Сочи вы выиграли сразу два серебра — в женской эстафете и в спринтерской гонке. Изменилось ли что-то в самоощущении? Изменилась ли жизнь после того, как у вас появилась олимпийская медаль?

— Цель еще не достигнута. Да, я завоевала два серебра, но амбиции не реализованы. Очень хочется выступить в Корее (в 2018 году в Южной Корее пройдут зимние Олимпийские игры. — Прим. авт.) и завоевать золотую медаль. Но в данный момент меня преследуют болячки. Я хочу избавиться от них и поскорее продолжить выступать и радовать болельщиков. Из-за того, что пропускаю сезон, очень многие ждут моего возвращения. Это мой двигатель, моя мотивация, мой долг. Я обязана людям и хочу оправдать их ожидания.

А что изменилось в жизни? Чувствую уважение людей. Мне есть что о себе рассказать. Появилось много хороших друзей. Я вообще по жизни встречаю очень хороших людей.

— На олимпийских стартах вы выступали на заключительных этапах. Это и честь, и огромная ответственность… А вы сами где себя комфортнее чувствуете — открывая, закрывая гонку или в середине?

— Я люблю четвертый этап. Если удается «заезжать в призы», если это еще и победа — очень хочется финишировать с флагом. Поэтому когда возникает возможность закрывать гонку, я ее использую!

— Да, на этапе Кубка мира в Рупольдинге вы, опережая немку всего на несколько секунд, рискнули притормозить и взять флаг!.. Многие восприняли это как необдуманный риск.

— С того ракурса, который показывали зрителям, казалось, что она была буквально в двух метрах. Но если посмотреть видеосъемку в профиль, можно увидеть — преимущество было порядка 70 метров. Я бы не рисковала, если бы отрыв был меньше, ведь на кону победа.

Хочется, чтобы мне доверяли и не били ложную тревогу. Я тогда успокаивала людей: «Доверяйте мне, я все контролирую!» Понимаете, это непередаваемые эмоции, и мне хотелось подарить их людям! Очень здорово, что тогда мы победили. И жаль, что эту победу у нас потом забрали из-за неприятной допинговой истории тюменской спортсменки.

— Что самое волнительное для вас? Когда вся мишень закрыта? Когда эстафета передана? Когда до финиша остались последние метры? Или когда вы уже на пьедестале?

— Вся гонка — это не то чтобы волнение. Это азарт. Как только открывают стартовую калиточку — ты весь в гонке. Знаете, в начале карьеры было волнение. А потом оно пропало. Я перешла на новый уровень и сейчас ловлю кураж. Самое важное — завестись, чтобы гонка прошла в удовольствие.

— Какая олимпийская медаль для вас дороже — за личную гонку или эстафету?

— Обе! Я была заряжена на протяжении всех соревнований. И когда удалось стать второй в спринте, в личной гонке, с облегчением и огромной радостью выдохнула. Вспоминаю, с каким трудом это давалось, каким непростым был путь к этой медали на протяжении долгих лет.

— Да и ответственность огромная — домашние игры, вся страна ждет побед!

— Особое давление мы испытывали с 2007 года, когда Россия выиграла заявку на проведение Игр. С этого момента слышали только: «Сочи, Сочи, Сочи…» Это была колоссальная ответственность! И когда в спринте я оказалась второй, почувствовала невероятную радость и облегчение.

— Как-то по-особому настраивались перед соревнованиями?

— Перед эстафетой было странное настроение. Я пришла на завтрак, встретилась с Леной Хрусталевой — биатлонисткой их Казахстана. Мы с ней стали обсуждать, что будем делать после окончания сезона. Так завтрак плавно перетек в обед. Пришел Максим Чудов, с ним разговорились. Настроение было на подъеме. Казалось бы, нужно уйти в комнату, закрыться, настроиться перед гонкой. Но я понимала, что хорошо себя чувствую, физически готова. Достаточно размяться, пристреляться и сделать для команды все, что в моих силах.

Помню, когда Яна Романова вышла на первый этап, я была в оружейной комнате, выполняла холостой тренаж. Все ребята смотрели телевизор. Я с таким хладнокровием оценивала ситуацию со стороны…

Да, на Олимпиаде случаются необъяснимые вещи. Это стечение обстоятельств, когда француженки «отвалились» — Брюне упала в обморок, немки «застрелились», а Яна идеально прошла свой этап… Потом бежала Ольга Зайцева, я наблюдала за ней тоже без паники и волнения. Как стреляла Катя Шумилова, смотрела уже со стадиона. А потом вышла на старт в хорошем настроении, спокойная, и все сложилось хорошо.

— И вот прошел год после Олимпиады. И вы снова в Сочи, но теперь уже как участник праздничного шоу!

— Да. Мы тогда хотели сходить на хоккей и другие дисциплины, но нас не пускали. В этот раз удалось хотя бы рассмотреть олимпийские объекты. Все такое красивое! Само шоу в честь годовщины Олимпиады тоже очень понравилось. Это замечательная задумка — сделать такое представление!

У нас было несколько репетиций с Ильей Авербухом. Когда он предложил выйти на лед на лыжах, мы думали: «Как это возможно?!» «Может, нам коньки надеть?» — предлагали ему мы. Он был непреклонен, мол, какие коньки, вы же биатлонисты! Случались там и падения, благо их вырезали из трансляции. Все прошло здорово и весело. Я увидела многих людей из шоу-бизнеса вживую, сфотографировалась с фигуристами, встретилась с товарищами по команде, поздравила Ольгу Зайцеву с новым амплуа (Ольга Зайцева назначена исполняющим обязанности главного тренера сборной России по биатлону. — Прим. авт.). Хотела еще покататься на горных лыжах, но не удалось поменять билет.

— В этом году вы взяли тайм-аут, занимаетесь здоровьем. Недавно перенесли операцию на руке и через два дня после снятия гипса уже были на лыжне в Мордовии. Можно сказать, что Ольга Вилухина возвращается?

— В Мордовию я ездила проводить мастер-класс для детей — это была главная цель. И конечно, просто проехала. Да, я надела лыжи, номер, а когда спортсмен надевает номер, у него в голове срабатывает щелчок: «Нужно бежать!» Но физически я пока не готова вернуться на самый высокий уровень, поэтому задачи бежать изо всех сил не было. Назвать возвращением в спорт это пока нельзя.

— Когда планируете выйти на соревнования?

— Пока есть планы на ближайшие два месяца. Собираюсь выступить в марафоне в Ханты-Мансийске и остаться на соревнованиях у Светы Слепцовой, она меня пригласила. После этого поеду на Камчатку кататься на лыжах. Хотелось бы совместить тренировки с отдыхом: покататься, посмотреть на вулканы и океан. Я много раз была на Камчатке, меня туда очень тянет, люблю это место. И еще Аня Богалий позвала покататься на лыжах в Шерегеше. Я, конечно, дала свое согласие.

— В 2009 году вы уже брали паузу. Психологически сложно на время выбывать из строя, а затем возвращаться обратно?

— Как такового пропуска сезона в 2009-м не было. Я просто спустилась рангом ниже и выступала на России. Да, были проблемы со здоровьем, к тому же это был период перехода с юниорского возраста. Видимо, тогда в большей степени не выдержала психологической нагрузки. Сейчас — физической. Этот этап в жизни надо преодолеть. Уверена, что справлюсь.

Я готова выступать и на российских соревнованиях, хочу расти и расти. Цель только одна — Олимпиада. Я буду стараться изо всех сил.

— 2009 год, кстати, запомнился вашим поклонникам еще и историей, когда на этапе Кубка IBU в австрийском Обертиллиахе вы забыли надеть на ноги стартовые номера, задержались на старте и проиграли…

— Не знаю, что мне помешало тогда надеть эти номера… Несобранность, глупость, невнимательность, рассеянность…

Это был олимпийский год, и можно было прыгнуть в последний вагон и поехать в Ванкувер. Но нет, упустила свой шанс. Лишилась поездки на кубок мира, не отобралась, соответственно, в сборную, а поехала в Ижевск на «Ижевскую винтовку». Тогда и сдулась психологически. До сих пор себе этого не простила. Но все, что ни делается, — к лучшему!

— Крайний олимпийский сезон тоже выдался для вас очень непростым.

— Да, он сложился для меня непросто. Во-первых, ушла от Пихлера к Королькевичу. Это было обдуманное решение, которое растянулось на два месяца. На кону был серьезный старт в жизни, понимала, что нужно тренироваться по-другому. При этом переживала, как буду общаться с Вольфгангом дальше, как в глаза ему смотреть, как он это примет и примет ли… К моему счастью, он понял мою позицию. Я написала большое письмо, где призвала меня понять, и стала готовиться с Королькевичем.

Во-вторых, осенью напомнила о себе щитовидная железа — много лет мне ставили диагноз «зоб». Интенсивно тренироваться, соответственно, не могла, пульс был очень высоким — под 100 ударов только когда просыпалась! Доктора прописали гормональные препараты. Из-за них я поправилась на 5 килограммов. Это была катастрофа! Перед Олимпиадой сидела на жесткой диете. Вечерами, бывало, срывалась, могла 10 конфет съесть за раз. Просила: «Уберите от меня эти соблазны!» Сложно пришлось. После соревнований была так счастлива, что преодолела это все и теперь смогу нормально поесть!..

— Ваша карьера полна трудностей, препятствий. Ничего просто так не дается!

— А иначе было бы скучно, и нам не о чем было бы поговорить! Да, в моей жизни все так — через испытания. И я готова их преодолевать. Это интересно!

— Вы проводите мастер-классы для детей. Видите себя в будущем тренером?

— Мой муж — тренер. Сейчас занимается с теми, кого хочет подвести к сборной России — с Максимом Буртасовым, Аней Никулиной... При этом хочет и с детьми поработать. Я готова ему помогать, но это будет лишь одна из дорожек в моей жизни. Пока голова еще не согласна отдыхать от спорта. Хочется реализовать себя от и до, поэтому сейчас мысли только о своем развитии, о том, как идеально подготовиться и быть в Корее в очень хорошей форме. Я просто живу 2018 годом!

— Какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы стать чемпионом? На вашем примере понятно, что упорством!..

— Нужно испытывать спортивный азарт, некую злость, любовь к тому, что ты делаешь, желание побеждать. Еще для спортсмена важно быть здоровым. Я никогда не славилась хорошим здоровьем, но мои мечты ведут меня вперед.

— Ваш совет, напутствие тем, кто только встал на лыжню, взял в руки винтовку.

— Тем, кто действительно хочет достичь высоких побед, желаю не отвлекаться и не отходить от поставленных целей. Если работать наполовину, здесь чуть-чуть, там чуть-чуть — ничего не получится. Хочешь быть лучше всех — тренируйся, терпи, тянись к звездам. Желаю успехов, здоровья. И берегите себя.

— Знаю, вы любите готовить и экспериментировать. Любимое блюдо какое?

— Мои родители гурманы, да и я сама люблю вкусно поесть. Казалось бы, папа столько лет готовит плов, но до сих пор совершенствуется — ингредиенты, специи новые добавляет постоянно! Я тоже люблю плов, а у мамы научилась делать манты и варить борщи. А еще мы с друзьями иногда собираемся и лепим пельмени.

— Чем занимаетесь в свободное от тренировок время?

— В основном смотрю фильмы — очень хочу посмотреть «Левиафан» Звягинцева — и занимаюсь своим здоровьем. А еще поступила на второе высшее — в МГУ, в Высшую школу культурной политики и спорта. И конечно, не забываю про лыжи — сейчас в основном горные. А когда организм окрепнет, буду набирать физическую форму и выходить на специальную работу.

— В тир с друзьями ходите пострелять?

— Нет, не хожу. Понимаю, что это — обман людей. Крутят диоптры, сбивают прицел, не разрешают пристреляться… Там невозможно выиграть. Тогда какой смысл? Тратить деньги, чтобы тебя обманули?

— Есть кумир среди спортсменов? Вечный Бьорндален?

— Нет, кумиров нет. Вечный Бьорндален… (Смеется. — Прим. авт.) Он вызывает восхищение. Этот человек весь без остатка принадлежит биатлону. То, как он находит мотивацию, силы, несмотря на то, что наш спорт считается возрастным, впечатляет! Я, наверное, немного другой человек и не готова всю жизнь отдать спорту. У меня есть определенные цели и вне биатлона. Хочется реализоваться и как женщина, как мама.

 

текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА

фото: Валентин КОПАЛОВ и из личного архива Ольги ВИЛУХИНОЙ

Благодарим за помощь в проведении съемок:

Стилиста-визажиста Анну Новопашину за создание образа героини, отель River Park и Центр здорового отдыха «Мира» за предоставленные интерьеры.

 

По материалам сайта miraman http://miraman.ru/posts/769