14 мин.

Дмитрий Головин: «В нашем баскетболе происходило и происходит много абсурдного. И на это нельзя смотреть со стороны»

В интервью нашему блогу защитник «Нижнего Новгорода» Дмитрий Головин подвел итоги минувшего сезона, заглянул в будущее команды и объяснил свою активность в твиттере.

Дмитрий Головин. Лето-2012: часть 1, часть 2.

Дмитрий Головин. Лето-2013: часть 1, часть 2

- Давай вспомним минувший сезон. Оцени его итоги для команды и для себя.

– Итоги клубного сезона известны: мы стали вторыми в Лиге ВТБ, дошли до полуфинала Еврокубка. Это отличный результат. И впечатления от сезона в целом отличные. Но для меня он получился скомканным: долгое время я был травмирован, хотя в конце сезона смог немного помочь команде.

- За счет чего «Нижнему Новгороду» удалось выступить так удачно? Как «изнутри» видится секрет успеха команды?

–  Мы просто хорошо играли, у нас была поставленная игра, командная дисциплина, костяк команды уже не первый год наигрывался вместе, да и новички неплохо вписались. То есть факторов много, и они все сложились один к одному. Но основной все же – стабильность состава, который много лет играл с одним тренером. И плюс удача. С теми же «Химками» в первом матче: не залети та трёха от Петра Губанова, проиграй мы игру – и еще неизвестно, как бы все сложилось. Но это не умаляет наших собственных заслуг. А то некоторые начали что-то придумывать про паузу в чемпионате… Нужно уметь достойно проигрывать и говорить об этом.

- А когда в команде поверили, что вы можете зайти так далеко?

– В Еврокубке все происходило постепенно. Из одной группы вышли с первого места… Во второй «зацепили» «Црвену Звезду», обменялись победами с «Бильбао»… Дальше уже соперники были не самые серьезные, вполне проходимые. На выезде мы, правда, играли не очень удачно, но дома затем отыгрывались. Пока не дошли до «Валенсии»… В Единой лиге ВТБ… Мы во время паузы в чемпионате играли товарищеские матчи, и смотрелись там, честно говоря, не очень хорошо. «Астану»-то мы должны были проходить. А с «Химками» все удачно сложилось: выиграли на выезде первую игру – хорошо, посмотрим, что будет на второй день, на нас ничто не давит, выиграли вторую, причем более уверенно – все, дома должны были добивать, что и сделали…

- Но «Локомотив-Кубань» был в такой же ситуации в серии с ЦСКА, начав серию с двух неожиданных побед в гостях, но в итоге проиграл. Вы не боялись повторения этого сценария?

– ЦСКА ведь имел там большой перерыв между матчами. Думаю, сыграй «Локо» в том же ритме и третий матч – они бы прошли дальше. У нас же матчи шли подряд, так что бояться было некогда.

- Для вас серия с ЦСКА могла сложиться более удачно?

– Могла… Но по этому поводу Сергей Юрьевич Панов все уже сказал, и я его поддерживаю. С ЦСКА очень тяжело играть, там собраны игроки высочайшего уровня. Плюс, и силы кончились у наших основных игроков, им нелегко было пройти весь плей-офф.

- После первой игры с «Химками» Зоран Лукич что-то говорил вам в раздевалке?

– Похвалил нас… Еще перед той серией он говорил, что «Химки» в сезоне проиграли все свои важные матчи: в квалификации Евролиги, в Кубке России, в Еврокубке. То есть все, что надо было выигрывать – они проиграли… Мы знали, что «Химки» играют хорошо, но знали и то, что в важных играх у них почему-то не все получается. Мы вышли биться – и играли с ними на равных. А перед вторым матчем Зоран сказал, что теперь на «Химки» ответственность давит еще больше, а мы должны играть спокойнее.

- А после третьей игры с ЦСКА, когда сезон для вас закончился? Было что-то, похожее на прощание?

– После игры была церемония награждения, мы на площадке устроили небольшой фотосет с болельщиками, приехавшими из Нижнего. Уже в гостинице перед ужином Лукич провел небольшое собрание, всех поблагодарил за проведенный сезон. Сейчас я уже не помню, были общие слова о большом пройденном пути. Мы немного отметили окончание сезона, но про следующий разговоров не было. Я только понял, что велись переговоры… И решение Лукича уйти стало для меня неожиданным. Да и все в команде до самого конца не верили, что он может уйти…

- В чем заключается «феномен» Лукича?

– Он долго работал с командой. Было всякое, но его не убирали… В итоге ему удалось построить ту команду, которую он хотел. У нас была дисциплина, и играли сильнейшие, а не те, у кого, например, зарплата больше или «по паспорту». И каждый хотел показать результат.

- То есть «Нижний Новгород» – это «тренерская» команда?

– Не сказал бы, что именно «тренерская». Просто Лукич поставил игроков в рамки, в которых они смогли показать лучший результат. Но, безусловно, в наших успехах велика его заслуга. Не знаю, получится ли у этой команды с другим тренером или у него с другой командой…

- Помимо Лукича, из команды начали уходить и игроки. Какими тебе видятся перспективы «Нижнего Новгорода», который в новом сезоне предстанет уже другой командой?

– Думаю, все ребята хотели остаться в команде. Но, видимо, предложения были не те, на которые они рассчитывали. Не знаю, новому тренеру, возможно, будут нужны новые игроки. Хотелось бы только, чтобы вектор развития клуба остался прежним. Он давал результат и был приятен и болельщикам, и всей баскетбольной среде. Перспективы, думаю, у нас хорошие, ничего катастрофичного не произошло. Почему бы нам с новым составом и новым тренером не сохранить завоеванные позиции?.. Хотя «серебро» Единой лиги – это высочайший уровень, и все должны понимать, что повторить этот результат будет очень тяжело. Основной показатель, как мне кажется, это уровень игры, и его мы должны сохранить.

- «Нижнему Новгороду» предстоит дебютировать в Евролиге. С какими чувствами ждешь этого?

– У нас в составе есть ребята, поигравшие в Евролиге, и все понимают, что это турнир самого высокого уровня. Игры там будут примерно такие же, какие у нас были с «Валенсией» в Еврокубке. В каждом матче нужно показывать свою лучшую игру, играть со спадами уже не получится: любая ошибка будет наказываться. О наших шансах говорить пока рано. Будем играть и бороться…

- К «Нижнему Новгороду» прочно «прилип» эпитет «русский проект». Игроки как-то обращают на это внимание?

– Конечно, заметно, что российских ребят в команде много, а иностранцев, соответственно, мало. Но ведь в начале сезона и у нас было пять легионеров, то есть почти фифти-фифти. Но тренер давал играть всем, у каждого был шанс получить место в составе. Кто показывал результат – тот и играл. Например, Евгений Бабурин, который пришел из Суперлиги и поначалу играл мало, потому что на его позиции у нас было два легионера, в плей-офф был одним из наших лидеров. Если легионер не хотел тренироваться – он не играл, а потом, если не хотел с этим мириться, покидал команду. Приятно играть и побеждать легионеров, доказывать свою состоятельность скептикам и «экспертам», рассуждающим о завышенных зарплатах. Вообще, когда зарплаты игроков закрыты, обсуждать их просто смешно. Есть общий рынок, никто же не заставляет брать русского игрока, сажать его на «банку», платить миллионы и при этом говорить, что вот, в какой-то игре он нам не помог…

- Говоря об атмосфере внутри вашего коллектива, нельзя не вспомнить, например, твою твиттер-акцию «Бабурина в президенты РФБ!». Как ребята реагируют на такие шутки?

– Реагируют отлично. Тем более, это было в межсезонье, так что у самого Бабурина я «разрешения» не спрашивал. Он мне в тот же день позвонил: «Ты что творишь?» Я: «А что такое?» – «На спортс.ру пишут, что я иду в президенты РФБ…» «Ничего себе… Я не виноват…» (смеется) Атмосфера у нас супер, лучшая из того, что я видел. В раздевалке никаких ограничений нет, все общаются со всеми. Все, кто к нам приходил в команду, это отмечали. И это ведь тоже пришло со временем. В нашей команде не было игроков эгоистичных, которые плохо влияли бы на коллектив. И для тренера было важно, чтобы новый игрок хорошо влился в коллектив. Поэтому ребята и бьются друг за друга.

- Как вашему клубу удается в таком спортивном городе конкурировать в борьбе за болельщиков с командами из волейбола, хоккея и футбола?

– На футболе я был один раз. Инфраструктура там плохая.  Команда играла не очень, в результате вылетела в ФНЛ. Люди, наверное, по старинке ходят… Вот волейбольная «Губерния» – реально крутая команда. Я ходил на нее: там и результат, и игроки отличные. У них зал постоянно полон, но они играют в ФОКе, а это сильно ограничивает их развитие. Плюс, у них были большие задержки по зарплате, не знаю, выплатили или нет. Мне кажется, эту команду в регионе обидели больше всех. На хоккее тоже круто, там на каждую игру ходят, причем в Нижнем еще с советских времен принято ходить на хоккей. И люди как ходят: муж с женой, им лет по 45, пришли, купили пивка, сидят, кричат, судью ругают… Реально классная атмосфера… Вот с ними нам тяжело бороться. Но болельщиков хватит на всех: город большой, заполнить пять с половиной тысяч в «Ледовом» на баскетболе несложно. Но там мало мест, откуда можно баскетбол комфортно смотреть. Если у команды не будет собственного баскетбольного дворца – очень тяжело болельщиков заманить.

- В своем твиттере ты довольно активно обсуждаешь всевозможные проблемы нашего баскетбола. Например, ситуацию в РФБ…

– В российском баскетболе происходило и происходит много абсурдного. И на это нельзя смотреть со стороны. Кто-то молчит, у кого-то, наверное, нет возможности выразить свое мнение, кто-то не видит перспектив… У меня есть возможность высказаться. Антон Понкрашов в прошлом году тоже высказывался по ситуации с ребятами, отказавшимися выступать за сборную. Как-то обсуждать происходящее нужно, нужно говорить о проблемах, защищать свои интересы. Что молчать? Тем более, я ничем не рискую, игрок я не особо известный… 

- Какая реакция на твои твиты тебя больше всего удивила?

– Два года назад я ходил на игру футбольных «Крыльев Советов» в Самаре, и со стадиона мы выходили в буквальном смысле по полю. Я выложил фото, и они потом попали в главные новости спортс.ру. Там было много комментариев. Причем кто знал эту ситуацию, кто сам ходил на футбол, писали: да, все так и есть. А кто-то писал: да он спортсмен тупой, зачем он там пошел? Но, кстати, вскоре после этого открыли нормальный выход со стадиона. То есть что-то поменялось. Значит, надо чаще на футбол ходить.

- Когда ты пишешь что-то в твиттере, держишь в уме, что тот же спортс.ру потом может твою цитату оформить отдельной новостью или просто сослаться на твое мнение?

– Первоначально я об этом не думал. Хотя все равно понимал, что меня читают люди, и старался быть максимально корректным, никого не оскорблял, не матерился. А когда начали на меня ссылаться… Меня раздражало, что я пишу одно, а в новостях это выглядит иначе. С той же новостью о футболе: у меня были одни слова, а спортс.ру из двух твитов сделал одну новость. Не очень красиво… После этого я написал, что у меня «фейк-страница», чтобы на меня не ссылались. Сейчас иногда даже удаляю то, что написал.

- Последнее, на что ты активно отреагировал – ситуация с переходами игроков из «Нижнего Новгорода»…

– Раньше я и сам ошибался на этот счет. А сейчас «изнутри» понял, что ситуации бывают разные. Почитал комментарии на разных сайтах и решил высказать свое мнение. Даже не на примере нашей команды, а в общем: вот ты отыграл сезон, получал одну зарплату, а перед следующим сезоном тебе говорят, что будут платить меньше. Это же ненормально. И другой клуб тебе говорит: все хорошо, мы тебя примем. Это что, ты идешь «за деньгами»?.. И таких примеров много. Например, на твою позицию берут двоих иностранцев, и ты переходишь в сильную команду. Да, возможно, ты не будешь там играть, но еще вопрос, как ты играл бы в своем прежнем клубе? А официально это звучит просто: «Игрок перешел в такой-то клуб». На эту тему легче рассуждать на примерах из НБА: там все официально, есть потолок зарплат. И никто не укоряет игрока, что он перешел в другой клуб на большую зарплату. Рэй Аллен, переходя в «Майами», сказал: «Так будет лучше для семьи». И все: молодец, респект ему. Нужно уважать решение каждого игрока. Примерьте подобную ситуацию на себя: вы где-то работаете, а в другом месте вам предлагают в два раза больше – что, вы туда не перейдете? Все работают ради денег, и в баскетболе тоже. А тем более, когда тебе уже под тридцать лет, и ты задумываешься, что будешь делать после завершения карьеры.

- В российском баскетболе еще есть что-то, что может тебя удивить?

– Нам задали высокую планку, поэтому удивить уже тяжело. Хотя вот последние высказывания про президента РФБ: его выбрали неправильно, но, поскольку мы удачно провели чемпионат мира по стритболу, он остается… Вообще, у нас мало внимания уделяется своему баскетболу. Хотелось бы больше информации, и чтобы клубы были более открытыми. Например, как «Локомотив-Кубань»: у них и свои блоги есть, и видео делают, рассказывают, как команда живет.

- Если вернуться к итогам минувшего сезона, для тебя он, как ты сам уже сказал, вышел скомканным. Ты провел длительное время в Германии, где восстанавливался от травмы. Что там впечатлило тебя больше всего?

– Если я буду говорить, что там чисто и все обустроено – это и так очевидно. Меня поразило, например, отношение людей, общее хорошее настроение, все спокойные, друг друга уважают, нет никакой нервотрепки... В ресторанах и еду быстро подают, и вся культура обслуживания на высоком уровне. На дорогах тоже: никто не нарушает, все тебя пропускают… Вроде бы мелочи, но из них складывается и твое настроение.

- В какой клинике ты лечился?

– Операцию мне делали в обычной «районной» больнице, но с нашей районной ее сравнивать, конечно, не нужно. А реабилитацию уже проходил в спортивной клинике под Мюнхеном. Одновременно со мной там восстанавливались, например, футболисты Сами Хедира и Невен Суботич, они выполняли те же упражнения, ходили на те же массажи, но у них был свой физиотерапевт. Правда, с ними я не общался. Там были и россияне: волейболист Григорий Афиногенов из «Уфы», хоккеист Александр Романовский и двукратный призер Олимпийский игр по спортивной ходьбе Денис Нижегородов. Вот с ними мы и общались, жили в одной гостинице.

- С Анатолием Кашировым встретиться не удалось?

– Нет, он жил очень далеко, до него долго добираться. У нас был один выходной – воскресенье, и как-то раз мы выбрались на футбол, матч «Баварии» и «Шальке». Еще был вариант сходить на матч баскетбольной Евролиги, но нужно было в будний день два часа ехать в город, да и вывеска у игры была не самая заманчивая, «Бавария» против «Жальгириса»…

- Возвращаясь каждое лето в Самару, на что ты обращаешь внимание?

– Дороги плохие, и кажется, что они становятся только хуже… Хотя сейчас в Самаре идет ремонт, надеюсь, когда он закончится, станет получше. Но пока уровень развития города плохой. Не буду сравнивать с Нижним Новгородом, но вот недавно мы были в Тюмени – и я был приятно удивлен этим городом: хорошие дороги, чистые улицы и в целом хорошие впечатления… У нас же везде реклама, грязь, разбитые тротуары, везде стройки… Непостижимо, почему так происходит. При этом у нас в городе есть красивейшая набережная, лучшая в России, пешеходная зона на улице Ленинградской, да и видно, что работа по благоустройству ведется, убираются, например, стихийные рыночки. Но этого мало, хочется, чтобы весь город преобразился и стал красивым. И пусть меня поймут правильно: вся моя критика – от любви к своему городу, от желания, чтобы он хорошел и становился лучше.

- За месяц отпуска ты успел слетать в свадебное путешествие на Тенерифе и съездить на Универсиаду вузов Минсельхоза в Тюмень… Тюмень на тебя произвела впечатление, а что скажешь об этом турнире?

– В финале Универсиады мы обыграли команду Саратовского агроуниверситета во главе с Артемом Клименко, два очка на последних секундах… Уровень игры там был не такой слабый, как может показаться, а вот организация в этом году была просто адовая. В Тюмени есть хороший зал, но мы играли совсем в другом. Туда притащили баскетбольные фермы, я такие увидел первый раз, и поставили их вплотную к лицевой, так, что если ты шел в проход в лицевую – мог в них врезаться. Все дни не было швабр, чтобы вытирать пол, хотя я каждый день подходил и про них напоминал. К финальному матчу одну швабру все-таки принесли, уж не знаю, что за праздник случился. Не было сирены, не было статистики, в первый день не было стрелки на судейском столике… Центральный круг был только от мини-футбольной разметки, баскетбольного не было, а потому он был в полтора раза больше положенного, и на спорном мяче мы просто стояли в трех метрах от вбрасывающего мяч судьи. Небаскетбольные люди все это, видимо, организовывали, поэтому так и получилось. Травм серьезных никто вроде за весь турнир не получил, и то хорошо…

- К Артему Клименко чувствовалось повышенное внимание?

– Мы с ним до этого не были знакомы, а во время игры пообщались немного, поприкалывались… А внимание… Я почему-то отметил, что на нем некоторые хотели сфолить погрубее, кто-то ему чуть ли не плечо хотел оторвать…

Фото: БК «Нижний Новгород»