6 мин.

Перед матчем «Эйбара» и мадридского «Реала» Мендилибар и дель Боске поговорили о прошлом, настоящем и будущем футбола

Дель Боске: У нас приличная разница в возрасте, но мы играли друг против друга, помнишь?

Мендилибар: Вот этого конкретно не припоминаю, зато помню, как мы встречались во втором дивизионе, когда ты был тренером «Кастильи», а я играл за «Сестао». Как-то раз мы выиграли на «Сантьяго Бернабеу», а я тогда забил.

Дель Боске: Ты мне запомнился техничным, но недостаточно агрессивным полузащитником, в то время как теперь ты требуешь от футболистов играть интенсивно как в атаке, так и в обороне.

Мендилибар: Это правда. Игроком я был средним. Техничненьким, быстреньким... Я специально добавляю суффиксы. Мне не хватало класса. Как-то раз я сыграл в товарищеском матче за «Атлетик» Иньяки Саэса – больше мне оттуда не звонили. Даже не звали тренироваться.

Дель Боске: А ты сразу после окончания игровой карьеры задумался о том, чтобы стать тренером?

Мендилибар: Нет, это было попозже. Поначалу я об этом не думал, но нужно ведь было кормить семью, и я решил продолжить свой путь в футболе, поскольку занимался им всю жизнь.

Дель Боске: У тебя все отлично складывалось в «Лансароте» и на первом этапе в «Эйбаре», но опыт в «Атлетике» вышел неудачным.

Мендилибар: Когда я только возглавил «Атлетик», мне казалось, что все будет хорошо. Я знал многих игроков. Но я не вписался – не знаю, почему. Провел в клубе всего десять туров. Да, мне дали мало времени, но результаты и правда были плохими. «Атлетик» всегда хочет подниматься выше и выше. Место в нижней части таблицы для фанатов вообще недопустимо. Хуже всего, что моей семье тоже было тяжело. Может, даже труднее, чем мне. Тогда меня уволили впервые в карьере, и друг сказал мне: «Вот теперь ты настоящий тренер».

Дель Боске: Я хочу поговорить с тобой об одном замечательном футболисте – Давиде Сильве. Ты тренировал «Эйбар», когда он туда пришел.

Мендилибар: Мы тренировались на регбийном поле, в грязи, Давид частенько получал по ногам, но держался. Думаю, тот период его закалил, но вряд ли мы много дали ему в футбольном плане. Он и так был очень хорош, но не более того, поскольку он не выступал за «Реал Мадрид» или «Барселону». Если бы он там поиграл, может, достиг бы уровня Хави и Иньесты. Хотя, знаешь, я думаю, что он его достиг.

Дель Боске: Сейчас в «Эйбаре» меня поражает Инуи. Он не знает испанского, но играет такую важную роль.

Мендилибар: Я тренирую уже больше двадцати лет, и за это время не встречал игрока, который так же хорошо бы меня понимал, как Инуи. Это феноменально. Он не может и двух слов связать по-испански, но все понимает. По моему взгляду. Очень хороший парень.

Дель Боске: Мне не нравится, как некоторые современные игроки реагируют на замену. На днях Жоау Феликс швырнул бутылку и не пожал руку тренеру. Некрасиво. С этим можно что-то сделать?

Мендилибар: Нам всегда показывают игрока, а не тренера. Если тренер тебя меняет, значит, на то есть причины. Игроки возмущаются, потому что считают, что в оставшееся время забили бы и улучшили бы личную статистику, даже если этот гол был бы бесполезен, а исход игры уже решен. Сейчас все обсуждают цифры. Мало кто говорит о футболе. Всех волнует, кто сколько пробежал, кто сколько раз ударил. Давайте поговорим о футболе! Статистику обсуждать проще, чем игру.

Дель Боске: Мы начали говорить о том, что Мендилибар-тренер любит агрессивный и интенсивный футбол. Если потребуется, ты пошлешь в атаку всю команду.

Мендилибар: На самом деле, моя игровая философия не изменилась со времен работы в региональной лиге. Детали меняются, но идея всегда одна: играть ближе к чужим воротам, чем к своим. Если играть близко к своим воротам, любая ошибка может обернуться пропущенным голом. Владение ради владения я не люблю. Я немного упрямый тренер, но уж извините – мне нравится оказывать давление на соперников. Что мы все обо мне да обо мне? Ты вообще тренировал мадридский «Реал». Я такой высоты еще не достиг и вряд ли смогу.

Реклама 18+

Дель Боске: То есть ты уже не веришь, что однажды будешь тренировать топ-клуб?

Мендилибар: Давай сначала ты ответишь. Как вообще проходят тренировки? Как ведут себя звездные игроки?

Дель Боске: На самом деле, в этом нет ничего особенного. Тренировал, как и ты. Мой образ жизни с приходом в первую команду не изменился. Худшее, что может сделать тренер, – это притворяться. Надо быть собой. Это правда, у меня были очень хорошие игроки. В плане дисциплины – не придраться. Мне с ними повезло. Ни у кого не было проблем с уходом на замену.

Мендилибар: А футболисты тех времен были техничнее нынешних или наоборот?

Дель Боске: Не думаю, что есть большая разница. Если судить по телекартинке, то футбол будто бы стал быстрее.

Мендилибар: Мне кажется, раньше игроки были техничнее. Техника основывалась на контроле и передачах.

Дель Боске: Ну смотри, может, многие и не включили бы Рауля в число очень техничных игроков, но никто так уверенно и изящно не действовал перед воротами, как он. При этом есть куча техничных футболистов, которые не могут забить в упор.

Мендилибар: И был Лаудруп, который мог восемь раз за матч прокинуть мяч между ног соперника.

Дель Боске: В общем, я так понял, ты еще не потерял надежду потренировать топ-клуб.

Мендилибар: Ха-ха-ха, сейчас мне хорошо и в «Эйбаре». Не знаю, что будет дальше. Мы заключаем контракт только на год и продлеваем по итогам сезона. Когда ты маленький, ты хочешь быть футболистом, а не тренером. Тем не менее, я им стал, хоть и совсем не соответствую образу современного тренера. Не ношу планшет, не сижу часами за компьютером.

Дель Боске: Традиционный – не значит старомодный.

Мендилибар: Я тоже так считаю, но порой убеждаюсь в обратном. Бывает, выступаю где-нибудь, мне задают вопросы, а я ничего не понимаю. Заваливают меня какими-то терминами. Я в такие моменты думаю: «Мы вообще о футболе говорим?»

Дель Боске: Два слова, которые описывают твой подход: быть проще.

Мендилибар: Именно так. Чем проще ты поступаешь в футболе, тем лучше, но именно это – самое сложное.

Дель Боске: Еще и терминология постоянно меняется. То, что раньше называли контратакой, теперь transiciones rapidas («быстрые переходы [из обороны в атаку]»). Если не используешь всякие новомодные словечки, считается, что ты отстал.

Мендилибар: Ага, теперь есть опорники, ассисты...

Дель Боске: Согласен ли ты с тем, что футбол – для радости, а не для страданий?

Мендилибар: Да, но я все равно страдаю. Например, когда команда выходит на разминку, я остаюсь наедине с собой и наворачиваю круги в раздевалке. В этот момент мне не до веселья. Некоторые плохо переносят стресс. Бывает, что игроков рвет от напряжения, причем не только молодых. Да, для одних игра в футбол – удовольствие, для других – страдание. Наслаждаться футболом изнутри вовсе не просто.