6 мин.

Как я был болельщиком «Барселоны» и перестал им быть

Станислав Рынкевич рассказывает о том, при каких условиях можно потерять болельщицкую страсть к игре и любимому клубу.

Фан-клуб «БарсаМания» на выезде в Казань, 2010 год.

После рецензии на мадридское дерби на «Испанской кухне» раскалились сковородки с замерзшими обсуждениями – а за кого болеет автор текста, а можно ли говорить об объективности, а покажите партбилет.

В этом почти интимном материале я бы хотел полностью прояснить ситуацию относительно своих пристрастий и поделиться некоторыми соображениями на эту тему. Почему? Во-первых, мало кому нравится, когда его принимают не за того, кто он есть. Во-вторых, лучше один раз написать пост, чем тысячу раз писать комментарии.

Для тех, кто задается вопросом «что этот ни автор себе позволяет?» и «зачем мне читать откровения какого-то чувака?», вот вам ссылка на трейлер отличного сериала «Better Call Saul». Я предлагаю вам отличную альтернативу чтению текста и комментариев. И еще, тем, кто хочет сказать «как вообще можно всерьез болеть за зарубежный клуб?» – давайте эту тему обсудим в следующий раз.

Материал построен в несколько шизофреническом стиле разговора с самим собой. По сути, это просто список часто задаваемых вопросов, на которые приводятся часто выдаваемые ответы.

Это правда, что ты болельщик «Барселоны»?

Да, я действительно болел за «Барселону» и никогда этого особенно не скрывал. Болел, как это принято иронично сегодня называть, с самого детства. С 2004-го влился в фан-клуб русскоязычных болельщиков «БарсаМания», обрел там хороших друзей и написал несколько текстов, которые вошли в портфолио при попытках попасть на Sports.ru.

Приезжал в Москву на совместный просмотр класико или финалов Лиги чемпионов, ездил с фан-клубом на выезды в Казань и Минск и даже вел на сайте realmadrid.ru блог болельщика «Барселоны» (сами понимаете, какое веселье творилось в комментариях). Все это было очень важная и интересная эпоха в жизни. Но она прошла.

Ты хочешь сказать, что сейчас ты уже не болельщик «Барселоны»?

В разговоре с каждым человеком в отдельности надо прояснять терминологию – что имеется в виду под понятием «болельщик». Для разных людей это означает разное. Кто-то испытывает лютую ненависть к футболистам и болельщикам клуба-антагониста, кто-то нет. Кто-то смотрит все матчи любимого клуба, включая предсезонные игры во Вьетнаме, кто-то нет.

С точки зрения самых радикальных фанатов, я и раньше-то болельщик был так себе. Но по моим представлениям, перестал им быть в последние несколько лет – сравнивая по себе же пяти-семилетней давности.

Разве можно взять и перестать болеть за клуб? Это невозможно!

Ей-богу, в 19 лет я тоже так думал. Глядя на старших товарищей, которые сперва были активными болельщиками, а потом уходили с головой в семью, бизнес или даже другой вид спорта, мне казалось, что так нельзя, и со мной так никогда не будет. Так же, как я думал про свою первую любимую девушку, что мы с ней никогда не расстанемся.

Ничего не происходит вдруг. В моем случае сыграли и другие факторы, не только смена интересов по ходу взросления. Основной фактор – профдеформация. На Sports.ru я пишу про испанский чемпионат более семи лет, до этого еще пару лет на «БарсаМании». Когда в течение такого длительного времени ты рассматриваешь ситуацию с разных колоколен, то и звенит в голове другая мелодия. Когда ты по ходу важного матча не кричишь «вперед, дави!», а придумываешь красивый заголовок к будущей рецензии, то это диагноз.

Болельщик может себе позволить смотреть на ситуацию только с одной стороны – со стороны любимого клуба. Работает система «свой – чужой». Наш прав не потому, что он прав, а потому что он наш. Когда ты смотришь сразу за всеми, интересуешься их проблемами, получаешь и перевариваешь о них информацию, то они все постепенно перестают быть чужими. Границы сглаживаются.

Дополнительный фактор – самый успешный период в истории «Барселоны». По окончании сезона 2008/09 я испытал такие сильные болельщицкие эмоции, которых никогда уже не будет.

Победа слаще всего, если ты знал горечь поражений. Я помнил и машущий президенту Гаспару «Камп Ноу» в 2002 году и 1-4 от мадридского «Реала» в класико.

Погоди, ты все это говоришь только для того, чтобы казаться более объективным!

Быть объективным невозможно. Объективной является текстовая трансляция матча в исполнении робота, объективными являются цифры по итогам матча (но не их толкование). Любая попытка оценки событий – это уже субъективная точка зрения оценивающего. Являюсь я болельщиком «Барселоны» или нет, субъективизма от этого меньше не станет.

Более того, у меня есть опыт работы в одном и в другом статусе (когда я ощущал себя болельщиком и когда не ощущал). Никаких практических изменений нет. Тексты все равно читаются, в комментариях все равно ругаются. Нравиться всем невозможно. Другое дело, что мне хотелось бы не нравиться за то, что мое мнение продиктовано лично моими впечатлениями, а не скопировано из кодекса поведения болельщика «Барселоны».

Но разве болельщик имеет право оценивать что-либо, связанное с его клубом?

А почему нет? Если вы, допустим, не знаете о пристрастиях комментатора, это не значит, что у него их нет. Весь вопрос в профессионализме. Для аудитории привычно несогласие с высказываемой точкой зрения объяснять пристрастностью другой стороны. По итогам работы на двух разных матчах меня, других авторов Sports.ru, комментаторов НТВ+ или даже арбитров могут обвинить и обвиняют в болении за противоположные клубы.

По-моему, это откровенное предательство. Если ты говоришь, что перестал быть болельщиком, значит ты никогда и не был НАШИМ болельщиком!

Интересно, что так говорят люди, которые болеют за «Барселону» 2-3 года (в лучшем случае, лет 5) и те, кого я не знаю лично. Я никогда не подписывал документ о том, что любой болельщик «Барселоны» становится мне «своим» только на основании того, что мы с ним любим один и тот же футбольный клуб. Всегда считал это какой-то легитимной формой шовинизма – считать болельщиков противоположного клуба априори козлами только потому, что у них другие футбольные предпочтения.

«Нашими» в моем случае были и остаются люди, с которыми я 10 лет назад переживал ярчайшие эмоции в жизни. С кем мы росли и, в конечном счете, стали объединены чем-то еще, помимо общего любимого клуба. Интересы меняются, люди остаются.

А считать это предательством или нет – священное право любого болельщика. В системе ценностей болельщика это может быть охарактеризовано именно так. В том мире есть своя война, свои линии виртуального фронта, плечо товарища, и так далее. В моем мире всего этого давно нет.

Так за кого же ты теперь болеешь?

За «Миннесоту Вайкингс». За хоккейный клуб «ВМФ-Карелия». За команду КВН «Плохая компания». Мало ли сфер, где можно получить необходимый адреналин? Конечно, в эль класико болеть за мадридский «Реал» у меня вряд ли получится, но вполне себе болелось за «Атлетико» в решающем матче прошлогодней примеры с «Барселоной». Или болеется за финал Кубка Короля «Вильярреал» – «Эспаньол» сейчас. А чаще всего болеется за красивый результат, за зрелищность и крутые истории, на основе которых чему-то можно научиться.

И чего, думаешь, тебя теперь перестануть называть «барсоглором» и начнут ставить больше плюсиков?

Да боже упаси, каким бы наивным я тогда был. Но даже если в аудитории много людей, которые не читают текст дальше заголовка, это не значит, что не надо думать над основным содержанием. Никакие объяснения не помешают обвинять меня в предвзятости (называли же меня фанатом мадридского «Реала» после хвалебных текстов Криштиану или Анчелотти).

Те люди, которые остаются настоящими футбольными болельщиками одного клуба всю жизнь – честь им и хвала, и я им в чем-то завидую. Но в вопросах любви следует быть искренним, особенно – с самим собой.

Фото: Global Look Press/m67/ZUMAPRESS.com; Fotobank/Getty Images Sport/Denis Doyle